Царский поезд Николая II снова оказался на станции Дно, но в это раз произошло чудо
Кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского политехнического университета привёз с собой друзей - Сергея Критского, Владимира Дмитриева, Алексея и Николая Гербеков. На суд дновцев, которые волею судеб оказались в центре исторических событий 1917 года, было представлено эксклюзивное издание «Императорский поезд» (хроника трёх дней – от Могилёва до Пскова).
– Более 100 лет отделяет нас от печальных событий, когда император Николай II был насильственно отстранён от власти и 155 лет со дня рождения Государя, – подчеркнул на встрече в Дновском музейно-выставочном центре гость. – Данный труд не претендует на всестороннее историческое исследование, но в нём детально раскрыты события со стороны железнодорожников.
Александр много лет плотно работает с газетой «КурьерЪ» и краеведами-поисковиками «Губернского автодесанта» – Олегом Константиновым, Сергеем Егоровым и Романом Черновым. Во главу угла исследователем поставлены последние трагические дни существования монархии в России. Учёный из Питера высоко оценил работу псковичей (в том числе ныне покойной журналистки Маши Ананьевой), начиная от встречи с последней телеграфисткой станции Дно Антониной Васильевной Кочетковой-Голашевской, видевшей лично царя и сообщившей уникальные сведения, о которых не знали учёные («По пути царского поезда: станция Дно, Тоня и Николай II» №12, 2017 г.), заканчивая точным определением места Жандармского тупика в Пскове, где находился царский поезд, с загнанным, как мышь в западню, императором («120 шагов до Николая II», №49, 2019 г.).
Наш друг, Александр Исаев, на самом деле напрямую связан с железной дорогой и детально взглянул на происходящие события с технической стороны, ведь многие факты оказались просто выброшены из истории. Так, судебный эксперт побывал вместе с Сергеем Егоровым на станции Полонка, где революционные заговорщики хотели перекрыть путь царскому поезду. При этом технически доказал, что никакого крушения там быть не могло... И таких откровений на 243 страницах книги множество, не говоря уже о документах и иллюстрациях.
Несмотря на разную трактовку событий, гостям удалось объединить и увлечь неравнодушных к истории дновцев одной общей темой. Поэтому неудивительно, что эксклюзивная императорская книга оказалась в святая святых – храме. Произошло это благодаря участнице встречи и поборнице увековечения царя в Дно Диане Деевой. Как хранительница нового знакового места для дновцев, она любезно открыла двери строящегося собора Царственных мучеников, рассказала о чудесах, здесь происходящих. Мало кто знает, но первоначально была идея установить в Дно деревянную часовню, которая потом воплотилась в столь величественный царский храм. Так или иначе, но эксклюзивная книга про императорский поезд, вернувшийся снова в Дно, оказалась под куполом, из окон которого пробивались солнечные лучи, как благодарность небес за сделанное.
В заключение питерские учёные-железнодорожники и их друзья-машинисты проявили интерес и к другой царской святыне в деревне Луг, возведённой в честь чудесного спасения под Харьковом императора Александра III, и одноимённой иконы, написанной в конце XIX века по инициативе их собрата и начальника станции Подсевы Сергея Морошкина («Теряем Украину и… царя», №19). Кто знает, может и здесь дело сдвинется с мёртвой точки.
Олег Константинов,
Санкт-Петербург – Могилёв – Дно – Псков
От автора: во время обсуждения всплыло и несколько горьких фактов: до сих пор не увековечены место стоянки царского поезда в Дно и Железнодорожный тупик в Пскове. Кроме того, несколько лет назад неизвестные «доброхоты» умыкнули из клуба имени Дзержинского исторический стул телеграфистки Тони Кочетковой-Голашевской, который обнаружили в доме телеграфистки Марина Карпова, Сергей Егоров и автор этих строк... А вдруг у любителей чужого «дачного» добра теперь проснётся совесть?