120 шагов до Николая II. Установлено точное место стоянки Царского поезда в Пскове
От авторов: к слову, Акт отречения подписан карандашом. Но меньше всего хочется вдаваться в почерковедческие и династийные споры. Настало время поставить точку в главном вопросе: где конкретно стояли вагоны Николая II?
В
2017 году, несмотря на уничтоженный в Дно в войну классный вокзал, авторы этих строк нашли перрон, по которому гулял царь в ожидании приезда из Петрограда Председателя Госдумы Родзянко, а также место стоянки Царского поезда и вагона.
Для этого мы использовали аэрофотосъёмку времён войны, геолокацию, схему железнодорожного вокзала станции Дно XIX века и откровения «царской» телеграфистки Тони Кочетковой («По пути Царского поезда: Тоня и Николай II», «Что делал царь на станции Дно…», «КрЪ» №12, 21.03.17).
К сожалению, там до сих пор нет ни таблички, ни Памятного знака, но это уже вопрос к власти.
А теперь исключительно о Пскове и тупике
Ещё в конце 90-х мы с Сергеем Егоровым узнали, соединив воспоминания свиты и псковичей, про Жандармский тупик. Бесценные факты про царя поведал нам всеми уважаемый краевед (позднее Почётный житель города Пскова) Натан Левин:
– О месте, где находился Царский поезд, рассказывал друг отца Бернард Генрихович Дайбер (1890 г.р.), – ответил в редакции на наболевший вопрос 10 ноября 1997 года Натан Феликсович. – Жил приятель отца на 1-м этаже дома, где до революции был магазин красок его папы Генриха ДАйбера. Так вот, Бернард со 100-процентной уверенностью утверждал, что видел Царский поезд стоящим в Жандармском тупике, и что туда никого не подпускали. Сейчас это место находится с торца стены линейного отделения милиции.
Наша справка: не путать владельца Генриха Дайбера с колбасным мастером Карлом Дайбером. У того также была лавка, но на Сергиевской, а его сын Александр может и знал что про Царский поезд, но был репрессирован ОГПУ 14 января 1929 года.
Дебаркадер на станции Псков
К счастью, вокзал в родном Пскове (не в пример Вильно, Динабургу и Владимиру) сохранился, как и крыло жандармерии. В советское время здесь было линейное отделение милиции, ныне – отдел полиции. Так и хочется сказать, всё меняется, а «железка» вечна!
Но реально представить Жандармский тупик всё равно было сложно. Взгляд упирался в советскую каморку «кипятильника-водогрея» (где наливали горячую воду), осветительную мачту и будку стрелочника.
Всё стало ясно к 1100-летию Пскова, когда отремонтировали станцию. Благодаря друзьям, в наших руках оказались копия плана и схема путей 1869 и 1909 годов.
Там чёрным по белому французским архитектором Пирелем было записано (по-французски!), где и что находится в жандармерии. Ну, и искомый Жандармский тупик с тремя путями лежал, как на ладони. Рассчитать дальше длину было не проблемой. Вокзал почти не изменился, разве что дебаркадер (навес) исчез. Плюс пропали «главки» на крыше и станционный колокол.
Первый тупик оказался 153,36 м, второй – 256,6; третий – 298,2. Длина старых вагонов составляла 17,5 м, новых – 19. Какие вагоны были у царя, увы, тогда не установили, как и количество. Подсчёты невольно зашли в тупик...
Спасибо Балаховичу
Пусть не сразу, но судьба подарила нам снимки 1919 года Булак-Балаховича на железнодорожном вокзале. Мы увидели деревянный настил, упоминаемый во всех воспоминаниях, по которому как раз и гулял два года назад Николай II. В пору было кричать «Эврика»!
Думаем, Балахович даже представить не мог, что после своей смерти сослужит России и царю-батюшке добрую службу. На снимках чётко видны: деревянный перрон от привокзального дебаркадера и тупиковый упор второго пути.
Если сегодня подняться на пешеходный мост, то почти любой увидит скрытые очертания тупиков. Станция Псков была окружена с двух сторон железнодорожными путями, но к началу Великой Отечественной войны изначальный Жандармский (Царский) тупик уже не существовал. Вернее, не доходил до привычного торца станции.
Думаем, это произошло в рамках привычной для дороги реконструкции. Не хочется верить, что столь знаковое для Пскова и страны место было уничтожено намеренно, чтобы стереть народную память о царе по примеру Ипатьевского дома и старой Коптяковской дороги в Екатеринбурге.
Слово царской свите!
То, что Николай II гулял на вокзале в Пскове (до и после отречения) по деревянному перрону, наглядно видно из воспоминаний его свиты и современников.
Процитируем лишь пару-тройку из них:
«Царь долго гулял между поездами, спокойный на вид. Через полчаса после отречения, Дубенский стоял у окна и плакал…» (А. Блок «По неизданным документам», 1921.)
«Вдруг мимо нашего вагона по узкой деревянной платформе между путей я заметил идущего Государя с дежурным флигель-адъютантом…» (Д. Дубенский: «Как произошёл переворот в России».)
«Я… вышелъ на платформу. На ней никого почти не было, она была совсьмъ темна и освьщалась лишь двумя-тремя далёкими тусклыми фонарями…» (А.Мордвинов: «Из пережитого. Воспоминания флигель-адъютанта императора Николая II».)
«Царь часто гулял совершенно один по перрону вокзала…» (Н. В. Рузский).
А сейчас для любителей истории чуть подробнее.
Юрий Никифорович Данилов
«Мои воспоминания об Императоре Николае II-ом и Вел. Князе Михаиле Александровиче» http://emalkrest.narod.ru/txt/danilov.htm:
Краткая справка: в феврале 1917 г. генерал Ю.Н. Данилов занимал пост начальника штаба Северного фронта. Вместе с командующим фронтом генералом Н.В. Рузским вечером 1 марта он встречал на дебаркадере Псковского вокзала императора Николая II. Через два дня стал свидетелем его отречения от престола.
«Ко времени подхода царского поезда, вокзал был оцеплен и в его помещения никого не пускали. На платформе было поэтому безлюдно. Почетный караул выставлен не был, так как во Пскове строевых частей не имелось; приезд же Государя явился вполне неожиданным, почему вызов соответствующей части с фронта был невыполним. Генерал Рузский и я, при приближении Царского поезда, вышли из нашего вагона на дебаркадер. Впечатление, охватившее меня, было таково, точно в подходившем поезде везли тяжко заболевшего в пути Императора...
В вечерней темноте едва можно было заметить очертание вагонов роскошного царского поезда, медленно и бесшумно подкатившего к платформе, с изредка пыхтевшим впереди паровозом. Окна вагонов были завешены непроницаемыми шторами, сквозь щели коих пробивались только узкие полоски света, бросавшие на дебаркадер длинные, расширявшиеся в даль отблески.
Кругом - безмолвие и какое-то зловещее отсутствие жизни, особенно рельефно подчеркивавшееся темными фигурами нескольких служащих, бесшумно вышедших встретить поезд и почтительно замерших на месте. В пустоте и тишине, гулко отдавались только наши шаги, по мере приближения к месту остановки поезда. Вдруг кто-то торопливо выскочил из едва остановившегося поезда, за ним показались еще два-три силуэта людей. Это были дежурный флигель-адъютант и очередные лейб-казаки. Из числа последних, двое отделились и, по обыкновению, стали по бокам дверей, ведших в вагон Государя; оттуда же открыли освещенную дверь и спустили на платформу подвижную обитую ковриком лестницу, для удобного входа в вагон. Дежурный флигель-адъютант, соскочивший на дебаркадер, вопросительно обратился к подошедшему коменданту и затем быстро направился в нашу сторону.
Было около четырех часов дня, когда мы выходили из вагона. На дебаркадере Генералу Рузскому была подана присланная из штаба телеграмма о совершенно неожиданном для нас приезде в тот же день вечером из Петрограда двух видных членов Законодательных Палат члена Государственного Совета - А. И. Гучкова и члена Госуд. Думы В. В. Шульгина. С какой миссией едут они к нам во Псков? …. Под влиянием таких соображений, Генерал Рузский вернулся в вагон к Государю, который, одобрив сделанный ему доклад Генерала Рузского, повелел задержать отправку по назначению заготовленных телеграмм».
Александр Блок
«По неизданным документам составил Александр Блок. Алконоcт, Петербург 1921.»:
«Царь долго гулял между поездами, спокойный на вид. Через полчаса после отречения, Дубенский стоял у окна и плакал. Мимо вагона прошел царь с Лейхтенбергским, весело посмотрел на Дубенского, кивнул и отдал честь».
Дмитрий Николаевич Дубенский
«Как произошел переворот в России»:
«Вдруг мимо нашего вагона по узкой деревянной платформе между путей я заметил идущего Государя с дежурным флигель-адъютантом герцогом Лейхтенбергским. Его Величество в форме кубанских пластунов, в одной черкеске и башлыке, не спеша шел, разговаривая с герцогом. Проходя мимо моего вагона, Государь взглянул на меня и приветливо кивнул головой.
Около 8 часов вечера прибыл первый поезд из Петрограда после революционных дней. Он был переполнен. Толпа из вагонов бросилась в вокзал к буфету. Впереди всех бежал какой-то полковник. Я обратился к нему, спросил его о Петрограде, волнениях, настроении города…
Часов около 10 вечера флигель-адъютант полковник Мордвинов, полковник герцог Лейхтенбергский и я вышли на платформу, к которой должен был прибыть депутатские поезд. Через несколько минут он подошел. Из ярко освещенного вагона салона выскочили два солдата с красными бантами и винтовками и стали по бокам входной лестницы вагона. По видимому, это были не солдаты, а вероятно рабочие в солдатской форме, так неумело они держали ружья отдавая честь «депутатам», так не похожи были также на молодых солдат. Затем из вагона стали спускаться сначала Гучков, за ним Шульгин, оба в зимних пальто. Гучков обратился к нам с вопросом, как пройти к генералу Рузскому но ему, кажется, полковник Мордвинов сказал, что им надлежит следовать прямо в вагон его величества. Мы все двинулись к царскому поезду, который находился тут же, шагах в 15 – 20. Впереди шел, наклонив голову и косолапо ступая, Гучков, за ним, подняв голову вверх, в котиковой шапочке Шульгин. Они поднялись в вагон государя, разделись и прошли в салон».
От авторов: поезд Рузского стоял рядом, надо было только перейти рельсы. Сюда Рузский перебрался в связи с приездом государя. Штаб Северного фронта располагался в здании на берегу Великой и улице Георгиевской.
Спасибо фактам и книге Магазинера!
И вот летом 2019 года, благодаря питерскому другу и исследователю царского маршрута Александру ИСАЕВУ, у нас оказалась уникальная книга Николая МАГАЗИНЕРА «Императорские поезда. Как это было…». Именно она и расставила в Пскове точки над «i».
Количество вагонов в Царском поезде было не 5-6 и даже не 7-8, а девять! Свита в воспоминаниях просто забыла об этом техническом вагоне. Но ещё в апреле 1915 года данный вагон II класса №876 был покрашен в общий (синий – авт.) колер и включён как провизионный под литерой «ПР» [стр. 293] По данным Николая Магазинера вагоны в Царском поезде (в том числе и во время последней поездки) с головы состава распределялись так:
1. Мастерская «МС» (длина одного вагона 0-20 м, здесь и далее по степени возрастания, – прим. авт.);
2. Багажный «БГ» (20-40 метров);
3. Служебный «СЛ» (40-60 метров);
4. Свитский «СВ» (60-80 метров);
5. Опочивальня (вагон императора) «А» (80-100 метров);
6. Салон-столовая «Б» (100-120 метров);
7. Кухня «К» (120-140 м);
8. Провизионный «ПР» (140-160 метров);
9. Вагон для прислуги кухни «ПК» (160-180 м).
Итого длина царского состава получалась 180 метров. Уточним, без паровоза, но с буферами (сцепкой)! Соответственно, длина каждого вагона – 19,3 метра, кроме вагона-спальни – 20,2 метра [ «Краткие технические характеристики императорского поезда для путешествий внутри России» [стр. 132].
Для удобства подсчётов, округлим длину вагона до 20 метров.
Читаем далее, «в данной (псковской) поездке Свитский поезд был из 12 вагонов» [стр. 298]. «Составы вели четырёхосные паровозы серий «НВ», «НА», «НД» [стр. 299], длина 9,945 м – 10,662 м. Скорость – от 48 до 67 вёрст/час (51-71 км/час).
То есть поезда – Свитский и Царский – без проблем умещались в Пскове на 2-х длинных путях Жандармского тупика. Притом, что 3-й путь мог занимать поезд генерала Рузского (стоял рядом с императорским).
Вот оно – то самое Царское место!
В это воскресенье, 1 декабря 2019 года, участники «Губернского автодесанта» – начштаба Игорь Тарасов, краевед Роман Чернов и Олег Константинов – провели-таки рекогносцировку местности. При помощи самодельного полутораметрового землемерного циркуля мы определили место стоянки центрального царского вагона.
По факту и данным Н. Магазинера протопали 90 метров или 120 шагов (взяв за среднюю длину шага 75 см и прибавив 4 неучтённых метра от вокзала до тупика и два после).
Докладываем: получилось, что два царских вагона находились в Жандармском тупике между современной осветительной мачтой до современной будки стрелочника. Сейчас здесь небольшой взгорок.
О совпадениях. Напротив – советская водонапорная башня. Она и раньше была, но более красивая и «двуглавая».
А рядом с нами оказался пригородный поезд «Дно – Псков», которого здесь раньше не бывало. Как говорится, все совпадения по Фрейду.
Будет ли кто первым в Пскове?
Нельзя не сожалеть, что это историческое царское место до сих пор не обозначено в Пскове. Поэтому любой заявленный императорский маршрут без самой точки отречения получается и будет получаться куцым и ненастоящим.
Есть ли выход? Да! Высокие столичные железнодорожники дважды обещали публично – прислать в Псков списанный ретро-вагон из Нижнего Новгорода. Но, видимо, тот где-то потерялся в пути.
"Николай II. В царском поезде, накануне отречения, фрагмент картины художника Вячеслава Алексеева"
Ждём-верим, хотя и с надрывом. Впрочем, если говорить о символике, вот уже 102 года ждёт своего вагона и увековечения на вокзале в Пскове и сам Царь.
Олег Константинов,
Сергей Егоров,
Дно – Псков
P.S. Материал подготовлен при информационном партнёрстве администрации Псковской области.