Павел не пасует перед жизнью, хотя и слеп
Несмотря на тяжелый недуг, Голованов пишет прекрасные стихи, играет в «Что? Где? Когда?» и благодарит Бога за каждый прожитый день.ОТ АВТОРА: о Павле Александровиче мне рассказали в ГУК ЯО «Ярославский областной центр творческой реабилитации инвалидов». «Вы не разочаруетесь. Это уникальный человек. С ним есть о чем поговорить и что написать», – сказали мне сотрудники центра. И действительно, встретившись с ГОЛОВАНОВЫМ во время рабочего дня, 12 августа 2015 года, на предприятии для инвалидов «Ярославич», я сразу прониклась симпатией к этому умному, общительному человеку. Собеседником он оказался очень интересным. А история его жизни – действительно необыкновенной.О 59-летнем ярославце Павле Голованове его друзья и коллеги отзываются с теплотой и уважением. Кто знает Павла Александровича, говорят, что его жизнь можно считать примером для подражания.– Павел Александрович – умница, эрудит, творческий человек. Он пишет стихи и рассказы, пронизанные любовью к людям и природе. Самородок, который, несмотря на слепоту, обладает образным видением, тонко чувствует мир, – рассказывает о Голованове директор ГУК ЯО «Ярославский областной центр творческой реабилитации инвалидов» Наталья ГАВРИЛОВА. – Мы гордимся такими людьми. Ведь они, несмотря на свои тяжелые, неизлечимые недуги, не отчаиваются. Вся их жизнь – преодоление. Глядя на них, мы учимся быть счастливыми.Инвалид по зрению Павел с рожденья. Его детство прошло в деревне Раменье Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Отец и мать – простые люди, трудились в колхозе. К тому же успевали заниматься своим подсобным хозяйством. Особо возиться с детьми, а у Головановых подрастали двое сыновей, родителям было некогда. Поэтому, когда младший встал на ноги и окреп, несмотря на свой недуг, он помогал семье по хозяйству: ухаживал за скотиной, ходил в лес за хворостом, пилил и колол дрова, носил воду с колодца, выполнял работу по дому. Почти все – наравне со старшим братом. Павел рос не злым, отзывчивым мальчиком и очень хотел быть полезным семье. Он научился обслуживать сам себя и помогал своим близким. Был смышленым, не отставал в развитии от других детей.В детстве он различал силуэты и оттенки – темные и светлые. Это был плюс. Худо-бедно, но Павел мог что-то чуть разглядеть. Благодаря этому изучил и запомнил в деревне все маршруты, знал каждую кочку, каждый поворот и склон. Совсем ослеп он позже. А когда был маленьким, мир казался добрым, ласковым, полным радостей и приключений.– Огромное спасибо моим родителям, брату и друзьям, которые не относились ко мне как к ущербному человеку, а общались на равных, только бережно и с пониманием. Когда нужно – поддержат, не дадут упасть: я всегда ощущал руку помощи. Брат любовно вырезал для меня самодельные игрушки, посыпал дорожки опилками в саду, чтобы я мог ходить по мягкому настилу. А деревенские ребятишки брали с собой гулять. Но ведь никто не заставлял этих мальчишек общаться со мной – слепым, могли отвернуться, не принять своим. Но они – приняли, и всегда, везде я был с ними! – вспоминает Павел Александрович. – Благодаря тем людям из детства я научился любить, ценить, беречь близких, помогать тем, кто нуждается. И благодарен за помощь всем, кто мне ее оказывает.В это трудно поверить, но Павел действительно рос самым обычным мальчиком. Несмотря на слепоту, он научился плавать, даже ездил на Которосль купаться один. Катался на велосипеде и на лыжах, играл в подвижные игры, ходил в лес за грибами, орехами, ягодами. Вел активный образ жизни, как многие сверстники. Так как незрячий мог оступиться и упасть, друзья поддерживали его. Когда катался на велосипеде и лыжах, страховали с двух сторон. Не отпускали одного туда, где могло быть опасно. Но Павел и сам был смелым мальчуганом. Он знал всю округу, мог обходиться без посторонней помощи. И тактильные ощущения помогали – наощупь тоже можно было ориентироваться в пространстве, использовать необходимые предметы.А еще Павел с детства любит животных.– У меня был преданный и верный друг – баран Мишка. Такой замечательный! Я его выходил, когда он почти умирал. С тех пор он стал совсем ручным. Понимал жесты, команды, откликался, ласкался, почти как собака. И когда его не стало, я очень сильно переживал. Об этом я написал в своем рассказе, – рассказывает Павел Александрович.Но сейчас у Голованова дома животных нет. Он бы, может, и завел собаку-поводыря. Но с ней много забот: кормить, выгуливать, играть. А с работой уделять должное внимание четвероногому другу некогда.Учился Павел Голованов в коррекционных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей. Он был отличником. До золотой медали не дотянул совсем чуть-чуть: подвела «четверка» по русскому языку в одном из полугодий.– Я очень признателен педагогам, многие из которых были слабовидящими. Они давали мне читать умные, познавательные, редкие книги, помогали в учебе. Благодаря им я получил прекрасные знания, – говорит ГОЛОВАНОВ. – А ведь слепому учиться не просто. Нелегко, к примеру, освоить астрономию и узнавать созвездия, не видя их. Трудно вычитывать текст диктанта и не пропустить ни одного знака препинания. Сложно что-то отыскать и указать на географической карте...Хорошо, что у него были свои маленькие хитрости в учебе. Например, учительница по русскому языку подсказала, как лучше вычитывать текст, чтобы пропускать меньше ошибок.После школы Павел перебрался в Ярославль, получил жилье от общества слепых. По любви женился на своей однокласснице Александре из Костромы, с которой счастлив до сих пор и живет душа в душу. Родил здорового сына, которому сейчас уже 35 лет.Вот уже 40 лет Голованов работает на комбинате Всероссийского общества слепых «Ярославич». Сейчас на этом предприятии, которое в прошлом году отметило свое семидесятилетие, трудятся 55 человек. Незрячие собирают швабры и щетки.По-прежнему Голованов увлекается чтением литературы, пишет стихи, рассказы, освоил компьютер. Читает и пишет он по системе Брайля, с помощью рельефно-точечного тактильного шрифта, которому научился еще в школе-интернате. Особенность этого шрифта в том, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается и читается слева направо. Фактически слепые читают с помощью пальцев, по выпуклым точкам, которые прокалываются на бумаге во время письма.Жена Павла тоже очень любит литературу. Оказалось, в семье слепых читают намного больше, чем во многих семьях зрячих.Самые лучшие строчки, по словам Павла Александровича, рождаются у него на работе. Под монотонный шум станка задается определенный ритм, и как-то все ладно, поэтично получается.Наибольшее влияние на Павла Голованова оказало творчество Иннокентия Анненского. Любит он читать Пушкина, Лермонтова, Фета. Из прозы – Дину Рубину. Но далеко не вся литература издана по системе Брайля. А звуковые записи Павел Александрович не любит. Полагает, что лучше читать настоящие книги, шелестя по старинке страничками.Есть у Павла Голованова и еще увлечение. Он состоит в команде Клуба интеллектуального современного искусства (КИСИ) «Ярославские медведи». Члены КИСИ – инвалиды – участвуют в международных играх «Что? Где? Когда?». Со своей командой Павел Александрович побывал на играх в некоторых городах России и ближнего зарубежья. Как-то в Казани Павлу Голованову удалось занять третье место в личном первенстве игр КИСИ.Одно огорчает Павла Александровича: говорит, за последние годы в нашей стране в худшую сторону изменилось отношение к инвалидам. Меньше строится для них жилья, меньше уделяется внимания со стороны властей. Да и люди стали более жестокими: могут обхамить, обидеть. Ходить по улицам небезопасно. Из-за беспорядочно припаркованных машин слепые вынуждены сворачивать с привычных маршрутов. А там – то незнакомое крыльцо, то бордюр, то яма, то автомобиль посреди дороги. Споткнуться и упасть человеку с белой тростью ничего не стоит.