Навязывают услуги - жалуйтесь!

«Пришла страховать автомобиль, а меня помимо этого еще вынудили застраховать ритуальные услуги пожизненно. Пришлось согласиться. Имела ли право страховая компания требовать от меня дополнительного страхования?» Анонимный звонок в редакцию, Демянский р-н  Отвечает Ольга БЫСТРОВА, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новгородской области: - В вопросе читательницы не сказано, о каком виде страхования автомобиля идет речь (ОСАГО, КАСКО). Гражданин - владелец транспортного средства, будучи страхователем по ОСАГО и стороной договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в данного рода гражданских правоотношениях не всегда является потребителем по смыслу закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - закон). Так как потребитель - гражданин, который имеет намерение заказать, приобрести или использовать услугу для личных семейных, домашних и иных нужд исключительно по своей воле и в своем интересе. Поэтому в данной ситуации действия страховщика по ОСАГО следует рассматривать не как свидетельство нарушения с его стороны требований статьи 16 вышеназванного закона, которая подразумевает изначальное существование самого предмета потребительских правоотношений по поводу товаров (работ, услуг), а как «действия в обход закона с противоправной целью» (см. статью 10 ГК РФ), приводящие к воспрепятствованию гражданину - владельцу транспортного средства исполнить законную обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности в пользу третьих лиц без навязывания дополнительных услуг. Между тем в установленную сферу деятельности Управления не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО, и, соответственно, не представляется возможным принятие мер административного реагирования за несоблюдение закона об ОСАГО к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этой обязанности. С учетом данного обстоятельства читательница может направить мотивированное обращение в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области лишь в том случае, если суть претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности договоров добровольного страхования КАСКО и т. п. Либо при заключении иных договоров добровольного страхования (КАСКО, имущества и др.) навязать дополнительные услуги за плату. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т. д.).  В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО либо при заключении договора навязать иные услуги страхования (ритуальные услуги пожизненно), о чем идет речь в вопросе читательницы, обращения следует направлять в Главное управление Центрального Банка РФ по Новгородской области (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 33, тел. (8162) 98-20-10, факс 98-20-82) для принятия мер к страховым организациям в пределах полномочий. В соответствии со статьей 15.34.1 «Необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования» Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» ЦБ РФ установлен штраф в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц.


подпишитесь на нас в Дзен