На вопросы читателей "Волхова" ответил руководитель департамента образования области Анатолий Осипов

От редакции: 27 августа в стенах нашего издания прошла «Прямая линия», посвященная началу нового учебного года.  – Заведующей детским садиком №26   (г. В. Новгород) МЧС выписывает предписания за узкие лесничные проемы. Насколько нам, родителям, известно, она уже не раз выигрывала суды по этому поводу. Но проверяющие продолжают штрафовать. Какой выход есть из этой ситуации? (Без подписи) – Безусловно, надо найти компромисс. Нормы, по которым были построены сады, сегодня изменились. Руководителю дошкольного образовательного учреждения нужно написать обращение на мое имя, а я, в свою очередь, попрошу провести совещание совместно с представителями МЧС для того, чтобы предотвратить подобные эпизоды и в других учебных заведениях.   – Анатолий Алексеевич, вопрос из поселка Тесово-Нетыльский. Нашему детскому саду больше 50 лет. Не планируется ли строительство нового?  У садика два здания. Нянечкам приходится еду носить из одного в другое. Нет горячей воды.  – Нет, не планируется.   Но надо решить, что делать с вашим детским садом.  Мы подготовим план работы, встретимся с главой поселка, а затем с населением.   – В школах ввели электронный журнал, но в нашей школе №34  г. В. Новгород компьютер есть только в учительской. По новым госстандартам педагог должен на уроках пользоваться мультимедийной доской. Но у нас она установлена лишь в трех кабинетах и в библиотеке. Как работать? Выделяются ли на покупку оборудования средства?  – Федеральный государственный стандарт предъявляет  требования к знаниям и компетенциям детей. Если школа установила мультимедийную доску в библиотеке, то учитель должен проводить урок в библиотеке. В каждом классе должны проходить занятия, во время которых ребенок пользуется доской. Уже два года в рамках программы модернизации образования мы выделяем средства, порядка 25 млн рублей, муниципалитетам на то, чтобы они закупали необходимое для работы оборудование. Я допускаю, что мы сегодня не реализуем все желания всех учителей. И, наверное, это невозможно сделать, так как технологии развиваются стремительно. Считаю, что учителям надо так строить образовательный процесс, чтобы доска была занята каждый день и каждый урок. Вопрос в том, насколько сам педагог готов ей пользоваться. Нет такого требования, чтобы мультимедийная доска была в каждом классе. Я посещаю школы и вижу, что техника зачастую простаивает, но по факторам, которые меня, как руководителя, не устраивают. Директор школы должен определить, по какому графику этой техникой пользоваться. У каждого учителя в идеале должен быть персональный компьютер. Но не вижу ничего страшного в том, чтобы учителя в учительской вносили оценки, заработанные школьниками за день. Конечно, электронные дневники – это дополнительная нагрузка на учителя, но нужно ее выполнять. Руководитель образовательного учреждения может обратиться в муниципалитет за финансированием, муниципалитет свяжется с нами, и департамент примет решение о возможном внесении поправок  в программу развития.  –  Добрый день! Меня зовут Сергей. В свое время я учился в специализированном военном классе, после которого  поступил в военный вуз. Есть ли у нас сегодня в области такие классы? Если нет, то почему? – Классов, специализирующихся на военной тематике, в области нет. Но это не препятствует многим ребятам поступать в военные вузы. Почему нет таких классов? Возможно, из-за отсутствия потребности. Открывая профильные классы, мы ориентируемся на желания родителей. Но на базе «Дома молодежи» действует «Центр допризывной подготовки». Он как раз готовит ребят к службе. Мы постараемся ваш вопрос обсудить с педагогами. Надо посмотреть, насколько это интересно родителям. У нас есть школы, в которых созданы центры военно-патриотического воспитания, регулярно на территории воинских частей проходит игра «Зарница», ребята ездят на конкурс юных спасателей, то есть происходит ряд событий, участвуя в которых, ребята могут готовиться к военной службе.   ?«ВолховЪ»:  – Какие новшества ждут нас в новом учебном году?  – В школы 1 сентября пойдут 59 тысяч учащихся. Каждый пятый в области, а с учетом педагогов – каждый четвертый задействован  в системе образования. Выросло число первоклассников. Одна из новаций – все школьники в новом учебном году будут посещать музеи. То есть изучать историю «вживую». Во-вторых,  с этого года вводится обязательная школьная форма. В прошлом году это требование касалось начального звена, в этом – всех школьников. Нашим законом об образовании были утверждены требования к школьной форме, мы установили ее общий облик, а конкретику определяет образовательная организация. Я считаю, что школьная форма дисциплинирует, настраивает на учебу.  ?«ВолховЪ»:  – Если в семье не один ребенок, то купить каждому из них школьную форму ощутимо для бюджета. Как быть?  – Родители должны готовиться к первому сентября. И лет тридцать назад мамы и папы поступали так же – откладывали деньги на форму. Что касается малоимущих семей, то они могут обратиться в органы соцзащиты. Ни один родитель не останется без внимания, если он не отмалчивается. Но  даже если ребенок придет на занятия без формы, он будет учиться так же, как все.  – Меня зовут Ольга. Мой ребенок пойдет в седьмой класс  школы №13 с углубленным изучением информатики (г. В. Новгород). В нашей школе нет кружка по освоению компьютера. Насколько я знаю, таких занятий нет во всем городе. Все, что мы нашли в прошлом году, это программирование роботов.  – Как правило, на первой неделе учителя будут опрашивать детей и родителей, какие кружки и секции они хотят посещать. На их организацию мы выделяем средства. Мы, в свою очередь, направим методические рекомендации по дополнительному образованию. Не исключено, что подобные кружки работают во Дворце им. Лени Голикова.  Это я уточню в городском комитете образования. На сайте комитета (vnovobr.ru)мы выставим перечень всех кружков и секций. На этом же сайте есть «горячая линия», где вы можете оставить свое обращение.  – Здравствуйте! Меня зовут Екатерина. Прочла  в Интернете, что якобы в Новгородской области ввели дресс-код для учителей. Это правда? Моя сестра работает в сфере образования.  – Спасибо за вопрос. Никаких решений по поводу введения дресс-кода для учителей в Новгородской области не принято. Это –  тема для обсуждения, прежде всего, в педагогическом сообществе. Как я предполагаю, дресс-код должен воспитывать учителя, настраивать его на организацию образовательного процесса. Мы понимаем, что учитель сегодня должен соответствовать определенным требованиям. Это относится и к его одежде. Ведь педагог – образец для подражания для ребенка. Я считаю, что дресс-код должен быть, а что скажет на этот счет педагогическое сообщество, мы узнаем в ближайший месяц.   ? «ВолховЪ»:  – Периодически в редакцию поступают вопросы по поводу учебников. Давайте напомним, какую литературу школа обязана выдавать, а что нужно покупать за свой счет. – Обеспечение учебниками – задача школы. Департамент эти потребности финансирует. Ежегодно Министерство образования утверждает перечень допущенных к использованию учебников. Исходя из него, мы формируем заказ на их приобретение. В этом году на эти цели мы выделили порядка 24 млн рублей. Каждая образовательная организация приобретает их самостоятельно. Зачастую школа меняет программу, в итоге литература простаивает. Поэтому в этом году мы организовали взаимодействие со школами, чтобы они могли обмениваться учебниками на основании акта передачи. Есть школы, в которых не полный комплект учебников по физкультуре или по музыке.  Однако по основным предметам все ребята учебниками обеспечены. Есть вопрос по рабочим тетрадям –  относить их к учебникам или нет? Вобще надо относить и покупать их за счет бюджетных средств. Вместе с тем рабочая тетрадь используется только одним учеником, тогда как учебники в среднем применяются лет пять. В следующем году к каждому учебнику будет прилагаться электронная версия. Найти рабочую тетрадь – задача школы. Вопрос в том, насколько образовательное учреждение спланировало эту работу. Ведь можно объединить учебники и закать их единым лотом, в такой ситуации они обойдутся дешевле. – Должны ли подвозить ребенка до школы? (Вопрос пришел на электронную почту редакции) – Санитарные правила определяют подвоз учащихся. По городу это осуществляет только общественный транспорт. Организация подвоза – полномочия муниципалитета. Разработаны маршруты подвоза, они обследованы на безопасность, ремонтируются дороги. Если дом ребенка расположен на расстоянии свыше тридцати километров, то ему предоставляется жилье, например, при школе-интернате. Не больше километра ребенок должен идти до автобуса и не дольше тридцати минут – от остановки до школы. В пути с ребятишками обязательно должен быть сопровождающий педагог. Водители проходят медобследование, инструктажи. – Добрый день! Моя дочь учится на четвертом курсе филологического факультета. Можно ли ей после университета устроиться  работать в школу? Какая зарплата ждет молодых педагогов? Положены ли им какие-либо льготы?  – Мы будем рады, если ваша дочь примет решение  работать в школе. На первых порах зарплата мололого педагога составляет 14-15 тысяч рублей. Но опять-таки она зависит от нагрузки. Льгот, как таковых, нет. Но в этому году мы будем инициировать продолжение программы ипотечного кредитования для молодых учителей. Рекомендую вам ознакомиться со всеми имеющимися вакансиями на сайте vnovobr. ru. Было бы неплохо уже сейчас установить контакт со школами или с комитетом образования, заявить о себе. Коллеги бы подсказали, какие есть перспективы.  ? «ВолховЪ»:   – Сколько детей с Украины к нам прибыли?  – На сегодня документы подали 229 родителей. Это те, кто получил определенный статус. Все эти дети уже зачислены. Мы провели обучение педагогов и сейчас в школах, где есть прибывшие с Украины, работают  адаптационные группы. Мы должны посмотреть уровень подготовленности детей. Практически все они говорят по-русски, но не пишут. Нужно обеспечить плавное вхождение в образовательный процесс. Сейчас во всех районах области есть такие ребятишки. Думаю, что они успешно впишутся в учебу, педагогические коллективы настроены на работу. У нас есть информация, что не все родители подали документы для обучения детей. Это настораживает. Поэтому я обратился ко всем главам районов, к председателям комитетов с просьбой провести подомовой обход. Важно, чтобы все дети, которые живут в Новгородской области, посещали образовательные учреждения. Полосу подготовила  Виктория Ли


подпишитесь на нас в Дзен