Что надо знать вам о турфирме
«Я собираюсь в отпуск. Впервые в жизни хочу полететь за границу. Скажите, на что нужно обратить внимание при выборе турфирмы? Как действовать, если мне не понравится поездка?»
Елена, Великий Новгород (звонок в редакцию)
Отвечает Ольга ЛЕУХИНА, главный специалист — эксперт отдела защиты прав потребителей и контроля за соблюдением правил реализации товаров, работ, услуг Управления Роспотребнадзора по Новгородской области:
- Одним из критериев выбора турфирмы может быть опыт работы компании и квалификация ее сотрудников. Также можно руководствоваться следующими критериями: имеется положительный опыт общения с туркомпанией, например когда услугами фирмы пользовались друзья или родственники; фирма достаточно хорошо известна на туристском рынке и имеет положительную репутацию. Придя в турфирму, клиент предполагает получить достаточное количество достоверной информации, позволяющей сделать выбор в пользу того или иного туристского продукта или отдельной услуги. В задачи специалиста по продаже входит обязанность предоставить интересующую клиента информацию.
При посещении турфирмы обратите внимание на наличие вывески, содержащей информацию о полном фирменном наименовании туроператора/турагента, его юридическом адресе, графике работы; оборудованных рабочих мест для персонала; оборудования для хранения денежных средств и бланков строгой отчетности; стульев (кресел) для обслуживания посетителей; технических средств (средств связи, компьютеров, копировальной и множительной техники и пр.); рекламных проспектов, каталогов, подобранных по турам.
В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и ГОСТом 50690-2000 в офисе компании в доступном для обозрения месте должен быть оформлен информационный стенд для потребителей, на котором размещается следующая информация: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица, общие правила реализации туристского продукта, бланки документов, оформляемых при реализации турпродукта (образцы договора, заявки на бронирование, памятки и др.); информация о режиме работы и реализуемых им работах, услугах.
Предоставление обязательной информации о турпродукте предусматривается статьей 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности туриста. В соответствии с названной статьей турфирма обязана предоставить достоверную информацию относительно следующих моментов: правила въезда в страну и выезда; сведения о необходимости наличия визы; основные документы, необходимые для въезда; опасности, с которыми турист может столкнуться во время путешествия; таможенные, пограничные, медицинские, санитарно-эпидемиологические и иные правила; места нахождения почтовых адресов и номеров телефонов органов государственной власти РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья; национальные и религиозные особенности страны; иные нюансы путешествия.
Если в момент заключения туристического договора клиент понимает, что полученная им ранее информация полностью или частично не соответствует той, что он получил на предварительном консультационном этапе и не отвечает его потребностям, интересам и возможностям или неприемлема для него по каким-либо иным причинам, он имеет право отказаться от приобретения данного продукта и выбрать другой, соответствующий его.
Последствиями несоответствия предоставляемой информации о турпродукте реально полученным услугам в течение путешествия могут быть возникновение всевозможных жалоб и претензий к турфирме со стороны обманутого клиента.
Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии. Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера. В случае, если в добровольном порядке претензия не удовлетворена, потребитель имеет право обратиться в органы защиты прав потребителей или в суд по месту нахождения истца или ответчика.