Масоны отличились в новгородском Кремле

В эксклюзивном интервью нашей газете «вольный каменщик» приоткрыл тайны закрытого ордена с многовековой историей От автора: в библиотеке «Читай — город» в Великом Новгороде 19 февраля открылась выставка, посвященная истории развития масонства в России. Среди присутствующих на выставке зрителей я разговорилась с одним мужчиной. Во время нашей беседы выяснилось, что он не просто любопытный созерцатель древних манускриптов, а самый настоящий масон — досточтимый мастер достопочтенной ложи «Астрея». При условии, что я не стану публиковать его имя, он согласился рассказать про братство и о том, какую роль масоны сыграли на Новгородской земле.    Мой новый знакомый, назвавшись Ами, говорит, что существуют несколько версий происхождения масонства. Согласно одной из них, союз людей свободных, и добрых нравов, образовался из организацией строителей — каменотесов и архитекторов.  Другие прослеживают прямую связь с рыцарями- тамплиерами. Некоторые считают, что история ордена началась с приходом новой эры, - начал беседу Ами. - Но достоверно известно, что организационно орден вольных каменщиков оформился в начале 18 века. Если точнее, в день рождества св. Иоанна Крестителя 24 июня 1717 года в лондонской таверне «Гусь и вертел» была учреждена первая в мире «Великая ложа». По словам Ами, новгородской земле масонские таинства вовсе не чужды. Именитый новгородский архиепископ Феофан Прокопович тоже был близок к масонам.  И вовсе не случайно восшествие Феофана на новгородскую кафедру пришлось на 25 июля 1725 года — именно в этот день мы отмечаем масонское новолетие, - говорит мой собеседник.  И добавляет, что еще более ранние контакты «вольных каменщиков» с кафедрой Святой Софии приходятся на средневековье.  Дело в том, что новгородские архиепископы  приглашали к своему двору мастеров — каменщиков из Европы, которые были членами «оперативных» масонских лож. Все члены цеха подчинялись «регламенту вольных каменщиков». Ами говорит, что свидетельства пребывания масонов в Новгороде сохранились не только в летописях, но и в архитектуре древнего города.  «Оперативные» масоны участвовали в строительстве Грановитой палаты с тридцатью дверными проемами. Есть легенда, что она стала неким пророчеством, которое масоны адресовали архиепископу Евфимию. Могли ли они предугадать, что кафедру Святой Софии владыка будет занимать тридцать лет? - рассуждает Ами. Со слов Ами, внутренняя конструкция Грановитой палаты очень схожа с шотландской часовней Рослин. Последняя общепризнанно считается масонской. Именно в ней по мнению автора бестселлера Дэна Брауна хранится святой Грааль.    На памятнике «Тысячелетия России» изображены фигуры тринадцати масонов, - говорит мне Ами. - В музейной экспозиции Новгородского Кремля представлен масонский кубок, изготовленный в немецком городе Любек. По всей видимости, в музей он попал из ризницы Софийского собора. Скорее всего некогда кубок подарили одному из архипастырей Новгорода.  По словам Ами, массивные серебряный кубок украшен медальонами, в которые средневековым готическим шрифтом вписаны правила франкмасонской гильдии. Крышка сосуда увенчена крохотной статуэткой юноши, опирающегося на цеховой щит с изображенными на нем символами строительного ремесла: циркуль, наугольник, молоток, отвес и, конечно же, заключенное в треугольник, всевидящее Око (Лучезарная дельта).  Сама  форма кубка вполне традиционна. Подобные металлические сосуды широко использовались на собраниях торговых и ремесленных гильдий Западной Европы в качестве «братин». Они пускались по кругу как символ укрепления братских связей между мастерами — сотрапезниками, - описывает Ами. Мой собеседник добавляет, что помимо Феофана еще минимум двое новгородских архиереев также имели непосредственное отношение к масонам. Речь идет о митрополите Михаиле, известном в миру как Матвей Десницкий, и о митрополите Серафиме. Бытует мнение, что еще в молодости последний близко сошелся с русскими франкмасонами.    Ами рассказывает, что рассвет масонства в России приходится на первые десятилетия царствования Екатерины II. Масонами были и фаворит императрицы Григорий Орлов, и глава иностранной коллегии, наставник будущего русского императора граф Никита Панин, генералы И.Н.Болтин, Н.М.Бороздин, графы А.А.Брюс, А.К.Разумовский, А.С.Строганов, князья Ю.В.Долгорукий, Г.П.Гагарин, А.Б.Куракин, М.М.Щербатов и другие. Одним из первых русских масонов стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он был посвящен и возведен в третью степень мастера в Петербурге в ложе «Три звезды». Другой великий русский полководец фельдмаршал князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (Смоленский) приобщился к таинствам Ордена в 1779 году в Регенсбурге. Впоследствии он дошел до высших степеней и был одним из влиятельнейших членов российского братства вольных каменщиков, - делиться со мной Ами. Кроме того, по словам Ами, масонами были Сперанский, Карамзин, Грибоедов, Пушкин, Пестель, Брюллов, Жуковский и многие другие «золотые головы» Российской Империи. Мастером Ложи «Астрея» был любимый многим артист Петр Вельяминов. В России ложи действовали вплоть до 1918 года, когда были запрещены уже советским правительством. И возродились примерно с 1991 года.  Сегодня в Великом Новгороде масонской ложи нет, но есть братья масоны. Всего в России не более двух тысяч масонов, - говорит Ами. «Вольный каменщик» отмечает, что как и в прошлых столетиях, масонство по — прежнему остается нравственно-этической системой, скрытой в аллегориях и символами.   В масоны человек идет, когда осознает необходимость духовного развития и нравственного роста. Этим проще заниматься в кругу единомышленников. Чтобы сделать свою страну лучше, и улучшить мир, начать надо с себя, с искоренения своих пороков, - делится со мной Ами. Он рассказывает, что цвет кожи, национальность, политические или религиозные убеждения не могут стать препятствием для членства в Ордене. Дело в том, что в ложах Братства запрещено обсуждать то, что может разъединять людей. Одним из самых удивительных аспектов масонства всегда было то, что так много разных людей из совершенно различных слоев общества могут мирно общаться между собой, никогда не обсуждая политику и не вступая в религиозные дебаты, во взаимной гармонии и дружбе, и обращаться друг к другу «Брат». Вне зависимости от занимаемого положения в обществе, мы относимся друг к другу как к «равным среди равных», - объясняет Ами. - Мы приветствуем  принципы совести, веры, свободы вероисповедания и отвергаем любое насилие над этими принципами. Уважаем любую искреннюю веру и честное убеждение. Ами говорит, что при вступлении в ложу, ее члены становятся твоей семьей. Есть определенные знаки и признаки, по которым «брат» узнает «брата» в любой стране и на любом континенте. Бывает, что человек хочет вступить в орден, ожидая, что научится летать, сможет править миром или ему достанется частичка философского камня. Но это не так, - поясняет Ами. - Любой может пообщаться с братьями на нашем форуме ложи «Астрея», мы с радостью ответим на все вопросы.   Мой собеседник уверяет меня, что никакого «масонского заговора» не существует. Это все мифы и глупости конспирологов.    Масонство — это не тайная организация, но организация со своими тайнами, - с улыбкой резюмирует Ами. Маша КРОТОВА,


подпишитесь на нас в Дзен