"Волхову" рассказали как новгородцы женились в прошлом веке
От редакции: все идет, все изменяется. Но, как и много веков назад, свадьба остается едва ли не самым важным событием в жизни. А летом наступает настоящий свадебный бум! В разгар торжеств сотрудник музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» Людмила ИВАНОВА рассказала, как становились мужем и женой в новгородских деревнях в конце 19 – начале 20 веков.
Возраст брачующихся был строго прописан в Своде гражданских законов 1842 года: «Девушке позволено вступать в брак не ранее 16, а юноше – 18 лет». Как правило, парни выбирали себе невест из девчат, живущих по-соседству. Старожилы говорили: «Женись хоть на курице, да с соседней улицы». Утром в день бракосочетания девичий сон в родительском доме прерывался словами: «Вставай, последняя нега у родной матушки!» Невесту окручивали к венцу в хорошую, но не новую одежду. В некоторых деревнях было принято обвязывать молодых по голому телу рыбацкой сетью, которая спасала жениха от «невстанихи» брачной ночью.
О приезде жениха невеста узнавала по перезвону колокольчиков упряжек. Первым делом суженый выкупал будущую жену, после чего они направлялись в церковь. Как и сегодня, к венцу молодые ехали в разных санях. А по окончании церемонии уже в одних к дому родителей жениха.
– Новобрачных встречали свекр и свекровь с решетом и караваем в руках. Молодые его надкусывали. Считалось, у кого кусок больше, тот будет главным в доме. Очень трогательный момент, который мы воспроизводим, – сжигание девичей воли. Девушка бросает в костер ленточку и еловую ветку. После этого она кланяется своим родителям, родителям жениха и трижды мужу, – рассказывает Людмила ИВАНОВА.
Вечером в избе начинался свадебный пир. После него молодых отводили в клеть – кладовую комнату.
– Проведение первой ночи вне жилых помещений, очевидно, связано с древнейшими представлениями похоронной обрядности. Свадебный цикл пронизан трагизмом прощания с девичеством, – поясняет Людмила Ивановна.
Брачное ложе состояло из пары «козел» и широкого дощатого спального щита. На него сперва укладывали мешки с зерном для плодовитости, затем несколько наматрасников, набитых соломой, простынь, одну подушку. На ложе молодых укладывали рано вечером, а ночью крестный отец жениха и так называемый «дружко», коллега нашего тамады, проведывали новобрачных. Если спутаны лежат, то гости поднимали тосты за молодых, коли врозь – то сваха или свекровь подсказывали, что надо делать.
Второй день свадьбы назывался «княжой» стол.
– Мы восстановили и сохранили эту традицию до наших дней. Это свадебное торжество с комплексом обрядов чествования молодых «князя с княгинею», вручения даров, проверки сноровки невесты, – говорит Людмила ИВАНОВА.
«Княжой» стол начинался с подкликания гостей к рюмочке. На стол ставили сухие блины или блюдо с «хворостом» – обрядовым печеньем, студень, кашу, жаркое, пироги. Каждое блюдо начинали и заканчивали молодые, чтобы их «детки не сопливились».
После застолья невестку проверяли в работе: просили ее испечь блин, покормить корову или подмести пол. Вечером того же дня молодожены ехали в дом невесты. За столом у тещи зять благодарил родителей жены за дочь.
Маша Кротова, г. Великий Новгород