СВЕТИ, МЕНОРА!
Минувшей весной на выставке живописи я встретила Элеонору Савельеву - руководителя еврейского центра.
- У нас очень хорошая новость. Совсем скоро во Владимире будет свой раввин! - поделилась она. - Это такое событие! Мы столько времени этого ждали!
Действительно, примерно через месяц еврейская общна обрела своего духовного лидера. Познакомиться с ним мне удалось накануне, пожалуй, самого светлого иудейского праздника.
Праздник свечей
В прошлом году по приглашению Элеоноры Владимировны я приняла участие в праздновании Хануки, что в переводе с иврита означает «освящение, обновление». Этот праздник отмечает победу света над тьмой. Тысячелетним символом его являются восемь огоньков, рождаемых восемью свечами.
В 2022 году Ханука начнется 19 декабря, но поскольку еврейский день считают с захода солнца, первую свечу в специальном светильнике - меноре - зажгут накануне указанной даты. На следующий день - две свечи, три — в третий день и так далее, до восьми.
В течение этого времени еврейский народ вспоминает события, благодаря которым он выжил и сохранил свою историю.
Согласно преданию, во втором веке до нашей эры в Иудее, находившейся под властью грекосирийской империи, вспыхнуло восстание.
Произошло это после того, как евреям попытались навязать культ греческих богов.
Освободившись от гнета язычников, иудеи первым делом решили освятить оскверненный греками иерусалимский храм. По преданию, евреи отыскали в нем масло для лампад, однако его хватило бы только на сутки.
Но чудесным образом огонь в меноре не гас на протяжении восьми дней. В память об этом чуде в Хануку верующие иудеи каждый вечер проводят описанный обряд. Обычно дни Хануки наполнены весельем и красочными фейерверками. Такой праздник Элеонора Савельева устроила и для владимирских евреев. В доме на Вознесенской улице за большим накрытым столом собрались почти все представители общины: от самых юных до почтенных старцев.
Элеонора Владимировна в очередной раз продумала сценарий, чтобы гости провели время не только весело, но и с пользой.
Она рассказала историю праздника и подготовила целый спектакль, в котором поучаствовала даже я. А потом были конкурсы и, конечно же, танцы под традиционную музыку.
Теперь же просветительская деятельность общины легла на плечи нового духовного наставника.
Приход раввина
Своего духовного лидера у владимирских евреев не было более 90 лет. В конце марта этого года у столицы нашего региона появился свой раввин.
Гершон Гуревич родился во Владивостоке в 1996 году в еврейской семье.
- У нас была абсолютно ассимилированная семья, еврейских традиций мы не придерживались, мама даже стеснялась своей при- надлежности к еврейству, я поначалу тоже, - признается раввин.
Все изменилось в тот момент, когда в 16 лет Гершон всерьез увлекся изучением темы холокоста. Шокирующие факты дали свой эффект и, как сказал наш собеседник, стали первыми шагами к принятию себя.
- Потом узнал, что в наш город приехал молодой раввин - примерно такого же возраста, как я сейчас. Стало интересно с ним пообщаться, - продолжал Гершон.
Постепенно жизнь и взгляды молодого человека кардинально поменялись. Гершон познакомился с местной еврейской общиной, а через два года начал обучение в еврейской религиозной академии, ешиве «Томхей Тмимим». Там в России можно было качественно изучить иудаизм.
- Мама, конечно, переживала, поскольку я единственный ребенок в семье, но потом приняла мой выбор, - говорит Гершон.
После окончания академии выпускник согласился поработать в должности молодежного раввина в Самаре, а через год принял предложение переехать во Владимир - уже семьей - с женой и сыном.
- Город понравился: и визуально, и по отношению людей. Местные жители хо-
рошо относятся к еврейству.
Община тоже сразу меня приняла, - поделился впечатлениями собеседник.
В отличие от Самары, в нашем городе приходится работать с людьми всех возрастов, что приводит к определенным сложностям: ведь, как выразился Гершон, «контент надо адаптировать под каждую группу». Говоря простым языком, основы иудейства нужно разъяснить как школьнику, так и зрелому человеку. Здесь и молитвы, и уроки, и просто
общение. Если в больших общинах каждой сферой занимается отдельный раввин, то во Владимире Гершон стал «многофункциональным» наставником.
- Я считаю, что в моем деле главное - креативный под- ход. Иногда, чтобы провести
какой-либо праздник, необходимо внести в него элементы игры. Так люди лучше впитывают и усваивают историю, - уверен раввин.
День, когда прощаются грехи
Кстати, о праздниках. Их в иудейском календаре великое множество. Годовой цикл создает сюжет, который формировал еврейский народ. Таким образом воспроизводится его история.
К примеру, в Иерусалиме Новый год или Рош ха-Шана наступает в новолуние седьмого месяца тишрей (1 и 2 числа), который приходится на сентябрь-октябрь. К слову, в этот раз иудеи отметили 5783-й год.
- Еврейский Новый год сильно отличается от традиционного, который отмечают в России, - пояснил раввин. - Это очень серьезный день, когда каждый переосмысливает то, что делал в
прошлом году. На протяжении 10 дней евреи просят прощение за совершенные грехи,
стараются показать свои самые хорошие качества, помочь тем, кто в этом нуждается. А потом наступает Йом Киппур – день, когда всевышний определяет судьбу человека на грядущий год. Это время посвящено молитвам и посту.
Через 15 дней после праздника Рош ха-Шана наступает Суккот, или день шалашей.
- Пребывание в шалаше является одной из основных заповедей праздника, наряду с проведением в нем торжественной трапезы. Евреям заповедано проводить в радости все семь дней в шалашах. Это и есть напоминание о том, как их предки жили во времена Исхода из Египта в Синайской пустыне, - рассказывает Гершон.
Другая важная заповедь Суккот - «арбаа миним».
- Четыре вида растений, каждое из которых символизирует различные черты представителей еврейского народа, связывают в единый букет. Этрог - плод цитрусового дерева цитрона - он
пахнет и имеет выраженный вкус - символизирует умного человека, знающего Тору и занимающегося добрыми делами. Лулав - побег финиковой пальмы - без запаха, но с хорошим вкусом - как евреи, которые знают Тору, но не совершают добра. Мирта источает аромат, но вкуса не имеет - она символизирует тех, кто плохо владеет Торой, но делает добро. А безвкусная и неароматная ива - людей, не владеющих знаниями и не совершающих
благих поступков. Как этот букет, в праздник Суккот под шалашом собираются все: и
добрые, и не очень. Тем самым подчеркивается многовековое духовное единство народа
Израиля, - говорит раввин.
Этот букет сохраняют до весны и в канун праздника Песах его сжигают.
- Этот праздник воспроизводит сюжет выхода из Египта. Он очень важный и самый любимый в народе. Здесь ужесточаются и без того непростые правила кашрута. И запрещаются все продукты, имеющие в своем составе закваску: хлеб, макароны и т. д. В нашей общине мы адаптируем меню, чтобы по все правилам провести пасхальную трапезу, - говорит Гершон.
Если разговор зашел о еде, я не могла не задать вопрос, касаемый кошерной пищи.
- «Кошерный» - означает пригодный, - объяснил собеседник. - Тора запрещает некоторые продукты и накладывает определенные правила на приготовление разрешенных. Например,
мы можем есть лишь мясо кошерных животных, которых забили тоже по определенным правилам. С рыбой немного проще — главное, чтобы у нее были плавники и чешуя. Но смешивать рыбу и мясо нельзя, так же как и подавать их на одной посуде.
Дружба диаспор
После беседы с раввином я немного пообщалась с Элеонорой Владимировной. Она вместе с юным представителем общины собиралась на местное телевидение, где мальчик должен был рассказать о традициях еврейского народа.
- Знать традиции людей, которые живут рядом с нами, очень важно. Это помогает избежать конфликтов, споров, укрепить отношения между представителями разных национальностей.
Показывая свою осведомленность относительно основ культурных особенностей наших соседей, мы выражаем свое уважение, - говорит она.
По словам Элеоноры Савельевой, их община принимает активное участие в городских и областных мероприятиях. К примеру, недавно и она, и Гершон писали межэтнический
диктант, выезжали на возложение цветов к усыпальнице Пожарского в Суздале.
Еще глава еврейской автономии с удовольствием принимает приглашение других диаспор для обсуждения каких-либо вопросов в неформальной обстановке, да и просто ради общения. Ведь все народности, про- живающие на территории Владимирской области, по
сути - одна большая семья, каждый член которой достоин уважения, и они, в свою
очередь, должны чтить землю, ставшую для них домом.
Ксения БОБРОВА,
г. Владимир