Стиль - народный
На протяжении полугода - а это более десяти выпусков - мы рассказывали о диаспорах, проживающих на владимирской земле. Каждый наш герой старался как можно детальнее описать быт, культурные особенности своего народа, нашим корреспондентам даже раскрывали секреты этнической кухни, демонстрировали самобытные костюмы и головные уборы.
Вспомните наших узбекских и таджикских друзей: насколько подробно и интересно им удалось донести значение национальных узоров!
Однако же далеко не все наши собеседники с подобной легкостью могли рассказать о происхождении их одеяний. Не тех, в которых они встречали журналистов, а самых что ни на есть народных.
К счастью, во Владимирской области есть человек, знающий о них очень многое. Знакомьтесь, Микаэль Ахмедов, руковолитель «Народного стиля». Хотя он имеет азербайджанские корни, но может рассказать об особенностях облачения не только своего народа. Занимается этим направлением наш собеседник на протяжении порядка десяти лет.
- Мы с товарищами долго думали, как познакомить слушателя, особенно юного, с многообразием культур Владимирской области и нашей необъятной страны. В итоге решили сделать это через призму народного костюма, - объясняет Микаэль. - Для чего? Чтобы мы научились понимать друг друга через уважение к традициям наших соседей.
Так появилась уникальная творческая мастерская. Началась коллекция с 12 одеяний представителей центральной части России и Северного Кавказа. Сейчас количество экспонатов – более 60. Среди них - как те, в которые переоблачаются представители диаспор Владимирской области во время праздников, так и совсем «экзотические» для нашего региона.
Одни из самых колоритных и богатых женских нарядов – кавказские - осетинские и чеченские. Кстати, осетины хотя пока официально не входят в Ассамблею народов нашей области, но имеют в регионе свое Аланское землячество.
- Консервативные моменты на Кавказе до сих пор остались достаточно строгими. Это касается и одежды, - подчеркнул собеседник. – Руки и ноги у женщины должны быть полностью закрыты, так же как и волосы. Обратите внимание на зону декольте – видите, там имеются специальные спицы.
Действительно, грудь девушки будто бы защищена позолоченными пряжками, длина которых уменьшается по направлению к поясу. Кстати, это не просто украшение, а самый настоящий оберег.
- Когда девушка становилась невестой, отец или старший брат дарили ей пояс. Его старались делать как можно краше – иногда обрамляли драгоценными камнями. Хотя некоторые тюркские народы на Кавказе использовали обычный красный пояс. Но функция у этого предмета была одна – оберегать чрево женщины. Из пояса-семени прорастает древо новой жизни, а узоры по бокам и пряжки - кроны дерева. Ниже пояса, словно его корни, идут два ответвления. Тем самым наряд девушки символизировал женственность, целомудрие, а также материнство. Потому что материнству на Кавказе уделялось первоочередное значение.
Осетинский платок – предмет отдельного разговора. Головной убор из шелка передавался из поколения в поколение.
Кстати, о появлении этой материи бытует иноземная легенда: некогда супруга китайского императора пила чай в саду. Внезапно с ветки ей в чашку упал кокон шелкопряда. В горячем напитке он начал распускаться. Императрица потянула за нить и была изумлена ее красотой, тонкостью и одновременно прочностью.
Из этих самых нитей рукодельницы вручную делали платки. Обычно на них изображали ромбы, символизирующие четыре стороны света, и треугольники. Дело в том, что цифра «три» имеет у осетин магическое значение. Вспомните про три осетинских пирога, три угла и т. д.
Чеченский женский костюм практически идентичен осетинскому, поскольку обе республики соседствуют в предгорьях Кавказа.
Еще один обязательный атрибут кавказской девушки – шапочка. Под нее убирались волосы, чтобы через них барышней не овладела нечистая сила.
- Ношение головных уборов присуще женщинам почти всех национальностей, - констатирует Микаэль. – Они выполняли функцию оберега.
А для большей защиты некоторые народности прикрепляли к платку или шапочке монеты, их же цепляли и на одежду. Так делали, например, башкиры, удмурты.
- По одной из теорий, народы Поволжья верили, что злые духи могут завладеть душой человека. А душа находится в области груди. Звон металлических элементов, прикрепленных к платью, отгонял нечисть, - пояснил собеседник.
Идем дальше. Этот военный наряд тяжело спутать с чем-либо: характерный длинный плащ-черкеска и специальные нагрудные кармашки – облачение настоящих казаков – тех, которых впоследствии императрица отправила на Кавказ.
- В первую очередь мы видим здесь пояс – обязательную часть костюма. Он говорит о статусе его владельца. До сих пор в русском языке есть слово «распоясаться», то есть выйти за рамки приличия, - пояснил собеседник. - С определенного возраста мужчины начинали носить оружие. Поэтому на груди имеются специальные кармашки – «газырницы», что в переводе с арабского означает «быстрый». Они были незаменимы в бою. В них горцы носили порох, чтобы в любой момент быть готовыми к бою. В такой емкости порох не намокал ни при каких условиях. Воин мог скакать верхом, лежать на земле, находиться под дождем, переправляться через реку – боеприпасы оставались сухими и могли быть использованы по назначению в любой момент.
Газыри крепились к нагрудным карманам так, чтобы в случае необходимости защитить грудную клетку от удара шашкой или вражеской пули.
А вот и всем известная папаха. Без нее горец не мог выйти ни в одно общественное место.
- В горной местности холодно, погода резко меняется, а голова должна находиться в тепле, - подчеркнул Микаэль. - Это универсальное приспособление – папаха: ею грелись, голосовали, порой она играла роль подушки в военных походах. Казаки, к примеру, в ней хранили фотографии любимых, иконки, а также письма от родных.
На следующем манекене - знаменитые казачьи штаны с лампасами.
По одной из версий эти красные полоски по бокам появились еще в 17 веке, когда воины вытирали испачканную в крови врага шашку о свои брюки. Со временем «следы храбрости» заменили характерного цвета вставками из материи.
Теперь перед нами бурятское одеяние - «экзотика» для нашего региона. Из-за климатических условий у народности сложился определенный облик: узкие глаза, широкие лица и высокие скулы. Национальная одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.
- Одежда шилась внахлест, чтобы холодный ветер не пронизывал тело, а также чтобы дольше удерживать тепло. Обычные пуговицы могут расстегнуться при быстрой езде, а такой крой не позволяет распахнуться и продуть тело. Линия талии, узкая спинка, низ - все кроилось так, чтобы было удобно скакать на лошади. То есть крой национального костюма диктовали природные условия, - объясняет Микаэль Ахмедов.
Дополнением к костюму являлись головные уборы, без них никуда.
Тооробшо малгай - островерхая шапка. Форма убора – полусферическая - словно небесный свод или очертания сопок и холмов. Эти шапки носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Неотъемлемое украшение убора – кисточка из красных ниток, олицетворяющая лучи солнца.
Микаэль о костюмах может рассказывать часами. И это не заученный текст, а объяснение того или иного элемента платья через культуру народа.
- Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и, главное, понять друг друга. А в наше время в области межнациональных отношений это особенно важно, - считает он, и с этим сложно не согласиться.
Ксения БОБРОВА,
г. Владимир