Сказки народов мира

Сказки не лишним было бы почитать и многим взрослым, чтобы поучиться доброте, уверен председатель Езидской национальной общественной организации Владимирской области «Месопотамия» Самвел Мстоян.

- История езидов насчитывает более семи тысяч лет. Но последние 1400 наш народ подвергается гонениям из-за своего вероисповедания, - рассказывает Самвел Саидович.

Мусульманская часть востока пыталась из езидов сделать мусульман. И во многом у них это получилось. К примеру, сейчас насчитывается порядка 50 миллионов курдок, из них 30-35 - бывшие езиды. А если езид принял другую веру - назад дороги нет: и неважно - заставили его это сделать или он сам так решил.

По словам руководителя «Месопотамии», геноцид его народа продолжался и до недавних пор.

- Я думал, как бороться с этим злом. Решил издать книгу «Сказки народов города Владимира», - говорит он. - Прочитав сказку какого-либо народа, мы идем к нему в гости, а через фольклор узнаем о его традициях, проникаемся к нему уважением и добротой. От этого мы становимся дружнее. И восстанавливаем добрососедские отношения. Недаром у нас говорят: «хороший сосед лучше дальнего родственника». Потому что хороший сосед первым протянет руку помощи.

В 2016 году сборник сказок был представлен в формате одноименного интернет-сайта, разработанного «Месопотамией», а уже в 2017-м появился в бумажном виде.

- Пусть книга издана не так красочно, как хотелось бы (иллюстрации в ней черно-белые. - Прим. авт.), но мы готовили ее с большим уважением к владимирцам и старались сделать ее интересной и поучительной, - говорит Самвел Саидович, протягивая мне экземпляр в зеленой обложке.

Сборник переиздавали уже несколько раз - первые 300 экземпляров на деньги, выделенные в рамках муниципального социального гранта, остальные три тысячи - на личные средства.

Открываю оглавление: азербайджанцы, армяне, грузины, народы Дагестана, евреи, езиды, казаки, русские, таджики, татары, узбеки, финно-угорская диаспора, чеченцы.

- Все сказки поделены на блоки в зависимости от национальной принадлежности, а блоки расположены по алфавиту - чтобы не было споров, кто главнее, - поясняет собеседник.

У каждой из сказок особый колорит, народная мудрость, глубина, указания на пороки. Мы словно заглядываем в гости к героям: видим их быт, отношение к жизни, слышим, как они говорят. При этом тексты изложены предельно просто. Но всех их объединяет одно - легкость восприятия и относительно небольшой объем.

Возьмем, к примеру, езидские сказки. В них главный герой - в основном это выходец из народа - борется против злых сил и, преодолевая разные препятствия, непременно их побеждает. Открываем «Десятый сын пастуха», кстати, эта сказка одна из самых любимых у Самвела Саидовича. Речь в ней идет о падишахе, которому предсказали, что его единственная дочь выйдет замуж за бедного пастуха. Правитель хотел обмануть судьбу: нашел своего будущего зятя и пытался его убить, но, в конце концов, дело закончилось свадьбой.

А вот назидательный «Урок отца», тоже от езидов: отец с сыном нашли подкову. Но мальчик не пожелал из-за нее нагибаться. Тогда подкову поднял отец, продал ее и купил кулек вишен. Родитель, желая проучить мальчугана, стал кидать ягоды на дорогу, и сыну пришлось много раз согнуть спину, чтобы полакомиться вишнями. Мораль сказки такова: «Если будешь считать легкий труд тяжелым, то встретишься с более тяжелой работой». Вот уж урок не только для детей!

Армянскую сказку «Заказчик и мастер», думаю, помнят многие наши читатели. Когда заказчик принес шапочнику овечью шкуру и попросил сначала сшить из нее один, потом два, три и т.д. головных убора. История эта закончилась тем, что клиент шапки получил в нужном количестве, но они оказались настолько малы, что надеть их можно было разве что только на яблоко.

- Если мы воспитываемся на хороших сказках, то, когда приходит беда, мы не делим друг друга по национальности, а, сплотившись, выполняем одно дело, - подытожил Самвел Саидович.

Книжки со сказками доступны всем жителям Владимирской области - председатель «Месопотамии» подарил по нескольку экземпляров всем библиотекам региона, включая сельские, а оставшиеся книги раздарил: на мероприятиях, да и просто молодым семьям с детьми, гуляющим на улице. Вне зависимости от их национальности.

Библиотечный «сундук»

Кстати, в одной из библиотек, куда направились сборники межнационального фольклора, в 2020 году появился свой проект «Сундук сказок»: представители общин и диаспор Владимирской области в кругу своей семьи читают самые мудрые, самые добрые сказки своей страны, а также делятся личными воспоминаниями о детстве, родителях, семейных традициях.

По словам заведующей отделом продвижения и внешних связей Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи Анастасии Королевой, делается это, чтобы с раннего возраста детишки учились культуре межнационального общения.

- В нашей большой многонациональной стране живет много народов. У каждого из них свои сказки. Они, как сокровища, передаются из поколения в поколение. Мы хотели не просто рассказать о национальных культурах, а поделиться сказками народов, проживающих на территории Владимирской области, - говорит заведующая.

Воплотить в жизнь эту идею решили в видеоформате: сначала за чтением снимают семью, представляющую определенную диаспору. Потом при монтаже добавляют кадры, где дети художественной студии рисуют иллюстрации к «рабочей» сказке.

Как призналась Анастасия, дело это хлопотное, но интересное. В первую очередь, нужно определиться с фольклорным произведением. Оно должно понравиться всем. Да и семьям не каждый день приходится сниматься в кино! Поэтому одним-двумя дублями не ограничиваются.

В день показа зал библиотеки заполняется полностью: приглашают «актеров», иллюстраторов, ребят разных национальностей. А после просмотра зрители обсуждают увиденное.

- Когда мы стали работать в этом направлении, обратили внимание на то, что в сказках разных народов есть общая нить: у каждой национальности есть истории, показывающие, как нельзя поступать, а как нужно, где добро, а где зло, - говорит Анастасия Королева.

Главное, уверена она, донести до детей суть: пусть мы разные внешне, но у нас одни ценности, одна общность, поэтому мы должны уважать и ценить друг другу.

Ксения БОБРОВА,

Владимирская область



подпишитесь на нас в Дзен