Вторая жизнь: бывший летчик и водитель после автокатастрофы потерял обе ноги

После трагического ДТП, произошедшего два года назад на трассе М-7 «Волга», жизнь Олега Чернякова разделилась на «до» и «после». А судебный процесс над водителем микроавтобуса, который отправил на тот свет двух человек и покалечил нашего героя, идет до сих пор. Недавно Олега показало федеральное ТВ.    

И неспроста. Его сила духа и вера в себя поражают. Он снова сел за руль, водит собственную «Ладу» и мало того, нашел новое дело, чтобы снова стать полезным людям. Недавно мы встретились с Олегом и он рассказал о себе, об аварии и том, как заново учился ходить.

Родился Олег Черняков в 1964 году во Владимире. Его отец был военным. Семья жила в ту пору в Октябрьском танковом городке.

- Так вышло, что родители разошлись, а я вырос, выучился в школе и отправился поступать в Рязанское училище воздушно-десантных войск, так как хотел стать военным, - рассказывает мой собеседник.

Однако в тот год не сложилось – парень не прошел по баллам и вернулся домой. В армию его тоже не взяли, поэтому Олег вместе с другом отправился в техническое училище №33 получать профессию слесаря-ремонтника, там сразу же обучали на водителей легкового и грузового автомобилей.

- В училище мы объяснили, что мечтаем стать военными, что будем снова пробовать поступать, и к этому отнеслись с пониманием, - улыбается Олег. – После школы учиться было всего год, и нам разрешили экзамены сдать досрочно, чтобы успеть в «военку». Мы получили дипломы и права и опять поехали каждый к себе в училище.

Шел 1982 год. Однако семейные обстоятельства повернулись так, что молодому человеку вместо желанного поступления снова пришлось вернуться во Владимир.

- Приехал сюда и пошел в армию. Служил в 1983-1985 годах в ВДВ. Меня отправили в единственную на весь Советский Союз учебку воздушно-десантных войск в Кайжюнай, в Литву. Оттуда вышел механиком-водителем БМД (гусеничная боевая машина пехоты. – Прим. авт.) и свой срок дослуживал в Кишиневе, - вспоминает Олег.

После службы молодой человек вернулся во Владимир. Погуляв немного на гражданке, парень понял, что все-таки хочет связать свою жизнь с армией.

- У мамы была хорошая подруга, муж которой служил штурманом у нас на аэродроме в поселке Сокол. Этот человек побеседовал со мной и предложил пойти в летчики, - рассказывает Черняков.

Был 1986 год, когда Олег перешагнул порог знаменитого Оренбургского летного училища дальней авиации, которое оканчивал сам Юрий Гагарин.

- Но мне прямо не везло, - смеется Олег. – У нас образовалась компания из ребят после армии, и пошли мы сдачу двух экзаменов отметить – искупались в реке Урал. А на следующий день проходить барокамеру с перепадами давления. И в барокамере у одного нос заложило, у другого - ухо, в общем, человек пять нас эту барокамеру не прошло, и никакие объяснения на руководство не подействовали. Пришлось забрать документы.

В итоге парню все же удалось поступить в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, которое он с успехом окончил в 1990 году. Там встретил первую любовь Диану, которая стала его супругой. Однако из-за бытовых проблем брак скоро распался, и Олег после окончания учебы уехал работать в Якутию – занимался перевозкой пассажиров и грузов и аэрофотосъемкой при разведке новых месторождений золота и алмазов на небольшом самолете АН-2,
позднее пересел на АН-26. Однако после распада СССР малая авиация быстро пришла в упадок.

- Я надеялся, что пилоты еще нужны, и на оставшиеся после расчета деньги поехал по маршруту: «Екатеринбург – Нижний Новгород – Уфа – Иваново - Рязань – Москва». В общем, везде, где были аэродромы. Но когда я туда приезжал и видел траву на бетонке в человеческий рост, то понимал, что ничего не выйдет, и отправлялся дальше, - вспоминает Олег.

Так наш герой снова оказался во Владимире. Здесь он проработал несколько лет в милиции. Сначала водителем, а потом оперативным дежурным, пока не грянула реформа МВД и милицию не переименовали в полицию с последующей переаттестацией всего личного состава. Начальство намекнуло 45-летнему сотруднику, что видеть его больше не желает.

Примерно в эти же годы сослуживец познакомил Олега с Мариной. На тот момент у женщины уже была дочка Карина. Стали жить вместе - сперва в Ставрово, а затем перебрались во Владимир, где в 2008 году поженились, а уже в 2010 году у них родилась дочка Милана.

- Мне после милиции предложили пойти водителем в «Багавтотранс». Но когда предприятие закрылось, я перебрался во «Владимирпассажиртранс», где и работал до того самого дня, - говорит Олег.

Аккурат на День милиции – 10 ноября 2020 года, группа водителей и руководителей предприятия поехала в Москву за партией столичных «ЛиАЗов», чтобы перегнать их во Владимир. Олег оказался одним из участников поездки. В Москве водители разобрали машины и отправились назад. Но в пути автобус Олега сломался у деревни Аннино на трассе М-7, так что пришлось вызывать техпомощь.

Слесарь Сергей и водитель Николай приехали, когда было уже темно. Они остановились за «ЛиАЗом», а Олег находился в его кабине. Он вышел из автобуса и направился к ним, но вдруг из-за проезжавшей фуры выскочил микроавтобус и буквально раздавил легковушку, вмяв ее в заднюю часть «ЛиАЗа». Сергей и Николай погибли на месте, а герою истории зажало ноги. Но кто-то успел его вовремя оттащить.

По факту ДТП на водителя, врезавшегося в них микроавтобуса, было возбуждено уголовное дело. Сейчас оно рассматривается Петушинским районным судом, состоялось уже более 20 заседаний, и до финала еще далеко. А Олег вспоминает, как очнулся в больнице. К сожалению, ноги пришлось ампутировать.

- Стресс был очень сильный, но мне помог хирург, который оказался очень опытным человеком, и рассказывал мне, чтобы успокоить, как лечил раненых афганцев с такими же травмами. Это очень здорово помогло, - вспоминает Олег.

Но душа у Чернякова закаленная и стойкая, так что унывать он долго не стал и начал налаживать жизнь в новых условиях. Жена и дочки помогают как могут, но сам Олег сложа руки не сидит ни минуты.

Сперва передвигаться приходилось с посторонней помощью - Олег вспоминает, как домой его впервые заносили супруга и несколько мужчин. Но в Областном центре специализированной медицинской помощи ему изготовили индивидуальные протезы и буквально научили сносно ходить на них, делать упражнения. Так что жить стало легче.

Пришлось переучиваться и на ручное управление автомобилем – не сразу, но получилось. Особенно трудно давалось то, что поначалу Олег всегда пытался по привычке нажать ногой на педаль, но со временем переучился.

- Теперь я изучаю законодательство – что положено человеку с ограниченными возможностями. Так я поставил знак «Остановка для инвалида», правда, купил его сам, сам же попросил соседа вкопать, сам собирал общее собрание жильцов. А еще в администрации выбил себе железный гараж возле дома, а в управляющей компании – пандус в подъезде. Все это помогает шевелиться, быть активным. Сейчас мои планы сводятся к тому, чтобы завершить суд и чтобы справедливость восторжествовала. После этого обязательно пойду учиться, получу новую профессию, займусь спортом. Поверьте, просто так сидеть не собираюсь! – заверил Олег.

Кстати, в молодости он активно занимался биатлоном и стал кандидатом в мастера спорта.

А не так давно федеральное телевидение снимало про него передачу и привезло на аэродром Семязино, где родилась идея прыгнуть с парашютом.

- Я ведь десантник и имею 17 прыжков. Еще три совершил в школе пилотов, поэтому прыгну легко, - улыбается Олег. – Лишь бы нашли мне крупного человека для тандема, дабы можно было нормально приземлиться.

Тут же мужчина показывает две пары протезов – первые большие, вторые малые. Отличаются они в первую очередь высотой и тем, что малые проще в конструкции и легче.

- Малые я называю «домашними тапочками» - в них утром провожаю своих, могу приготовить еду, заняться какими-то бытовыми делами. А потом надеваю большие и хожу по квартире, сколько выдержу, но они не настолько удобные, - поделился мужчина.

Сейчас Олег ожидает одобрения из федерального центра на получение совершенно новых протезов на микропроцессоре. Черняков показывает видео, на котором люди на таких протезах ходят, будто на собственных ногах. Стоят они 9 миллионов рублей, но, если все получится, это существенно облегчит нашему активному герою жизнь.

- Вообще планировали немецкие, уже одобрили, но тут ударили санкции. Однако мне специалисты сказали: «Олег, не расстраивайся», и предложили японские аналоги. Только нужно время на одобрение, - объясняет ситуацию Черняков.

И еще он признается, что мечтает познакомиться с бывшим десантником Рустамом Нагиевым, который тоже лишился обеих ног, но это ему не помешало покорить Эверест и совершить немало других достижений, которыми он делится со зрителями через видеоролики.

- Сам я Эверест покорять уже не буду, зачем повторять чужое, нужно придумать собственный подвиг, - не унывает Олег Черняков. – Времени у меня много.

Алексей КОТМЫШЕВ,
г. Владимир



подпишитесь на нас в Дзен