Во Владимире казаки воспитывают молодежь в духе любви к Родине
Некоторые даже считают казаков отдельным народом, а ученые до сих пор спорят об их происхождении. Но одно можно сказать наверняка – казачество давно вписало себя в историю государства Российского в качестве преданных Родине воинов.
Но не только этим славны казаки. Об истории русского казачества, их традициях, культуре и военном искусстве мы побеседовали с атаманом Владимирского отдельского (окружного) казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Михаилом Фёдоровичем Петрусенко.
- После революции 1917 года казачество подверглось репрессиям. Происходило расказачивание вплоть до полного его уничтожения. Все из-за того, что с крестьянами и рабочими договориться было просто, а казаки являлись самоорганизованным сословием, и с ним оказалось труднее. Так их и разметало по всей матушке-России, - говорит Михаил Петрусенко. – В том числе многие оказались во Владимирской области.
Наши казаки – это потомки кубанских, донских и других представителей этого сословия, по воле судьбы оказавшихся на владимирской земле. После распада СССР казачество получило вторую жизнь, и вскоре было создано Центральное казачье войско – официальное, реестровое казачество, которое снова выполняет государственные задачи. У истоков его создания стоял и Михаил Петрусенко.
ЦКВ, в свою очередь, входит в состав Всероссийского казачьего общества. Реестровых, то есть – государственных казаков, внесенных в официальный список, можно отличить от самодеятельных отрядов по синему шеврону на левом предплечье с изображением российского герба.
- Не секрет, что государство Российское во многом сделали казаки – это и Ермак Тимофеевич, и землепроходцы Семён Дежнёв и Ерофей Хабаров, прошедшие всю Сибирь до Северной Калифорнии и Аляски – такими походами прирастало государство, - говорит атаман Петрусенко.
Бытует мнение, что казачество возникло в средние века из беглых крестьян, разбойников и прочего люда, спасавшегося от официальных властей на окраинах государства. Якобы поэтому казаки и жили на самом приграничье. Но мой собеседник уверяет – всё это выдумки.
- Наши предки были людьми, которые душой болели за Русь, за православие, ведь казаки – это воины Христовы. Они объединялись в некие группы, владеющие военными навыками. А поскольку войско государево уже не в силах было охватить все наши границы, чтобы защищать их от желающих оторвать лакомый кусок, казаки взяли на себя пограничные функции, организовали станицы и казачьи заставы. Уже тогда они отлично владели боевым искусством, - рассказывает Михаил Федорович. – Поэтому, по сути, казаками рождались, хотя стать казаком тоже всегда было возможно.
Иногда к казакам действительно приходили беглые крепостные, бежавшие на Дон или на Кубань. В казачестве таких людей звали «иногородними», и принимали в свои ряды только после испытаний, когда человек безоговорочно принимал казачий уклад и обычаи. Только тогда происходила вёрстка – так называется обряд приёма в казаки, действующий по сей день. При этом издревле условие приёма в казачество было одинаковым: человек может принадлежать к любой национальности, но должен быть православным или принять православие – это правило сохраняется по сей день.
Кстати, в старину казаки считались воинами-одиночками: им не разрешалось иметь семью и даже обрабатывать землю – последнее вообще было едва ли не смертным грехом.
- Особенно в этом плане показательна Запорожская сечь – там казаки не имели семей, но если какой-то отдельный казак ею обзаводился, на общем сходе принималось решение, и его могли на зиму отпустить к семье, а потом он опять возвращался на Хортицу. Но это было очень давно, и в конечном итоге казаки стали людьми семейными, причем многодетными, с патриархальным укладом. Казачьи семьи крепкие, и хозяйства их тоже всегда были крепкими, большими и самодостаточными, - объясняет Михаил Петрусенко.
Между прочим, никто казака в выборе невесты не ограничивал – хочешь, бери в жёны девушку из своей станицы, а хочешь – любую другую.
- Даже существовало понятие «взять жену на шашку» - когда казаки в дальних походах брали себе в жён мусульманок, которых обращали в православие, - говорит атаман.
Казачий быт же мало чем отличается от традиционного русского быта. Так, жена в курене (усадьбе казака), занимается обустройством быта, ткачеством, а муж в свободное от военных походов время – мастер на все руки – и кузнец, и плотник, и бортник и пасечник. Казачата тоже всегда помогали родителям в большом хозяйстве. А ещё в каждом курене жило по несколько боевых коней.
- Казачий конь – это, как правило, обученный дончак, который не боится ни выстрелов, ни взрывов, и спокойно переносит джигитовку, являясь прикрытием казака от пуль и снарядов. Допустим, если казака ранят, конь сможет притащить его домой или в укрытие, а по команде он ложился и из-за него казак стрелял, как из бруствера, - объясняет атаман Петрусенко.
В целом же казачий уклад всегда зиждился на дисциплине и справедливости – порядок у казаков был не только в домах, но и в самих станицах, хуторах.
- Казачья община – это яркий пример демократии. Руководство и правление казачьей станицы выбиралось на общем сходе, которое называется казачьим кругом. На круге решаются все важные текущие вопросы – будь то выход в поход или, скажем, внутренняя экономика. Выборы же происходили открыто, общим голосованием, и если действующий атаман не переизбран, его голос был равнозначен голосу рядового казака. Все выступали открыто и знали, что никаких санкций за это не последует. Выбирали атамана, затем его первого заместителя, именуемого товарищем. Потом выбиралось правление, - рассказывает Михаил Петрусенко.
Также важную роль, в том числе, в поддержании порядка, играли и играют старики. Так называют казаков, достигших 60-летия. Если на круге начинаются споры или раздор, старику достаточно встать, чтобы все замолчали – таков старинный обычай.
Само казачество всегда было богато на обычаи и традиции. К примеру, верстка казака – это целый обряд, обычно совершаемый в храме. После молебна новый казак приносит присягу, а затем атаман крестит его нагайкой.
Вообще же казаки – люди очень воцерковленные, а главные их праздники – это Покров, Петров день и все двунадесятые праздники. Как правило, в эти дни люди посещают богослужения, а вечером собираются за столом.
Примечательно, что во время застолий первым выпивает рюмку только атаман – другие ждут его разрешения.
- Объясняется это просто: атаман отвечает за своих людей, а потому первым должен попробовать напиток, ведь неизвестно, что туда налито, - объясняет полковник Петрусенко.
Ещё один обычай связан с наказанием провинившегося или не подчинившегося приказу казака. Нарушителя клали на лавку, и общество решало – сколько ударов нагайкой ему выписать. Получив свою «порцию», честный казак должен не жаловаться, а сказать: «Спасибо, братья, за науку. Виноват, исправлюсь!». Впрочем, сейчас этот обычай на практике не применяется.
Другая древняя традиция казачества – на круге никогда не присутствуют женщины.
- Конечно, сейчас мы можем их пригласить для решения каких-то вопросов, но традиционно этого быть не должно. Есть вопросы, которые в присутствии женщин до сих пор не решаются – например, избрание атамана проводится всегда исключительно мужчинами, - говорит Михаил Федорович.
Правда, никакой дискриминации тут нет, и объясняется все просто: вёрстка атамана предусматривает особые обряды, когда будущий глава может снять не только рубашку, дабы показать крест, но и брюки, показав, что он не обрезан.
Мало кому известно, но казаки славны ещё и своей особой кухней. Одно из самых известных блюд – казачий борщ. В отличие от украинского он не красный, а рыжего цвета и делается из специальной борщевой свеклы, с обязательным добавлением помидор и фасоли.
Еще одно блюдо – кулеш, которое представляет собой нечто вроде похлебки на основе пшена, свинины, сала и приправ – все это варится в котле. Не менее известен шулюм – тушеная картошка с мясом и овощами.
- В основном, все эти блюда можно приготовить в походных условиях. Они характерны как для всех казаков, так как походы всегда были объединенные, - объясняет Петрусенко. – А из напитков чаще всего делался узвар – обычный компот, так как казаки чай пили меньше. Также всегда была собственная выпечка – хлеб, калачи и так далее.
Впрочем, одной кухней казачья культура отнюдь не ограничивается – издревле казаки славились своими распевными песнями, в которых говорится о любви, походах, быте. До сих пор сильны казачьи музыкальные коллективы. Танцы же чаще всего содержат в себе элементы боя и исполняются с оружием в руках. В частности, выполняется фланкировка – проще говоря, кручение шашки и другие сложные элементы фехтования. Также казаки могут фланкировать и нагайкой.
- Все это сделано не только для развлечения, но и является важным элементом боя, - объяснил атаман.
И всё же в первую очередь казак – воин. В этом плане наибольшую известность получили казаки-пластуны, ползавшие по-пластунски.
- Они подкрадывались к врагу и успешно побеждали, иной раз даже голыми руками, - говорит Михаил Петрусенко.
Бытуют легенды о казаках-характерниках, из которых зачастую собирались пластуны – по преданию, с божьей помощью они побеждали врага без оружия, причем характерников даже пуля не брала.
Также всем известны казачьи сотни – воинские подразделения, которые обыватели иногда путают с ротами или взводами. Сотня была конным отрядом, но в её состав не обязательно входило сто человек. Вообще казачьи подразделения исторически не многочисленны.
- Во времена Отечественной войны 1812 года казачий полк мог состоять из 70 человек, а в сотню могли входить как 100, так и 20 человек, - рассказывает полковник Петрусенко. – Были и казачьи дивизии, но обычно казаки в военное время являются обособленными подразделениями действующей армии, выполняющими свои задачи.
Вообще же воинскому искусству казаки обучались сызмальства. Уже в пять лет мальчика сажали на коня, и в течение всей жизни происходили тренировки. Казак учился фланкировке, джигитовке, стрельбе, рукопашному бою и даже метанию ножей.
Главное холодное оружие казака – шашка и нагайка, а на Кубани ещё и традиционный кинжал. Причем шашка не имела гарду – элемента, защищающего кисть от удара. Вместо нее на шашке применяется темляк, который надевается на руку – это помогает при фланкировке удерживать оружие. Нагайка же имела на конце грузик и использовалась не только в бою, но и на охоте – например, специальной нагайкой-волчанкой били волков.
Отдельно нужно сказать о джигитовке – искусстве, в котором казакам нет равных.
- Это упражнения, выполняющиеся на коне, на скаку – казак может наклониться, встать вверх ногами, переползти под брюхом животного, рубить на скаку шашкой - это не просто трюки, а элементы боя, позволяющие укрыться и защититься от врага. К примеру, казак мог сымитировать ранение – упасть с коня, зацепившись ногой за стремя. Враги думали, что он убит, а казак отскакивал на некоторое расстояние и снова запрыгивал в седло – для этого требовалась хорошая физическая подготовка, - говорит Михаил Петрусенко.
Что до формы одежды казаков, то сейчас она единообразная, и закреплена указом Президента России. Основное отличие между казачьими войсками состоит лишь в цветах околышей, лампасов и просветов на погонах. Традиционно же казаки могли носить, кроме фуражек, папахи, кубанки, а некоторые, к пример, кубанцы – черкески. Всё зависело от местных особенностей, но главная суть формы состояла в её удобстве в бою.
Многим интересны и воинские звания казаков. На самом деле звания у них называются чинами. Рядовому соответствует казак, ефрейтору – приказный, сержантам – урядники. Прапорщики соответствуют казачьим вахмистрам, а офицеры начинаются с подхорунжего – нынешнего младшего лейтенанта. Лейтенанту соответствует хорунжий, старшему лейтенанту – сотник, капитану – подъесаул, майору – есаул, подполковнику- войсковой старшина, а полковнику – казачий полковник. Высшим званием является казачий генерал без каких-либо делений. Погоны казаков представляют из себя нечто среднее между погонами современных российских войск и царской армии.
И хотя сейчас казакам, к счастью, негде применять боевые навыки, это вовсе не значит, что занимаются они исключительно выступлениями на праздниках и парадах, как думают некоторые. Во Владимирской области в состав реестрового казачества входит порядка 500 человек, они вместе с полицией охраняют общественный порядок на массовых мероприятиях, по линии МЧС – участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Могут казаков задействовать и на других «фронтах».
А еще современные казаки занимаются патриотическим и физическим воспитанием молодёжи.
- В нашу «молодёжку» входят порядка 300 детей. Само собой, это дети казаков, которым предстоит занять место в наших рядах, но мы все чаще стараемся привлекать ребят из неполных или неблагополучных семей, чтобы оградить их от «улицы», - рассказывает атаман Петрусенко. – И желающих столько, что мы физически не можем всех принять, приходится просить подождать. Важно, что заниматься начинают дети, а потом к нам приходят их родители.
Так что планы владимирских казаков очень простые – сохранять свою культуру, быт, традиции, уклад, навыки и, конечно, воспитывать молодёжь в духе православия и любви к Родине.