Наши права в магазинах: сумки можно не сдавать и не показывать

ОТ РЕДАКЦИИ. Каждый день, совершая покупки в самых разных магазинах, мы порой и не догадываемся, что некоторые требования сотрудников торговой точки могут быть незаконными. На что мы имеем право, приходя в супермаркет? С этим вопросом корреспондент «Хронометра» 28 января обратилась к начальнику отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Владимирской области Нине КОРОТКИХ.   Имеет ли право охранник магазина досматривать личные вещи покупателя? Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых. Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно Закону России «О частной детективной и охранной деятельности в России» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В данном случае ключевым является слово «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может вас задержать только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения. Если потребителю причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда. Могут ли сотрудники магазина запретить человеку ходить по торговому залу с детской коляской? В некоторых магазинах потребитель встречается с объявлением администрации магазина, в котором запрещается посещение магазина с детскими колясками. Такое требование незаконно и ущемляет права потребителей в силу того, что это требование является ограничением прав маломобильных групп населения. В соответствии со СНиП, покупатели с детскими колясками относятся к маломобильным группам населения. К маломобильным группам населения относятся люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. В соответствии с государственной программой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства России и действующим законодательством в целом предусмотрено, что на территории России создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильным группам населения. Кроме того, запрещено отказывать потребителю в заключении договора розничной купли-продажи. Покупая в магазине товары, потребитель заключает договор розничной купли-продажи, который в свою очередь является публичным договором. Это означает, что   организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской. Кроме этого не допускается отказ организации от заключения договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. Таким образом, магазин не имеет права отказать в заключении договора розничной купли-продажи товара покупателям с детскими колясками и соответственно должен обеспечить вход в магазин.   Нужно ли в обязательном порядке оставлять сумку в камере хранения? Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники и другие), неправомочны требовать от покупателя сдать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает Закон РФ «О защите прав потребителей» и Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ. В случае сдачи вещей в камеру хранения потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность в случае сдачи вещей в камеру хранения, магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании ГК РФ, поскольку администрация магазина в данном случае является хранителем оставленных вещей. В соответствии ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. В случае кражи вещей, магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить материальный ущерб. Потребитель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально, например чеками и прочим. Если в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то потребитель может воспользоваться услугой и пройти в торговый зал с упакованными вещами.


подпишитесь на нас в Дзен