Надоели сообщения с одобрением кредита, который не брал, как их можно отключить?
ситуации сообщения могут оказаться рекламой, ответом на подачу заявки в банк или МФО или попыткой украсть ваши деньги.
Рекламные уведомления могут рассылать любые организации — и банки, где у вас счета, и микрофинансовые организации, о которых вы никогда не слышали. Ваши данные могли там появиться, например, когда вы зарегистрировались в каком-то сервисе, согласившись на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам.
Кроме того, базы данных клиентов регулярно крадут, продают и покупают. Так что, даже если вы почти нигде не указываете номер телефона, это не защитит от спама на 100%.
По закону компании имеют право рассылать рекламные сообщения только тем, кто дал на это согласие. Если рассылкой занимается сторонний сервис, согласие должно быть у его заказчика.
Если вы не давали согласие на получение рекламы, компания нарушает закон. Если давали, его можно отозвать, как и свои персональные данные. В этом случае компания, по сути, будет обязана о вас забыть. Правда, отозвать данные у организации не получится, пока вы ее клиент — например, пользуетесь дебетовой или кредитной картой, которую она выпустила.
Спорные ситуации с рекламой решаются через Федеральную антимонопольную службу — ФАС. Первое, что она советует, — проверить в договоре, давали ли вы согласие на получение рекламы и передачу ваших данных третьим лицам.
Но тут есть несколько проблем:
- Рекламу может рассылать не сама организация, а ее подрядчик, с которым вы ни о чем не договаривались. А то и вовсе компания, с которой вы никак не связаны.
- На руках может не быть договора, чтобы проверить согласие.
- Есть способы быстрее. Если повезет, до изучения договора дело может не дойти.
Какие шаги можно предпринять:
Шаг 1: звонок в компанию. Попробуйте устно договориться о прекращении звонков и удалении ваших данных из базы. Добросовестные компании не заинтересованы в том, чтобы раздражать потенциальных клиентов и создавать себе проблемы с ФАС.
Шаг 2: письменное заявление в компанию. Потребуйте удалить ваши персональные данные и перестать присылать вам рекламу. Если в рассылке упоминается несколько компаний, на всякий случай напишите всем.
Заявление пишут в свободной форме, но для простоты можно воспользоваться образцом из интернета — скажем, по запросу «заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных».
Шаг 3: обращение к оператору связи. Если вам надоедают сообщениями и звонками по телефону, рекламу можно заблокировать через оператора связи. Если он согласится, что вы получаете спам, то бесплатно заблокирует рассылку.
Шаг 4: заявление в ФАС. Если общение с компанией и оператором связи не принесло результатов, можно обратиться в ФАС с жалобой о нарушении закона о рекламе. Служба рассмотрит ее в течение 30 дней с момента получения. Если этого срока не хватит, его продлят на один месяц.
Если будет доказано, что сообщения рассылались без вашего согласия, компанию могут оштрафовать на сумму до 500 000 Р.
Важно! Если вы подозреваете, что сообщения присылают мошенники, не переходите по ссылкам и не вступайте с ними в диалог. Напишите или позвоните в компанию самостоятельно по контактам с официального сайта. Там подскажут, в чем дело.