"Моя инвалидность - не приговор!"

ОТ АВТОРА: во время обучения в университете я обратила внимание на девушку, ходившую везде за руку с мамой. Видела я ее обычно издалека, поэтому не сразу поняла, что она незрячая. Позже один из преподавателей рассказал нашей группе, что Светлана ВОРОНИНА, будучи совершенно слепой, успешно заканчивает филологический факультет. Помню, что это нас всех удивило и потрясло. Спустя время я решила найти ее и написать в газете об этой удивительной девушке. Наша встреча состоялась 16 мая. Декан факультета подсказала мне, что договориться о беседе со Светланой можно через библиотеку для слепых. А оттуда меня направили в ДК слепых, куда девушка скоро должна была подойти на репетицию хора. Вскоре Света пришла со своей бабушкой. Вместе они мне рассказали о том, как им удается преодолевать выпавшее испытание.- В декабре 1985 года в семье сына родилась двойня, - вспоминала Зоя Александровна, бабушка Светы. – Роды были преждевременными, девочки появились на свет очень слабенькими. Одна из них, прожив две недели, умерла. А Светочку поместили в кювез для недоношенных. Родители не сразу заметили слепоту девочки. Тревогу забили примерно через полгода после ее рождения, обратив внимание на то, что она не реагировала на яркий свет (не щурилась), не узнавала проходящих мимо людей. Несколько лет семья пыталась избавиться от недуга, пробовали разные средства и методы: обращались в глазные клиники, использовали народную медицину, прибегали к помощи экстрасенсов. Однако, несмотря на все усилия, но девочка оставалась незрячей. Испугавшись повторения такой истории, родители больше не решились заводить детей. А по поводу Светы решили: «Раз уж дать ей зрение невозможно, нужно как можно лучше адаптировать ее, чтобы она не чувствовала себя ущербной в этом мире». Заведующая детского сада «Гнездышко» разрешила Зое Александровне, работавшей там воспитательницей, взять Свету к себе в группу. - Внучка начала посещать детский сад в возрасте пяти лет, - рассказывала мне бабушка. - До этого времени у нее был страх перед людьми, особенно она боялась детей. В саду ей пришлось много с ними общаться, к тому же она начала активно участвовать в утренниках — пела, читала стихи. Это все помогало ей адаптироваться в обществе.Через два года перед семьей встал вопрос: в какую школу устроить девочку? Выбор пал на минскую школу для слабовидящих, так как там жили бабушка и дедушка Светы. Мама поехала в Беларусь вместе с дочкой, чтобы помогать ей в быту и учебе. Папа остался в Смоленске. Ему приходилось много работать, чтобы обеспечить жену и дочь всем необходимым. Семья жила на два города. Так долго продолжаться не могло. Было решено, что обучение в старших классах Света получит в московском интернате для слепых и слабовидящих. - Я приехала в Москву, когда мне было 12 лет, - вспоминала Светлана. - С учителями и воспитателями подружилась быстро. А вот ребята встретили меня недоброжелательно, как это часто бывает, когда в сложившийся коллектив приходит «новенький». Мне пришлось вытерпеть много нехорошего от них. Например, однажды я долго не могла найти пуговицы на кофте, чтобы застегнуть ее. Оказалось, одноклассники их просто срезали... Все каникулы Света проводила дома, в Смоленске. Родителям стало заметно, что дочь любит музыку и книги. Незрячему человеку приходится их читать при помощи шрифта Брайля или слушать аудиоверсии. Все это девочка делала с удовольствием. Папа постоянно приносил домой новые диски для Светы. Так однажды она наткнулась на народную музыку, а любимой ее исполнительницей стала Надежда Кадышева. Увидев, с каким наслаждением девочка ей подпевает, бабушка захотела найти Свете профессионального педагога по вокалу. Им стала Лариса Ивановна Лебедева, преподаватель института искусств. Результатом этих занятий стало активное участие Светы в различных конкурсах и фестивалях. Первым из них был фестиваль творчества детей-инвалидов «Надежда», где в 2003 году она стала лауреатом. После окончания школы получить профессиональное музыкальное образование не получилось, потому что в смоленском институте искусств нет кафедры сольного народного пения, а поступать на дирижерское отделение, не имея ни одного процента зрения, девушка посчитала нелепым. Так как вторым ее увлечением всегда была литература, то Света решила попробовать себя на филологическом факультете СмолГУ.- Перед тем, как принять мои документы, чтобы допустить к вступительным экзаменам, декан на слух проверяла мои знания по русскому языку, - вспоминала Светлана. - Она спрашивала, где нужно ставить запятые, какие буквы писать в словах. Потом пошла к ректору и получила его согласие.Вступительный экзамен Света сдавала отдельно от всех. В аудитории находились трое: педагог, мама и сама Светлана. Учитель читал диктант, девушка говорила маме, как что писать, а последняя все это оформляла на бумаге. Так Света стала студенткой. На заочном отделении сессии проводятся два раза в год. На первую - мама брала отпуск за свой счет, чтобы водить Свету в университет, а на вторую — использовала предусмотренный законом оплачиваемый отпуск. Все лекции Света записывала на диктофон, а на таких предметах, как русский язык, мама сидела рядом и писала все в тетрадь. Экзамены девушка сдавала либо устно, либо опять при помощи родительницы...   Продолжение читайте в номере "НК" от 21 мая


подпишитесь на нас в Дзен