Спустя 75 лет раскрыта тайна взорванного танка

Под Опочкой (Псковская область), на месте гибели героев-танкистов, среди которых уроженец Саратовской губернии Михаил Тарабрин, установлен обелиск   Сначала ко мне заглянул друг детства Леонид ВАСИЛЬЕВ, уроженец деревни Шкелёво. – Пару лет назад ты рассказывал о забытом летнем Опочецко-Себежском тракте, у нас его называют Слободским, – начал с порога Леонид, ныне инженер одного из псковских заводов. – Так вот рядом с озером Рубежным есть не менее знаковая гора Каменица. В июле 41-го года здесь геройски погиб экипаж тяжелого танка КВ-1. Мы вместе с бывшим директором школы и партизаном Виктором Павловичем ПАРАМОНОВЫМ, а также уроженцем Опочки Сергеем Александровичем АЛЕКСЕЕВЫМ установили имена танкистов. Устанавливаем обелиск. Ты с нами? Разве можно от такого отказываться?! Эта поездка напомнила мне фильм «А зори здесь тихие». Всё прошло точно так же, без речей чиновников и салютов. И всё походило на маленькое чудо. К нам присоединилась из Москвы Александра ОРЛОВА, правнучка расстрелянного 10 июля 1941 года жителя Заверняйки, бережно собирающая историю села. Когда приехали, и Леонид Васильев вынес красный обелиск, то на дороге стали останавливаться машины. Из одной вышел исследователь старины, Алексей Никифоров с женой, участник первого автодесанта, специально примчавшийся из Томсино-Себежа. Из другой – незнакомые девушки. Все были с нами до конца, невольно отдавая дань памяти погибшим и недолюбившим танкистам. Приехали и самые неравнодушные опочане – музейные работники, газетчики, поисковики и жители Заверняйки. – Для местных никогда не было секретом, что за деревней погибли танкисты, – рассказал Леонид Васильев. – В прошлом году на сайте «Экранированные тяжелые танки КВ-1» я нашел 24 немецких снимка с нашим КВ («Климом Ворошиловым»). Началось расследование. Каждый внёс свою лепту (за что всем низкий поклон). Благодаря кропотливой работе Сергея Алексеева в Подольском архиве удалось установить имена героев танка №4777: командира Ивана БЕРЕЖНОГО, механика-водителя Кузьмы ПОЛЕЩУКА, командира орудия Николая СОРОКИНА, радиста Михаила ТАРАБРИНА, заряжающего Анатолия БЕЛОКОНСКОГО. Следом поделился воспоминаниями и 90-летний Виктор Павлович Парамонов, партизан. – В 1941 году 20-21 июля после неудавшейся эвакуации мы вернулись в родную Заверняйку из окружения, – рассказал ветеран. – Чуть ниже барского пруда уже стоял танк с оторванной башней. На обочине и внутри – жуткий запах от разлагающихся тел, некая сплошная масса. Позже немцы сняли гусеницы и оттащили технику. Часть траков забрали жители, был такой и в моём сарае. Сам же танк простоял всю войну у дороги и только в 1947 году был разрезан на металлолом. Что случилось с экипажем? Лишь на одном из снимков, обнаруженных Леонидом, наш танк целехонький, с повернутой в сторону наступавшего врага башней. На броне – человек 12 фрицев. На остальных 23 снимках танк уже обезглавлен. Нашлась и еще одна свидетельница, пожилая соседка Леонида Васильева, баба Паня (Пелагея Илларионовна ПЕТРОВА), которая в своё время рассказывала учителям, что «видела внутри взорванного танка МНОГО-МНОГО горелых солдат». А в архивных документах на этот счет записано следующее: «Танк КВ батальона КВ 7 июля 1941 года. Лопнул маслопровод. При восстановлении напала группа противника. Экипаж вёл бой. Место, где оставлена машина, – под Опочкой. Приведена ли в негодность машина – взорвана». По факту все танкисты погибли. Документ подписал инженер 2-го ранга, начальник АТС 42-й танковой дивизии некто БОНШТЕДТ. Однако в электронных списках «Мемориала» имен танкистов до сих пор нет, а командир, лейтенант БЕРЕЖНОЙ, значится без вести пропавшим. По возвращении из Заверняйки на сайте «Подвиг народа» я нашел сведения про неизвестного начальника. Им оказался инженер-подполковник Лев Васильевич Бонштедт, 1908г.р., в РККА с 1930 года, на Финской войне награжден медалью «За отвагу», а 31 июля 1944 – орденом Боевого Красного Знамени (приказ №:103/н). В это время Лев Бонштедт уже был начальником Техотдела управления командующего бронетанковыми войсками 2-го Прибалтийского фронта и согласно характеристике не единожды геройски вытаскивал из-под носа противника наши танки. Значит, личность реальная, а изложенные им факты имели место быть. А сейчас о сути событий. Искомый танк КВ-1 (всего их было под Идрицей 30) входил в состав 21-го мехкорпуса 42-й танковой дивизии. Той самой, которая под Даугавпилсом и Дагдой принимала участие в боях с моторизованной дивизией СС «Тотенкопф». Именно там и были сильно потрепана немцы (это позже признавал и генерал-фельдмаршал Манштейн). Досталось и нашим. Установлено, что танки КВ-1 были под Себежем и потом отходили к Опочке, прикрывая тылы. В их числе и НАШ тяжёлый экранированный танк КВ-1 с №4777. В районе 21-го километра у хутора Дерибовка (д. Екимцево) лопнул маслопровод. Экипаж стал устранять неполадки, но командир был сражен очередью фрицев и упал с брони. При этом, надо думать, успел приказать товарищам спасать технику. Отстреливаясь, танк прошел километра полтора и окончательно заглох за горой Каменица. Здесь снова была попытка устранить поломку. – По большому счету, «КВ» был отличной мишенью для фрицев, но танк никто из экипажа не бросил, – подчеркнул мне Леонид Васильев. – Параллельно наши друзья установили, что рядом с танкистами была бригада ремонтников, которая также приняла бой. До тех пор, пока противник не обошел танк. Сделать это не составляло труда, ведь видимость обзора из КВ ограничена. Дальше можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Логично предположить, что фрицы оттеснили рембригаду и взяли танк в качестве трофея. Это хорошо видно по фотографии, где гансы разглядывают танк, но не могут попасть внутрь. – Изучив все документы и фотографии, мы пришли к выводу, что экипаж устроил самоподрыв, причем вместе с фрицами на броне, – с уверенностью в голосе подчеркнул Леонид Васильев. – Что говорит в пользу этой версии? В первую очередь, то, что мы имеем дело с опытными танкистами, 1938-39 годов, а они не бросили бы врагу технику. Не исключено, что внутри находился и кто-то из рембригады. Во-вторых, за нас выступает пунктуальность фрицев. Фотограф сделал по горячим следам только один кадр. Если бы танк взрывали сами немцы, то обязательно засняли бы подрыв или дымящуюся технику. А здесь все остальные кадры сделаны постфактум. По характеру же взрыва видно, что он произошел изнутри. Это подтвердили мне и изучавшие снимки эксперты-поисковики из Пскова. А если учесть, что через три дня немцы расстреляли в Заверняйке 12 заложников (в том числе и прадеда Александры Орловой) по причине уничтожения своих 12-ти солдат и машины красного креста за деревней, то всё логично закольцовывается. Не забудем командира После установки обелиска Леонид и девушка повязали на ветках георгиевские ленточки, а партизан Виктор Павлович Парамонов и лично приехавший к нам председатель Совета ветеранов Василий Никитович Монтус с волнением возложили венок к танковому обелиску. Что касается командира, то он выжил, хоть и был ранен в ногу. Доподлинно известно, что загноившуюся рану жители Екимцево вылечили ему народными методами – с помощью опарышей (личинок мясных мух). Но староста узнал про танкиста, и тот, чтобы спасти селян от расправы, ушел в сторону фронта. Обещал, если выживет, вернуться и отблагодарить спасителей. Увы, не вернулся. Получается, и по сей день душа Ивана БЕРЕЖНОГО плутает где-то между небом и землёй.   Этим летом, в день освобождения Опочки, как обещали Виктору Парамонову районные власти, облагородят место гибели и уже торжественно откроют обелиск. Хочется верить, так и будет. Но мне думается, чтобы до конца восстановить справедливость, в число героев-танкистов должно быть вписано имя их командира, а рано или поздно – и имена солдат рембригады. Это было бы логично. Так что поиск продолжается... Олег КОНСТАНТИНОВ, Опочка-Каменица-Саратов   Наша справка: На чём воевали? Экранированный танк КВ-1. Технические характеристики: экипаж – 5 чел.; толщина брони 75-40-30мм. (экран 25мм.); калибр пушки – 75 мм.; боекомплект 111/114 снарядов + ручные гранаты Ф-1; пулемёт ДТ (3шт. , 2772 патрона); мощность двигателя – 600л.с.; скорость по шоссе – 34 км/час; запас хода – 150/200 км. Решение об установке экранов принято в июне – после первых донесений о потерях. Вес танка вырос до 50 тонн. Вес экранированной башни – 7 тонн. В августе 1941г. программа свернута, так как ходовая часть не выдерживала массу машин (об этом говорят и неполадки взорванного под Заверняйкой танка). Высока неуязвимость в бою, но на марше (отступлении) из-за мелких поломок приходилось бросать или уничтожать технику. Танк с трудом преодолевал крутые склоны, его вес не выдерживали мосты, разрушал дорогу, из-за чего ставился в конце колонны. В ведомости матчасти от 27.08.41г. указано, что из 30 (идрицких) танков разбито 18, а 12 отправлено на завод для ремонта. 9 сентября 1941 года 21-й мехкорпус вместе с 42-й танковой дивизией были расформированы.   Внимание: поиск Ищем родственников героев войны!   Командир танка КВ-1, лейт-т Иван Ефимович БЕРЕЖНОЙ, 15.10.1921 г.р., село Козинка, Грайворонский р-н Курской обл. (ныне Белгородская). Окончил школу в Большой Писаревке (ныне Великая Писаревка, Украина). Служба в РККА с сентября 1938г. После окончания Подольского артиллерийского училища – командир взвода 331 корпуса артполка. С 30 июня 1941 года – командир танка отдельного танкового батальона. Отец Ефим Калинович Бережной, Саратовская обл., ст. Титаренко, совхоз 592.   Командир орудия, мл. сержант Николай Александрович СОРОКИН, 1915 г.р., д. Угольское, Буйский р-н Ярославской обл. (ныне Костромская). Жена В.П.Сорокина, д. Вятка Буйский р-н, призван 20.02.1939 г.   Радист, мл. с-т Михаил Ульянович ТАРАБРИН, 1918 г.р., АССР НП, Энгельский кантон, д. Дьяковка (ныне Краснокутский р-н Саратовской обл.). Призван 25.02.1940 г. Отец Ульян Семенович Тарабрин, 1897 г.р., призван 26.09.41 г., рабочий батальона конезавода, был в плену, мать Мария Ил-на, Горловский р-н, п. Аксёновка.   Механик-водитель, мл. с-т, Кузьма Кириллович ПОЛЕЩУК, 1918 г.р., УССР, Кировоградская обл. Подвысоцкий р-н (ныне Голованевский), с. Лебединка.   Заряжающий, мл. с-т Анатолий Елисеевич БЕЛОКОНСКИЙ, 1921 г.р., УССР, Черниговская обл., Олишенский р-н, с. Красиловка.   Контактные телефоны: *газеты «Саратовский Арбат»: 8 (8452) 23-08-31; +7-905-3-25-26-27. *газеты «КурьерЪ» в Пскове: 8 (8112) 73-55-45.


подпишитесь на нас в Дзен