«Пилоты до последнего пытались спасти вертолет»

К международным армейским играм в Рязанской области готовились давно – задолго до начала событий о них сообщали как местные, так и ряд федеральных телеканалов. Открытие игр, впервые проводимых в Рязанской области, состоялось в воскресенье, 2 августа. В рамках мероприятия для зрителей были организованы показательные выступления «Авиамикс» на полигоне в Дубровичах, участие в которых должны были принять команды России, Белоруссии, Казахстана и Китая. На грандиозное шоу ринулись тысячи людей -  и уже с самого раннего утра образовалась огромная, многокилометровая пробка, которая начиналась от ТЦ «Круиз» и заканчивалась только при подъезде к полигону. В соцсети посыпались гневные комментарии от водителей и их спутников: «Устроили людям праздник!», «Неужели нельзя было придумать другие маршруты?», «Город явно не готов к такому крупному мероприятию». По сообщениям в соцсетях автомобилистов, которые все-таки добрались в тот день до Дубровичей, 14-километровый путь к месту событий занимал в среднем от 2,5 до 3 часов. Вместе с тем люди, не раз бывавшие на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС», который проходит в Жуковском, высказывались, что ничего удивительного в пробках на столь масштабном мероприятии нет.  «Желающим попасть на «МАКС» на своем автомобиле, во-первых, надо пройти ряд проверок, во-вторых, заплатить за парковку от 2 тысяч рублей, - рассказал в этот день корреспонденту «Мещерской стороны» рязанец Евгений ЧЕРНЫХ. - Поэтому люди уже привыкли добираться туда сначала на электричке, затем на автобусе, а потом несколько километров  пешком».  Лично мне повезло. Выехав в 8 утра из дома, я добралась до места проведения мероприятий всего за полчаса и заняла место, удобное для наблюдения. Как и планировалось, в 11.30 на небе показались истребители, выполнявшие сложнейшие трюки в воздухе, семиминутный показательный бой с обстрелом, бомбардировщики, сбрасывающие бомбы. Это незабываемое зрелище продолжилось выступлением группы «Беркуты», состоящей из боевых вертолетов МИ – 28 Н.  Высший пилотаж привел сотни зрителей в восторг. Во время выполнения очередного элемента диктор прокомментировал: - Обратите внимание, расстояние между лопастями вертолетов составляет не более десяти метров! Сейчас вертолеты максимально снижаются и находятся на высоте менее ста метров над землей. Во время выполнения «разлета» на небольшой высоте один из «ночных хищников» вдруг стал вращаться вокруг своей оси и стремительно опускаться вниз. Я не сразу поняла, что самолет падает, пока оператор федерального канала справа от меня  не принялся ругаться, громко повторяя: «Прыгай! Ну, давай же, пры-ы-ыгай!». А стоящий рядом мальчик лет десяти закричал: «Папа! У него винт не крутится!». Спустя мгновение вертолет совершил жесткую посадку и загорелся. Приземление произошло на расстоянии полутора-двух километров от трибун, на место падения сразу выехали стоявшие рядом с полигоном пожарные расчеты и скорая помощь. Тысячи зрители, только что с восхищением снимавшие полет на камеры, затаили дыхание, на лицах застыл страх… Как сразу сообщил журналистам представитель пресс-центра, на борту находились два пилота - штурман и командир, один из которых успел покинуть кабину, а второй – нет. Около часа дня в пресс-центре, расположенном прямо на полигоне, появилась видеозапись падения, на которой отчетливо видно, как выживший пилот покидает кабину. Затем, едва стоя на ногах, он делает несколько шагов в сторону вертолета. Но, вероятно осознав, что невозможно ничего сделать (вертолет к тому времени уже горел), пилот упал на землю. Находившийся на месте катастрофы глава ВВС России Виктор БОНДАРЕВ объявил представителям СМИ: .- Второй летчик находится в сознании и сообщил, что причиной катастрофы стал отказ техники. Эксперты, которые находились в этот момент на мероприятии, в беседе с  журналистами также высказывали предположения, что произошел именно отказ техники, причина ЧП – не ошибка пилота. - Из строя вышел винт машины, - прокомментировал журналистам предварительную версию директор Центра стратегической конъюнктуры, военный эксперт Иван КОНОВАЛОВ. В тот же день пресс-служба Минобороны  опубликовала на официальном сайте ведомства информацию о том, что при проведении полетов организаторы приняли все меры, чтобы исключить риск для зрителей. «Демонстрационные полеты на полигоне «Дубровичи» в Рязанской области, где сегодня, 2 августа, потерпел крушение вертолет Ми-28, производились в соответствии с требованиями безопасности», — говорится в сообщении. По данным пресс-службы, полеты пилотажных групп организовали на безопасном расстоянии от трибун. И все-таки многие зрители высказывали свое мнение о том, что 2  километра – это очень близко. В соцсетях даже обсуждались версии, что «пилот мог бы выжить, но до последнего уводил вертолет подальше от толпы людей». Уже через несколько минут после трагедии в социальных сетях появилась информация о личности погибшего пилота. Им оказался летчик первого класса, 45-летний полковник Игорь Бутенко. Факт гибели российского военнослужащего подтвердил его сын Олег, на которого в этот же вечер я вышла через соцсеть «ВКонтакте». Как считает Олег БУТЕНКО, отец не успел покинуть воздушное судно, так как являлся командиром экипажа.  - Во время «роспуска» на вертолете отказал рулевой винт, вертолет начал вращаться. Один штурман, который был в передней кабине, успел выпрыгнуть. Так как командир экипажа покидает крайним вертолет, отец не успел выпрыгнуть – не покинул его. И он упал вместе с вертолетом. В тот же день федеральные телеканалы со ссылкой на Минобороны РФ сообщили имя летчика, который выжил при крушении Ми-28 Н под Рязанью. 26-летний штурман Александр КЛЕПНОВ рассказал, как погибла машина. По его словам, речевой информатор передал сведения об отказе двигателя и системы гидроусиления, когда экипаж выполнял фигуру высшего пилотажа «роспуск» в группе вертолетов. «Это было на роспуске группы. Крыло клали влево, а машина пошла вправо, потом резко влево. Потом - вы знаете. Я покинул машину уже на земле после крушения». По словам старшего лейтенанта, он начал летать на вертолете Ми-28 в 2010 году. Работал и на той машине, которая рухнула во время авиашоу на полигоне Дубровичи. «Перед салоном мы на этой машине тренировались, летали,  она себя показывала нормально», - рассказал перед камерой Александр КЛЕПНОВ. По данным официального сайта Минобороны, пилот получил перелом отростков трех позвонков в грудном отделе. Спинной мозг пилота не поврежден, операция не потребуется. Пилот находится в сознании, его состояние оценивается как стабильно тяжелое. Многие пользователей социальных сетей интересует  вопрос, почему пилоты, поняв, что вертолет неисправен, не катапультировались. Ответ  дали другие пользователи, подкрепив высказывание документальными характеристиками вертолета: на Ми-28 и Ми-28 Н нет катапульт. В связи с катастрофой отменили полеты воздушных шаров на фестивале «Небо России». Об этом вечером того же дня сообщили организаторы мероприятия в официальной группе фестиваля «Вконтакте». - Все полеты в Рязани отменены в связи с падением вертолета, -  пояснила мне тогда же в личной переписке пресс-секретарь фестиваля Жанна ЛОСЕВА. Утром в понедельник, 3 августа, на сайте Минобороны появилась информация о том, что обстоятельства катастрофы установит специальная комиссия под руководством главнокомандующего ВВС генерал-полковника Виктора Бондарева. По предварительной версии, у вертолета отказала гидросистема. После катастрофы Виктор Бондарев распорядился временно приостановить полеты вертолетов Ми-28. В этот же понедельник министр обороны Сергей ШОЙГУ поручил представить к наградам летчиков разбившегося на полигоне Дубровичи под Рязанью вертолета Ми-28Н. Об этом он заявил в ходе селекторного совещания с руководством военного ведомства, - передал в тот же день ТАСС. «До последней секунды летчики пытались спасти машину», — сказал министр. Тогда же, 3 августа, я продолжила переписку в соцсети с сыном погибшего пилота. Олег Бутенко - курсант авиационного училища, единственный сын Игоря Бутенко. По его словам, незадолго до гибели отец пообещал приехать к нему на выпуск. Погибший пилот служил в 344-м Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. О трагедии парень узнал от знакомых через несколько минут после крушения вертолета. Тогда же на стене в «ВКонтате» Олега БУТЕНКО появилась запись: ««Я никогда не думал, что ты уйдешь от меня так рано.... Столько всего хорошего должно было еще произойти, отец. Я жалею, что в последнем нашем телефонном разговоре не сказал, как сильно люблю тебя. Ты всегда будешь в моем сердце и примером для подражания, ты герой. Люблю тебя. Твой сын». Вечером 3 августа я дозвонилась до страховой группы «СОГАЗ», выступающей страховщиком военнослужащих Министерства обороны РФ, чтобы выяснить размер выплаты родным погибшего пилота. Представитель пресс-службы пояснил, что «выплата семье жертвы крушения Ми-28 составит 5,8 миллиона рублей. Из них 2,3 миллиона составляет страховая выплата, а 3, 5 миллионов – единовременное пособие семье погибшего из средств Минобороны». Пострадавшему пилоту выплаты будут производиться в зависимости от степени тяжести травмы: если тяжелое увечье — 233,7 тысячи рублей, если легкое — 58,4 тысячи рублей. Марина ЮРЬЕВА, Рязань


подпишитесь на нас в Дзен