Несмотря на то, что моему мужу перевалило за 70, он предпочитает не сидеть перед телевизором, а посещать культурные события вживую. Нынешним августом из новостей в соцсетях Юрий Семенович узнал, что пенсионеров приглашают на кастинг в проект «Бабушкины сказки». Проект театральный: желающим предлагалось попробовать себя на сцене.
Как-то за ужином муж спросил, знаю ли я сказку «Волк, который забыл, кто он такой».
– Нет, – говорю. – А зачем тебе?
– Решил принять участие в кастинге, требуется рассказать малоизвестную сказку, – поделился он.
Я не удивилась. Кастинги уже стали для Юрия делом привычным. У него солидный артистический опыт. Играть в театре, так сказать, посоветовал ему Владимир Этуш.
– После его спектакля в Тюмени в 2005 году мы со знакомой подошли к нему, чтобы поблагодарить. Я знал, что Этуш являлся художественным руководителем набора в театральное училище имени Щукина, и спросил его: «Какой критерий у Вас для выбора абитуриентов?» Тот ответил: «Какой критерий?.. Вот Вас я бы взял». Я подумал: «Хорошо бы, конечно, но в 50 лет учиться уже поздно».
Тем не менее, Юрий откликнулся на приглашение в Тюменский народный театр. Играл в нем более 15 лет. Но после перенесенного коронавируса, осложнившегося пневмонией, работать на сцене ему стало трудно, и 70-летний артист передал свои роли более молодым. Кроме того, мой муж сыграл в нескольких фильмах, которые снимали в Тюмени. А еще ему доводилось быть Дедом Морозом на детских праздниках, да и взрослых тоже. Так что он у нас сказочник со стажем.
Итак, Юрий порепетировал сказку дома – я стала ее первым слушателем за последние 25 лет. Откуда он ее взял? В 1980-х годах эту сказку в аудиоформате поместил на гибкую пластинку журнал «Колобок», и папа Юра часто ставил ее в проигрыватель для своей дочки. Когда в другом браке родилась вторая, ей эту сказку он уже рассказывал сам. Обеим она очень нравилась. Со мной у Юрия – третий брак, вот почему я не слышала эту сказку.
В указанное время наш пенсионер отправился по указанному адресу – в молодежно-театральный центр «Космос». Чтобы проснулась молодость в душе!
– Там собрались одни бабушки. Ну и что, это меня не смутило, – сообщил мне муж по возвращении. – Я просто сидел и ждал своей очереди, обдумывал, как преподнести мою сказку. Кастинг прошел. Результаты объявили сразу. Выбрали 20 победителей.
Ну как не взять в театральный проект единственного мужчину, да с актерским стажем!
* * *
Стать артистом в детстве он не мечтал. Рассказывает, когда учился в третьем классе, полдня ходил по Дому пионеров, выбирал, в какой кружок ему записаться. Заглядывал в фотокружок: пацаны заряжают пленку в «улитку». Неинтересно, этому его уже папа научил. Заглядывал в авиамодельный. Строгают мальчишки дощечки, инструменты на столах – такие же, как у них дома. Этому он и сам научится.
Идет по коридору дальше. Проходит мимо приоткрытой двери и видит в глубине зала красивую девочку. Зашел в эту дверь и решил остаться. А занимались там кукольным театром. Опять же одни девчонки! Тем не менее, вместе с ними стал Юра шить кукол и потом репетировать с ними спектакль. Дело в дружной команде спорилось, все шутили и смеялись, по праздникам устраивали чаепития. Юре в кружке так нравилось, что ему стали давать главные роли.
Один из спектаклей детского кукольного театра назывался «Кот-Хвастун». Юра играл Кота. Выступали со спектаклем по школам. В актовом зале собирали начальные классы, на сцене ставили ширму и показывали кукольную сказку. А Юра вот что придумал.
Зная, в какую школу поедут кружковцы «на гастроли», он, как разведчик, выспрашивал заранее у младшеклассников, кто у них в школе самый отпетый двоечник. Ему называли имя. Скажем, Ваня Петров. А во время спектакля Кот-Хвастун произносил свою коронную фразу: «Я самый ученый из всех котов!» И добавлял: «Такой же, как Ваня Петров!»
На этих словах в зале начиналась прямо-таки истерика. Зрители так хохотали, что, случалось, падали на пол. После спектакля за этакую самодеятельность Юре доставалось от руководителя кружка. По обыкновению к нему походил и тот самый Ваня Петров, обещая отлупить. В городке, где он жил, Юру так и прозвали – Кот-Хвастун. Но по-настоящему драться не решались: его высокий рост не обещал зачинщику легкой победы. И только один раз какой-то мальчик признался, что очень разозлил его Кот-Хвастун. Так разозлил, что решил он отомстить Коту и отныне учиться на «пятерки»!
* * *
Вернемся к «Бабушкиным сказкам». Оказалось, что организатором проекта является та самая Любовь Климентьева, которая до этого при грантовой поддержке создала театральную труппу «Мари Ванна». И на их спектакль «Саженцы» в жанре документального театра мы с мужем ходили в мае этого года! В «Ямской слободе» рассказом об участии в этом проекте, который уже закончился, поделилась Римма Романова – в выпуске № 26 от 26 июня. Как тесен мир!
Работать с новым набором пенсионеров, прошедших кастинг, начала драматург из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева. Этот проект тоже воплощался на деньги благотворителей. Работали, конечно, онлайн. Юрий рассказывает:
– Я пару раз перепутал время, думая, что Оксана назначает встречу в эфире по питерскому времени. Подключался, когда уже общение было в разгаре. Но понял, что надо взять историю из своей жизни и сделать из нее сказку. А поскольку в первые два раза я пропустил чуть ли не половину онлайн-встречи, подумал, что задание сочинить сказку давалось на каждом занятии. В итоге у меня их получилось три штуки. Признаюсь, мне было очень интересно! Сочинительство очень меня увлекло!
Конечно, Оксана сначала объяснила двум десяткам своих учеников, как можно реальные события превратить в сказочные. Например, ввести специальные обороты типа «Давным-давно это было», добавить волшебные предметы (вроде сапогов-скороходов), использовать присказки.
Юрий взял события из своего далекого детства. Представляете, реальное имя его бабушки уже было сказочное – Василиса! Хотя в основном звали ее по-простому – Васса. За самоваром бабушка рассказывала маленькому Юрику истории из своей жизни, которые внук порой принимал за сказки.
– Решил я вспомнить тот период потому, – объяснял он мне, как обычно, за ужином, – что должны ведь быть бабушкины сказки, а не дедушкины.
* * *
В первом сочиненном для проекта произведении Юрий отразил свои детские «непонятки»: как большие люди помещаются в маленькие самолетики, что он видел в небе? Однажды баба Васса собралась лететь на самолете. Юрик вместе с ней, мамой и папой поехали в аэропорт. Тогда в их городок, стоявший посреди северных рек, летали самолеты с поплавками вместо колес и садились на воду. Дальше процитирую:
«Посреди реки стояли плоты, к которым причаливали катера и самолеты, чтобы обменяться пассажирами и багажом. И вот наконец радио объявило, что прибывает рейс из Тюмени. Самолетик был крупнее, чем те, что Юрик видел раньше, но не настолько, чтобы увезти хотя бы одну бабушку. Открылась маленькая дверца, и на плот стали выходить маленькие людишки – меньше, чем оловянные солдатики. Они расселись в лодочке, которая вдруг оторвалась от плота и помчалась к берегу, стремительно увеличиваясь в размерах. На берег уже сошли люди нормального, привычного роста. Юрик такого чуда никогда еще не видел! Бабушка с другими пассажирами села в катер. Вот катер зашумел мотором, оторвался от берега и, уменьшаясь в размерах, помчался к самолетику. Тут-то Юрик и понял, что это не обыкновенный катер, а уменьшающая-увеличивающая машина. Взяв обыкновенных людей на берегу, она уменьшает их, чтобы они могли поместиться в маленьком самолетике, а потом, по пути на берег, возвращает их к нормальным размерам».
Драматургу Оксане особенно понравилось, что все три сказки у Юрия объединены сквозным сюжетом, в них одни и те же герои: бабушка и внук.
Как выяснилось, остальные написали по одной сказке. Оксана передала все произведения режиссерам тюменского театрального центра для детей, подростков и молодежи «РяДом». Светлана Ханжина и Андрей Голубенко превратили написанные волшебные истории в одну пьесу для театра. То есть спектакль «Бабушкины сказки» был основан на реальных событиях. На два месяца режиссеры стали как бы зеркалами участников – советовали, как лучше сыграть свою сказку на сцене.
* * *
Потом начались репетиции. 1 сентября дети пошли в школу, а наши бабушки с дедушкой – в театр «РяДом». Художник театрального центра «Космос» Мария Хайбуллина придумала сделать декорации из огромных вязаных салфеток. На пряжу пошли грантовые средства. И на первом очном занятии наши участницы сами сели вязать.
Собирались три раза в неделю. Репетировали сначала каждую сказку по отдельности. В одних упрощали содержание, в другие, наоборот, добавляли что-то еще. Из какой-то сделали комедию, из другой – мюзикл, из третьей – ужастик.
– Я думал, что тут будет легче, чем в народном театре, но оказалось наоборот. Мне было трудно, потому что я никак не мог понять, почему у нас не получается работать слаженно, – вспоминает это время мой супруг. – Придумали, как сыграть, а потом отказывались от этого варианта. Но в итоге могли вернуться к первому. Бабушки спорили с режиссерами, а когда дело доходило до показа, они не всегда могли вспомнить утвержденный вариант. Да и со мной такое бывало. Пытаешься понять, что из этого будет, а понять не получается. Кто-то не мог запомнить слова. А ты ждешь, когда тебе скажут реплику, после которой ты должен сказать свою. А ее нет. Или говорит ее совсем не та актриса.
Для опытного артиста было странно, что один режиссер ставит актерскую задачу, а другой ее отменяет. Один просит ходить по сцене, произнося слова роли, другой говорит, мол, ходьба отвлекает зрителя. Иногда удачную импровизацию включали в спектакль. Понятно, что шел совместный поиск. Но перестраиваться на ходу было сложно.
Постепенно все устаканивалось, приводилось в порядок. Юрий как единственный представитель мужского пола был задействован почти в каждой сказке. По сюжету требовался то старик, то злодей, то «мужчина из очереди в музей». А его сказка была почти в самом конце.
– После первого показа я так устал, что едва переставлял ноги. Никак не рассчитывал, что будет такая нагрузка, – признался Юрий. – Играя в народном театре, я давно понял, что значит главная роль в спектакле, какой это огромный труд. А силы уже не те. Но нельзя выходить на сцену и работать в полсилы. Либо играть на полную катушку, либо не играть совсем.
* * *
После спектакля, естественно, звучали хвалебные слова и от зрителей, и от актрис. Любовь Климентьева упомянула Юрия Хозяинова:
– Его надо в книгу рекордов Гиннеса – более десятка ролей он сыграл в одном спектакле! Только в моей сказке у него три разноплановые роли!
Сам же он при подведении итогов проекта высказался так:
– Главное выражение уважения актеров к режиссерам – это точно выполнение их рекомендаций. Когда режиссер говорит, актеры обязаны молчать, если их не спрашивают. Все остальное – просто слова. Красивые и приятные, но только слова. И некоторые участницы со мной согласились.
Что дальше? Отдохнул – и все по новой. Отказываться от лицедейства мой муж не собирается. Ведь играет он в театре с детства. Любовь Климентьева позвала его в очередной благотворительный проект. В Новый год Юрий будет Дедом Морозом на празднике в детском доме. Объясняет:
– Значит, я там нужен. Да мне самому это нравится.
Я бы тоже присоединилась. Но... дом, работа, визиты к пожилым родственникам по выходным... А муж пусть самовыражается! Каждый из нас счастлив – и слава Богу!
Светлана ХОЗЯИНОВА,
г. Тюмень