Девятнадцать бабушек и бородатый Сказочник

Участники проекта «Бабушкины сказки» декорации для спектакля изготовили сами. Октябрь 2024 г. Фото Людмилы Соколовой

Несмотря на то, что моему мужу перевалило за 70, он предпочитает не сидеть перед телевизором, а посещать культурные события вживую. Нынешним августом из новостей в соцсетях Юрий Семенович узнал, что пенсионеров приглашают на кастинг в проект «Бабушкины сказки». Проект театральный: желающим предлагалось попробовать себя на сцене.

Как-то за ужином муж спросил, знаю ли я сказку «Волк, который забыл, кто он такой».

– Нет, – говорю. – А зачем тебе?

– Решил принять участие в кастинге, требуется рассказать малоизвестную сказку, – поделился он.

Я не удивилась. Кастинги уже стали для Юрия делом привычным. У него солидный артистический опыт. Играть в театре, так сказать, посоветовал ему Владимир Этуш.

– После его спектакля в Тюмени в 2005 году мы со знакомой подошли к нему, чтобы поблагодарить. Я знал, что Этуш являлся художественным руководителем набора в театральное училище имени Щукина, и спросил его: «Какой критерий у Вас для выбора абитуриентов?» Тот ответил: «Какой критерий?.. Вот Вас я бы взял». Я подумал: «Хорошо бы, конечно, но в 50 лет учиться уже поздно».

Тем не менее, Юрий откликнулся на приглашение в Тюменский народный театр. Играл в нем более 15 лет. Но после перенесенного коронавируса, осложнившегося пневмонией, работать на сцене ему стало трудно, и 70-летний артист передал свои роли более молодым. Кроме того, мой муж сыграл в нескольких фильмах, которые снимали в Тюмени. А еще ему доводилось быть Дедом Морозом на детских праздниках, да и взрослых тоже. Так что он у нас сказочник со стажем.

Итак, Юрий порепетировал сказку дома – я стала ее первым слушателем за последние 25 лет. Откуда он ее взял? В 1980-х годах эту сказку в аудиоформате поместил на гибкую пластинку журнал «Колобок», и папа Юра часто ставил ее в проигрыватель для своей дочки. Когда в другом браке родилась вторая, ей эту сказку он уже рассказывал сам. Обеим она очень нравилась. Со мной у Юрия – третий брак, вот почему я не слышала эту сказку.

В указанное время наш пенсионер отправился по указанному адресу – в молодежно-театральный центр «Космос». Чтобы проснулась молодость в душе!

– Там собрались одни бабушки. Ну и что, это меня не смутило, – сообщил мне муж по возвращении. – Я просто сидел и ждал своей очереди, обдумывал, как преподнести мою сказку. Кастинг прошел. Результаты объявили сразу. Выбрали 20 победителей.

Ну как не взять в театральный проект единственного мужчину, да с актерским стажем!

* * *

Стать артистом в детстве он не мечтал. Рассказывает, когда учился в третьем классе, полдня ходил по Дому пионеров, выбирал, в какой кружок ему записаться. Заглядывал в фотокружок: пацаны заряжают пленку в «улитку». Неинтересно, этому его уже папа научил. Заглядывал в авиамодельный. Строгают мальчишки дощечки, инструменты на столах – такие же, как у них дома. Этому он и сам научится.

Идет по коридору дальше. Проходит мимо приоткрытой двери и видит в глубине зала красивую девочку. Зашел в эту дверь и решил остаться. А занимались там кукольным театром. Опять же одни девчонки! Тем не менее, вместе с ними стал Юра шить кукол и потом репетировать с ними спектакль. Дело в дружной команде спорилось, все шутили и смеялись, по праздникам устраивали чаепития. Юре в кружке так нравилось, что ему стали давать главные роли.

Один из спектаклей детского кукольного театра назывался «Кот-Хвастун». Юра играл Кота. Выступали со спектаклем по школам. В актовом зале собирали начальные классы, на сцене ставили ширму и показывали кукольную сказку. А Юра вот что придумал.

Зная, в какую школу поедут кружковцы «на гастроли», он, как разведчик, выспрашивал заранее у младшеклассников, кто у них в школе самый отпетый двоечник. Ему называли имя. Скажем, Ваня Петров. А во время спектакля Кот-Хвастун произносил свою коронную фразу: «Я самый ученый из всех котов!» И добавлял: «Такой же, как Ваня Петров!»

На этих словах в зале начиналась прямо-таки истерика. Зрители так хохотали, что, случалось, падали на пол. После спектакля за этакую самодеятельность Юре доставалось от руководителя кружка. По обыкновению к нему походил и тот самый Ваня Петров, обещая отлупить. В городке, где он жил, Юру так и прозвали – Кот-Хвастун. Но по-настоящему драться не решались: его высокий рост не обещал зачинщику легкой победы. И только один раз какой-то мальчик признался, что очень разозлил его Кот-Хвастун. Так разозлил, что решил он отомстить Коту и отныне учиться на «пятерки»!

* * *

Вернемся к «Бабушкиным сказкам». Оказалось, что организатором проекта является та самая Любовь Климентьева, которая до этого при грантовой поддержке создала театральную труппу «Мари Ванна». И на их спектакль «Саженцы» в жанре документального театра мы с мужем ходили в мае этого года! В «Ямской слободе» рассказом об участии в этом проекте, который уже закончился, поделилась Римма Романова – в выпуске № 26 от 26 июня. Как тесен мир!

Работать с новым набором пенсионеров, прошедших кастинг, начала драматург из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева. Этот проект тоже воплощался на деньги благотворителей. Работали, конечно, онлайн. Юрий рассказывает:

– Я пару раз перепутал время, думая, что Оксана назначает встречу в эфире по питерскому времени. Подключался, когда уже общение было в разгаре. Но понял, что надо взять историю из своей жизни и сделать из нее сказку. А поскольку в первые два раза я пропустил чуть ли не половину онлайн-встречи, подумал, что задание сочинить сказку давалось на каждом занятии. В итоге у меня их получилось три штуки. Признаюсь, мне было очень интересно! Сочинительство очень меня увлекло!

Конечно, Оксана сначала объяснила двум десяткам своих учеников, как можно реальные события превратить в сказочные. Например, ввести специальные обороты типа «Давным-давно это было», добавить волшебные предметы (вроде сапогов-скороходов), использовать присказки.

Юрий взял события из своего далекого детства. Представляете, реальное имя его бабушки уже было сказочное – Василиса! Хотя в основном звали ее по-простому – Васса. За самоваром бабушка рассказывала маленькому Юрику истории из своей жизни, которые внук порой принимал за сказки.

– Решил я вспомнить тот период потому, – объяснял он мне, как обычно, за ужином, – что должны ведь быть бабушкины сказки, а не дедушкины.

* * *

В первом сочиненном для проекта произведении Юрий отразил свои детские «непонятки»: как большие люди помещаются в маленькие самолетики, что он видел в небе? Однажды баба Васса собралась лететь на самолете. Юрик вместе с ней, мамой и папой поехали в аэропорт. Тогда в их городок, стоявший посреди северных рек, летали самолеты с поплавками вместо колес и садились на воду. Дальше процитирую:

«Посреди реки стояли плоты, к которым причаливали катера и самолеты, чтобы обменяться пассажирами и багажом. И вот наконец радио объявило, что прибывает рейс из Тюмени. Самолетик был крупнее, чем те, что Юрик видел раньше, но не настолько, чтобы увезти хотя бы одну бабушку. Открылась маленькая дверца, и на плот стали выходить маленькие людишки – меньше, чем оловянные солдатики. Они расселись в лодочке, которая вдруг оторвалась от плота и помчалась к берегу, стремительно увеличиваясь в размерах. На берег уже сошли люди нормального, привычного роста. Юрик такого чуда никогда еще не видел! Бабушка с другими пассажирами села в катер. Вот катер зашумел мотором, оторвался от берега и, уменьшаясь в размерах, помчался к самолетику. Тут-то Юрик и понял, что это не обыкновенный катер, а уменьшающая-увеличивающая машина. Взяв обыкновенных людей на берегу, она уменьшает их, чтобы они могли поместиться в маленьком самолетике, а потом, по пути на берег, возвращает их к нормальным размерам».

Драматургу Оксане особенно понравилось, что все три сказки у Юрия объединены сквозным сюжетом, в них одни и те же герои: бабушка и внук.

Как выяснилось, остальные написали по одной сказке. Оксана передала все произведения режиссерам тюменского театрального центра для детей, подростков и молодежи «РяДом». Светлана Ханжина и Андрей Голубенко превратили написанные волшебные истории в одну пьесу для театра. То есть спектакль «Бабушкины сказки» был основан на реальных событиях. На два месяца режиссеры стали как бы зеркалами участников – советовали, как лучше сыграть свою сказку на сцене.

* * *

Потом начались репетиции. 1 сентября дети пошли в школу, а наши бабушки с дедушкой – в театр «РяДом». Художник театрального центра «Космос» Мария Хайбуллина придумала сделать декорации из огромных вязаных салфеток. На пряжу пошли грантовые средства. И на первом очном занятии наши участницы сами сели вязать.

Собирались три раза в неделю. Репетировали сначала каждую сказку по отдельности. В одних упрощали содержание, в другие, наоборот, добавляли что-то еще. Из какой-то сделали комедию, из другой – мюзикл, из третьей – ужастик.

– Я думал, что тут будет легче, чем в народном театре, но оказалось наоборот. Мне было трудно, потому что я никак не мог понять, почему у нас не получается работать слаженно, – вспоминает это время мой супруг. – Придумали, как сыграть, а потом отказывались от этого варианта. Но в итоге могли вернуться к первому. Бабушки спорили с режиссерами, а когда дело доходило до показа, они не всегда могли вспомнить утвержденный вариант. Да и со мной такое бывало. Пытаешься понять, что из этого будет, а понять не получается. Кто-то не мог запомнить слова. А ты ждешь, когда тебе скажут реплику, после которой ты должен сказать свою. А ее нет. Или говорит ее совсем не та актриса.

Для опытного артиста было странно, что один режиссер ставит актерскую задачу, а другой ее отменяет. Один просит ходить по сцене, произнося слова роли, другой говорит, мол, ходьба отвлекает зрителя. Иногда удачную импровизацию включали в спектакль. Понятно, что шел совместный поиск. Но перестраиваться на ходу было сложно.

Постепенно все устаканивалось, приводилось в порядок. Юрий как единственный представитель мужского пола был задействован почти в каждой сказке. По сюжету требовался то старик, то злодей, то «мужчина из очереди в музей». А его сказка была почти в самом конце.

– После первого показа я так устал, что едва переставлял ноги. Никак не рассчитывал, что будет такая нагрузка, – признался Юрий. – Играя в народном театре, я давно понял, что значит главная роль в спектакле, какой это огромный труд. А силы уже не те. Но нельзя выходить на сцену и работать в полсилы. Либо играть на полную катушку, либо не играть совсем.

* * *

После спектакля, естественно, звучали хвалебные слова и от зрителей, и от актрис. Любовь Климентьева упомянула Юрия Хозяинова:

– Его надо в книгу рекордов Гиннеса – более десятка ролей он сыграл в одном спектакле! Только в моей сказке у него три разноплановые роли!

Сам же он при подведении итогов проекта высказался так:

– Главное выражение уважения актеров к режиссерам – это точно выполнение их рекомендаций. Когда режиссер говорит, актеры обязаны молчать, если их не спрашивают. Все остальное – просто слова. Красивые и приятные, но только слова. И некоторые участницы со мной согласились.

Что дальше? Отдохнул – и все по новой. Отказываться от лицедейства мой муж не собирается. Ведь играет он в театре с детства. Любовь Климентьева позвала его в очередной благотворительный проект. В Новый год Юрий будет Дедом Морозом на празднике в детском доме. Объясняет:

– Значит, я там нужен. Да мне самому это нравится.

Я бы тоже присоединилась. Но... дом, работа, визиты к пожилым родственникам по выходным... А муж пусть самовыражается! Каждый из нас счастлив – и слава Богу!

Светлана ХОЗЯИНОВА,

г. Тюмень