Дочь офицера Марина Шапиро: «Всегда должна быть звезда, к которой тянешься»

Лет 15 назад Марина была самой красивой официанткой в моём любимом кафе. На её смену выпадали самые большие чаевые, а от женихов отбоя не было. Вскоре она вышла замуж. Но в следующий раз мы пересеклись лишь спустя много-много лет. В том же кафе, за чашкой кофе. Марина не изменилась, лишь стала ещё красивее. А вот её жизнь…

Мама-декабристка

– Поменялась тысячу раз, я дважды была замужем, и дважды неудачно, – словно в противовес, говорит мне Марина. – Два раза я возвращалась к маме, сначала с одним ребёнком, потом с двумя. Без копейки денег. Теряла работу, мечты, иллюзии, но только не себя. Училась жить заново, училась новому.

Неожиданно Марина отводит к окну глаза, полные слёз...

– Если б не мама, вряд ли у меня что получилось, – признаётся вдруг собеседница. – Я и дочкам всегда говорю: «Берегите Надечку – нас нет без неё!» Мою маму зовут Надежда Владимировна и это уникальная женщина, моя звезда, Ангел-хранитель.

 Марина с мамой и сетрой Алёной. 2023, Псков…В детстве, целых пять лет, Марина была москвичкой, а потом её отца, военного офицера, перевели на Дальний Восток, в авиационный гарнизон в местечке Хороль.

– Папа, Игорь Валерьевич, служил бортовым механиком, вслед за ним мы и переехали потом в Псков,  – рассказывает Марина. – Аэродром в Хороле «развалился» с развалом СССР, хотя, казалось, невозможно развалить крепость и мощь страны. А там родился мой брат, там исполнилось 18 лет моей старшей сестре, там я училась до второго класса и усваивала семейные ценности и традиции. Нам хватало и маминой любви, и отцовской защиты, но между нами и родителями всегда была дистанция. Мы не могли ни с того ни с сего броситься папе на шею. Наверное, мама своим примером научила относиться к мужчине с уважением. И в то же время отец всегда уважал наш выбор, не вмешивался в дела «молодёжи».

 Отец Марины, Игорь Валерьевич

И лишь однажды вмешался... Когда Марина на лестничной площадке выслушивала очень громкие упрёки бывшего мужа, что он «кормил» её дочь от первого брака, Игорь Валерьевич не выдержал, открыл дверь и сказал: «Без тебя справимся! Ещё 10 детей выкормим и вырастим!»

– Папа тогда уже сильно болел, но поднялся, чтобы меня защитить. Он всегда был рядом, когда наступал край... В голодные годы мы жили на его зарплату, потом – на его пенсию. И если я в зеркале всё чаще вижу свою маму, то душа у меня папина – стоик и философ по жизни. Мы похоронили его в 2022 году. Мама до последнего вздоха – он уже дышал через трубочку – была с ним. Она истинная декабристка – поддерживала своего мужа и в горести, и в болести. И даже, если он был не прав. Она могла ругаться, ворчать, но не предавать!

Выйти замуж –
не напасть

Первый раз Марина вышла замуж за очень хорошего человека, но других достоинств, к её разочарованию, у него не оказалось.

– Я жила иллюзиями, что смогу его изменить, как говорится, костяк хороший, а мясо нарастёт, – шутит Марина. – Нет, не нарастёт! Он и сейчас очень хороший человек, и только. После рождения дочери, в 2013 году, мы быстро погрузились в нищету – кредиты, долги, съёмная квартира, приставы. Мне было стыдно. Я не понимала, как он может принимать деньги от моей мамы, даже не пытаясь вернуть. Постепенно во мне рос мужик.

Я научилась перепродавать бэушные коляски, печь на продажу торты, добывать, управлять своим семейным возом. В какой-то момент я поняла, что так всё и будет, если я не сойду с телеги. Через три года я забрала дочку и ушла к маме. Тогда было обидно и страшно, а сейчас я понимаю, если б не бездействие этого хорошего человека, я бы и шагу вперёд не сделала. Мы до сих пор дружим, и я благодарна ему за всё. Алиментов не было, но он всегда помогал, чем мог. Не это ли и ценно?

Так стремительно менялась жизнь, менялись ценности, рушились шаблоны. Надежда Владимировна не дала дочке впасть в уныние. Повела её в магазин, одела с иголочки, вытерла слёзы, заставила поверить в себя. Марина отправилась искать работу.

– Устроилась в фитнес-клуб. Признаюсь, с целью выйти замуж. Мне очень хотелось перекрыть неудачный брак удачным. Я сознательно не носила спортивные костюмы и кроссовки. Одевалась, как леди – всегда каблуки и классика.

Вскоре появился и жених – образованный, воспитанный красавец, моложе Марины на 6 лет, из очень хорошей семьи. Он тоже был в поиске и видел рядом женщину серьёзную, с царём в голове.

– Мы почти сразу стали строить планы на жизнь, занялись ремонтом. Никаких бытовых проблем! Мой второй муж оказался очень ответственным семьянином. Когда родилась дочка, ему не надо было объяснять, как менять памперсы, а когда исполнился годик, мы с двумя детьми поехали на автомалютке «Матисе» на море. Казалось, нас не остановишь, и нет нам преград. Но остановили нас жёстко.

Марина пришлась не ко двору свекрови. Она стала открывать глаза сыну, что ему не нужна женщина с подмоченной репутацией, на 6 лет старше, с ребёнком. Да, мол, и не любит он её вовсе! В конце концов, истинный сын согласился со своей матерью.

– Я сжирала себя, – вспоминает вслух тот кошмар Марина. – Я не такая, не сякая, надо быть лучше, уступчивее, надо быть, быть, быть… А может, вообще не быть?!

Ковид и фотоаппарат

Второй брак продлился год. Марина вернулась к маме уже с двумя детьми. И мама снова поддержала, пригладила пёрышки своей раненой птичке: «Ты у меня – то, что надо!» И у Марины встрепенулись крылья.

Марина мечтала работать в дизайнерской студии и её приняли. Это было счастливое время – творческий подъём.

– Я летала! Думала, буду там расти, учиться, в голове роились тысячи проектов, которые я могла бы сделать сама. Но ковид убил все мечты, лишил меня будущего – предприятие распустили. Я снова оказалась у разбитого корыта, да ещё и в изоляции.

Дома, с тяжело больным папой и двумя малышками, печь торты было невозможно. Стать швеёй? Но на что купить машинку? От второго брака, кроме дочки, остался фотоаппарат. Платить за обучение было нечем, и Марина стала сама осваивать искусство фотографии.

 Одна из первых фотографий Марины, дочь Ева.

– Снимала дочку, просматривала и прочитывала гигабайты материалов, – делится своим опытом Марина. – Нащупывала свой кадр скорее головой, чем объективом. Мне не нужны были студии, интерьеры, наряды, макияж – это рамки и клетки! – мне надо было, чтобы человек приходил ко мне обнажённым. Через портреты я кричала, я показывала себя – я красива, я уникальна, я такая, какой меня задумал Бог!

 фото Марины Шапиро

Так я спасалась сама и внушала уверенность тем, кто смотрел в мой объектив. В каждой чёрточке и морщинке я видела уникальную историю. Несовершенства меня вдохновляли. Я восхищалась свободой взрослых женщин и хотела освободиться сама, от прошлого и шаблонов.

 фото Марины Шапиро

Кузнец и шаман

Однажды для очередного проекта Марине потребовался рыбак. Друзья подсказали такого. Марина отправила сообщение «ВКонтакте». «Да, я рыбак. И мы знакомы», – был ответ.

– Когда-то в Летнем саду собирались молодёжные тусовки. Я тоже там тусила в молодости. И Юра, так звали рыбака, меня вспомнил. Но мы так и не встретились. Ему было не до проектов, у него рушилась семья. И когда там всё закончилось, через два года, он неожиданно пригласил меня на чашку кофе. Скоро, 22 октября, той нашей первой чашке будет год. Он пришёл на первое свидание «бородатым медведем» – закрытым от всего мира. А сейчас – это принц, мой любимый Юра. Он воплощает все мои мечты.

Несколько лет Марина тщетно пыталась добиться, чтобы в военном городке построили детскую площадку, а Юра пришёл и сделал.

 

– Под окном уже качели, уже готовы горка и домик. У мамы блестят глаза, намыты окна, мурлычет котёнок, – Юра его подарил, чтобы наша Наденька не скучала без нас. У соседа, дяди Коли, уже огорожена заборчиком клумба, Юру обожают все соседи. И я впервые за много лет чувствую себя не дамой выходного дня или ломовой лошадью, а любимой женщиной. Юра мой волшебный медведь, мой шаман, он кузнец и у него есть юрта! Его достоинства бесконечны, но об одном расскажу.

Он долго жил в Бурятии, изучал древние обряды. Я не верю в чудеса, но как-то раз у меня был простой в работе, и я в шутку попросила: «Наколдуй мне, ты ж волшебник!» Он привёл меня в юрту, говорил со мной, сковал наконечник стрелы. Может, совпадение, но после на самом деле посыпались заказы. Мой Юра, он офигенный! Это стихия, он умеет заземляться и заземлять!

 Марина и Юра

С переменами в жизни, у Марины изменились и фотографии. Они уже не кричат: «Я то, что надо!». Это и так видно, не по обнажённым рукам, а по спокойным, уверенным глазам.

На прощание моя очаровательная героиня дала один классный совет всем тем, кто оказался, мягко говоря, не у дел: «Не знаешь – узнай! Не оценивай себя, а цени. Не смотри вперёд, а иди! Впереди всегда должна быть звезда, к которой ты тянешься».

Гизела ДЕРЖАВИНА, Псков



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: фото из архива Марины Шапиро,фото Марины Шапиро