Волшебное чаепитие с краеведом земли Псковской, Евгением Матвеевым

Лучшего из лучших краеведов земли Псковской, Евгения Петровича МАТВЕЕВА, уже 12 лет как нет на этой земле. Но 6 августа он… был у себя дома, пил чай с женой и дочерью, и даже принимал участие в беседе! Мистика, скажете вы. Как знать!..

Вклад Евгения Петровича Матвеева в сохранение и приумножение исторического наследия Псковщины безмерен: чего только стоят создание объединённого музея-заповедника Псковской области, фильмы о жемчужинах нашего края, уникальный двухтомник «Богатырская застава земли Русской», «Псков. Памятники истории, культуры, архитектуры»…  В этом году Евгению Петровичу могло бы исполниться 90 лет.

И вот, я иду в гости к Надежде Павловне и Юлии Евгеньевне, жене и дочери историка-краеведа с ответственной миссией - вспомнить добрым словом Евгения Петровича, да так, чтоб был здесь и сейчас, как живой…

Дал знак

Понятно, что глыба! И забывать нельзя, и вот, сейчас, всё вспомним... Но на сердце у меня ой как тяжело. И вот почему. Тяжелее всего даются материалы о тех, кто ушёл. Очень не хватает их присутствия, чтобы почувствовать, чтобы родилось то, что надо – то, что они бы одобрили! Так и в этот раз...

Сижу я в гостиной Евгения Петровича, в «сталинке» на Октябрьском проспекте, слушаю семейные истории, разглядываю фотографии, любуюсь его портретами на стенах (какое красивое, оживлённое мыслью лицо, – вот бы поговорить!). В беседе проходит час, другой, из гостиной перемещаемся в небольшую уютную кухню, пить чай. И я не помню момент, когда обмолвилась, что на выходных ездила в Волышово и была поражена графскими развалинами усадьбы Строгановых. И тут же Надежда Павловна упомянула фильм о наследии Строгановых, который сделал её муж:

– Мне так нравится момент, когда Женя берёт швабру, размывает пыль веков, и на старинном паркете проступают узоры, каких свет не видывал! – прижав ладони к сердцу, говорит жена Евгения Петровича.

– Так давайте посмотрим! – я хватаю телефон, нахожу в интернете фильм, и сию секунду мне под локоть попадает чашка.

Разливается чай! Мы смеёмся, суетимся, в воздух взлетает ворох белых салфеток, а с телефонного экранчика на нас глядит живой и вдохновенный Евгений Петрович, и звучит его голос, и подсвечник в его руке освещает залы графского замка. И оживает история и… мой герой!

 

В тот миг, когда опрокинулась чашка, я почувствовала, что Евгений Петрович рядом с нами, и безмерно рад, что мы включили фильм про Волышово, и он таким вот способом смог присоединиться к нашему задушевному, волшебному чаепитию. И это просто чудо!

Как Байрон

Старший сын в крестьянской семье, Женя МАТВЕЕВ родился в 1934 году в порховской деревне Тригорша. И родился хроменьким. Его мама пахала землю, когда уже была на сносях. Лошадь дёрнула, будущая роженица сильно ударилась животом об оглоблю – этим Мария Степановна и объясняла врождённую травму ноги своего первенца.

– А когда Женя подрос, в 1941 году ему сделали операцию по исправлению хромоты, – рассказывает о детстве своего мужа Надежда Павловна. – От наркоза он очнулся 22 июня, когда по радио объявили о начале войны. Помнит, как «убегал» с мамой от немцев на костылях, с загипсованной ногой. В незажившую рану попала грязь, и Мария в бане распарила и сняла сыну гипс. Ножка зажила, как зажила – с Божьей помощью. Лёгкая хромота осталась на всю жизнь и была совсем незаметна, но сам Женя переживал. Он всегда старался быть в прекрасной физической форме, элегантный, с прямой спиной, как лорд Байрон! И ему всегда хотелось добиться успеха. В итоге физический изъян он с лихвой перекрыл своим умственным трудом. Это же ходячая энциклопедия! Он знал всё и ещё немного. После его смерти я долго порывалась спросить его о том, о другом. А спросить-то уж было некого…

Война и мир

В 1943 году Мария с детьми попала в немецкий пересыльный лагерь «Дулаг-100», что под Порховом, откуда семью увезли в Литву, в рабство литовским крестьянам. Спали в сарае, работали даже малыши. В свободное время Женя с младшим братом «кусочничал», выпрашивал еду на литовском языке (если дети просили на русском, им ничего не давали).

После освобождения хозяева уговаривали Матвеевых остаться, мол, ваши деревни сожжены, куда вы поедете, но семья готова была даже ползти на родную землю, пусть там было хоть трижды пепелище!

– После войны родителям отца приходилось выживать, как и всем, и лебеду ели, – рассказывает Юлия Евгеньевна, преподаватель Изборского лицея. – Папа был вынужден уехать доучиваться в Пярну, к родственникам, у которых погибли все дети. Работал и учился в вечерней школе. Потом вернулся и поступил в Псковский пединститут на исторический факультет.

 Евгению Матвееву 19 лет

Не так давно моя дочь, которая тоже окончила наш педагогический вуз, составляя семейную летопись, подсчитала, что наша семья насчитывает более 300 лет общего педагогического стажа!

– Кстати, когда наш Выборгский пединститут ликвидировали, и было принято общее решение, что педагогов и студентов примет в свои стены псковский пед, в Выборг вместе с другими псковскими студентами приехал комсомолец Женя, помогать перевозить документы, учебники: так мы с ним и познакомились, – вспоминает Надежда Павловна. – Он был настоящим комсомольцем. Вместе со студенческим отрядом ездил работать на целину. На первый свой заработок купил часы «Ракета» с фосфорными стрелочками, которые носил всю жизнь. А сколько мы с ним вместе деревьев после войны посадили – весь Дендропарк, на Рижском проспекте, по Гдовскому шоссе – ой, не сосчитать…

 Надежде 19 лет

 Совет да любовь!

В 1960 году Евгений и Надежда сыграли свадьбу.

– В общежитии, очень скромно, – рассказывает Надежда Павловна. – Мои родители приехали из посёлка Мга – железнодорожный узел под Питером, где до последнего работал мой отец. Он 1912 года рождения, во время войны обслуживал железную дорогу. Мне было уже 5 лет и помню, как шли наши составы с танками и солдатами. Дом был рядом с железной дорогой, и во время бомбёжек мама укладывала нас пятерых в огороде в бороздки меж гряд и закрывала своим телом. На нас летела земля, уши трещали, но от смерти Бог уберёг…

Так и переплелись судьбы Евгения и Надежды. Оба старшие дети, сами себя сделали, получили высшее образование, стали примером для младших братьев и сестёр – родительская гордость.

В том же 1960 году Евгений Петрович стал директором Бельско-Устьенской, а затем Остенской школы, которую из 8-летки сделал 10-леткой. Преподавал историю, а Надежда русский и литературу.

– Когда Евгений Петрович вёл урок, под дверью собирались все технички – послушать! – вспоминает Надежда Павловна. – Через 9 лет мужа перевели на должность директора профтехучилища, и он 2 года ездил в Псков на работу. Потом нам дали квартиру, и мы переехали в Псков. Я преподавала до самой пенсии. Мне 55, в стране – кризис!

 Борец-просветитель

Это был 1991 год. Чтобы выжить, Матвеевы возвращаются в деревню. Евгений Петрович всё так же ездил на работу в Псков, сперва на «Запорожце», потом на «Оке».

 Евгений Матвеев в Волышово

– А я на хозяйстве: корова, козы, поросята, птицы, – рассказывает Надежда Павловна. – Дочки там и выросли.

А Евгений Петрович все эти годы боролся за культурное наследие Псковщины. Великолепный проект исторической реконструкции центра Пскова, который на ВДНХ получил серебряную медаль, похоронила перестройка, с которой прекратилось финансирование культурных программ. Из московского издательства поступил отказ по двухтомнику, мол, забирайте макет, или на помойку.

– Отец, конечно, поехал, ведь это не только его труд, это труд всего творческого коллектива музея, – рассказывает Юлия Евгеньевна. – Я встречала его на вокзале – и макет тяжёл, и на сердце груз. Папе удалось издать книгу только в 2003 году, на драконовских условиях – каждому из авторов по экземпляру и без гонорара. Он сам купил книги в магазине для всех наших библиотек.

 Евгений Матвеев с дочерью Юлией и со своей книгой

Конечно, всё это подорвало здоровье Евгения Петровича. У него обнаружили саркому. Он мужественно перенёс две операции. Дожил до 75-летнего юбилея своей любимой и единственной.

– Муж никогда не жаловался и, как бы я его ни уговаривала, не отмечать, он попросил созвать гостей, и, как всегда, на диво, блистал остроумием и никому не давал скучать. Это было 19 января, а 9 февраля Жени не стало. Он умер в госпитале ветеранов, на руках у Юли и Оли. Я ждала его на выходные, он убедительно просил меня туда не приезжать… Никто не поверил в его уход, таким деятельным он был до конца.

 

Уже на пенсии работал в школах и в вузах, проводил великолепные экскурсии, знакомил в советские времена с Псковским краем председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, генерального секретаря ООН Хавьера Переса де Куэльяр, актёров Аркадия и Константина Райкиных, Александра Калягина, директора Института российской истории Андрея Сахарова... А ещё вёл серию телевикторин «Псковские тайны», создавал фильмы о Псковщине. Про Волышово мы и посмотрели в его день рождения – с Юлей и Надеждой Павловной. Спасибо вам, Евгений Петрович!

Гизела ДЕРЖАВИНА, Псков

ОТ РЕДАКЦИИ: имя уроженца порховской земли Евгения Петровича МАТВЕЕВА навечно занесено в «Золотую летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова».



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: стоп-кадр из фильма Евгения матвеева об усадьбе Волышово,фото из архива Матвеевых