Папа, мама, 40 детей сверху, Кузя Макрон и Ростовский кот!

Об этой удивительной семье мне рассказала знакомая Дарья: «Татьяна - уникальная женщина! Её материнской любви еще на столько же детей хватит. А муж у неё, так просто сокровище, - он и детей успевает воспитывать, и дома строить. В деревне он с сыновьями спортивную и детскую площадку оборудовали, и сквер, и клумбы. И детки у них - звёздочки - вместе они ансамбль песни и пляски «Казачок»!»

Дом, где двери открыты

Дарья мне и телефон Татьяны дала.

- Приезжайте, мы гостям всегда рады, - сразу приглашает Татьяна.

Еду в Дурково, знакомиться. Неужели и правда, 40 детей?! Возле трёхэтажного дома, у калитки спит калачиком хаски.

- У вас тут охрана! - звоню Татьяне, боясь сделать шаг.

- Ой, да это собак-дурак, - смеётся Татьяна.Взяли в сторожа, но сами его и охраняем. У нас Ростовский кот с Герасимом лучше периметр держат. Там калитка открыта. Сейчас вас Роман встретит.

На крыльцо выбегает рослый парень-крепыш и проводит меня в гостиную, где много солнца, а на большом столе дымятся горой пирожки, блины, сметана, сгущенка - так меня еще никто не встречал! В детском манеже спит плюшевый щенок Кузя Макрон, французский бульдожка, на ковре растянулся огромный мейн-кун Герасим.

- Сейчас с нами живут 10 детей, - рассказывает Татьяна. - Всех увидите, папа их со школы везет. Они ж вырастают. Отдаём учиться, кого замуж, кого в армию, Четверо сыновей на СВО воюют. Один сейчас тяжело ранен, везут в московский госпиталь, скоро к нему поедем. Жизнь не стоит на месте.

 Ростовская казачка

Семья поселилась в Псковской области недавно, в 2019 году. А начиналось всё в Ростове. Вячеслав младше своей жены на 7 лет. Работал механизатором в совхозе «Индустриальный», там же Татьяна была заведующей столовой.

 

- Прикормила молодого тракториста,  - шутит Татьяна.

На самом деле ни до того ей было, растила одна четверых детей. Да и Славик не на борщи польстился. Статная, добрая, работящая - с такой женой крепкую семью строить можно.

- Я ж потомственная казачка, к труду с малолетсва приучена, мне что пахать, что сеять, - рассказывает Татьяна. - Руки дело знают! Да и у Славика они из нужного места растут. Всё, что вы видите - всё сделано его руками. Он и мальчишек всему учит, они у него в пять лет уже тракторком рулили. У нас в Ростове фермерское хозяйство было, трактор, комбайн, 1500 птиц, свиноматок куча… Мы всё успевали - и на море детей свозить, и День Нептуна справить, и дни рожденья отметить, а их у нас, как вы понимаете, не раз в году, а каждый месяц, а то и три раза на неделе... Вы сюда на Новый Год приезжайте, здесь  человек 30 собирается!  

В Псков сперва уехала вслед за мужем-офицером их общая дочь Алина. Потом у другой дочери родился ребенок-аллергик. С годами и Татьяна стала задыхаться от ростовской жары.

- А когда Алину навещали, так и у внучки, и у меня всё проходило, - рассказывает Татьяна. - Так и загорелись переездом. Продали всё, и на двух КАМАЗах с 13-ю детьми поехали.

В Псков отправился и 82-летний отец Татьяны, Вячеслав Лазаревич, помогал до последнего и Славику со стройкой и ей с детьми.

Всякое бывает!

Первые приемные дети у Чуприных появились случайно. В 2001 году к ним обратилась знакомая из управления образования: «Возьмите на лето к себе пятерых. Их мать лишили  родительских прав, а в детдом их в сентябре определим…»

 

- Мы и согласились, а через три дня они нас уже «папа-мама» звали, - рассказывает Татьяна. - Продали кое-что из хозяйства, разодели их, разобули, купили портфели, и 1 сентября они у нас не в детдом, а школу пошли. Возвращаются, - ахти тошненьки! - портфели утопили в речке, штаны порваны. «Несите, - говорю, - лозину» А они мне: «Не имеешь права!» «А какие, - спрашиваю, - я права имею?» «Ты обязана кормить нас, обувать, одевать, учить» «Я свои обязанности выполнила. А вы что обязаны делать?» «Хорошо учиться». «Всё так. А теперь несите лозину» С тех пор много лет прошло. У Саши, который портфель утопил, уже свои дети, и он, когда приезжает к нам, вспоминает тот урок. «Я, - говорит, - на всю жизнь запомнил про права и обязанности! Где б мы было, если б не вы? Бомжевали бы..»

Потом та же знакомая попросила взять еще детей, потом добавлялись еще - семья росла и ширилась. Дети, есть дети, и ситуации всякие бывают. И все надо не спустить на самотёк, а обязательно решить. Был случай, когда очередной сын Чуприных в 17 лет поехал в город, в училище. Не прошло и пару месяцев - ночной звонок: «Ваш сын в больнице… Отравление».

- Мы с отцом - в машину и в город! Забрали его, то ли обкурился дряни, то ли упился, отец даже выяснять не стал. Сказал: «Дальше забора до 18 лет - ни шагу. И в армию!» А из армии, спасибо командирам, в Росгвардию служить направили. Сейчас женился, отцом хорошим стал. Приезжает часто. Славик его спрашивает: «А чего ты сейчас ни куришь ничего?» «Учителя, - говорит, - хорошие были, в том числе и вы с мамой». Знаете, с какими б обидками и гонором они не выпархивали из гнезда, проходит немного времени, - все звонят, навещают, помогают. Связь со всеми держим. Только один с нами не общается и, что характерно, в кого больше всего вкладывались, больше всех баловали.

В окно вижу, как к дому подкатывает микроавтобус и из него, как горох, выпрыгивают мальчики и девочки. Это всех сейчас кормить надо?!

- Сами поедят, у нас еще одна столовая есть, - говорит Татьяна. - И дюжина холодильников и морозилок. Дети умеют и пирожки печь и суп варить.

К нашим пирогам присоединяется Вячеслав и между ним и женой идёт короткий диалог.

- У Сони за диктант 4/4. А у Жени - не спрашивай!

- Тоже хорошая оценка, - невозмутимо реагирует Татьяна. 

Оказывается, 17-летний сын чего-то в школе натворил и папу вызвали к директору. Спешу рассказать, как мой отец ездил в школу раз в полгода с инструментами и вставлял выбитые мною стекла.

- А я инструменты из школы уже давно и не забираю, там и гипсокартон, и доски, на случай чего, - смеется Славик.-  А случаи всякие бывают. Главное, чтоб не врали! Меня отец один единственный раз ремнём отходил, мне 12 лет было, я сказал, что в школу иду, а сам - в хоккей. За враньё и получил.

Глава семьи быстро выпил кофе и ушел во двор - дел невпроворот.

 

Так не работает!

Чем больше Татьяна рассказывает про своих детей, тем сильней я поражаюсь. У Юли и Людмилы, старших ее дочерей, по 20 детей, в том числе и приемных! На мой вопрос, что вами движет, любовь к детям или благодарность Богу, Татьяна говорит:

- Мне смешно, когда берут ребенка из детдома и говорят: «Потому что я очень люблю детей!» Или: «Возьму сиротку и искуплю грехи перед Богом» Так не работает! Взяв ребенка, ты столько грехов можешь огрести, что нипочем перед Богом не оправдаешься. И любить ты их будешь, когда прольешь море слёз, съешь пуд соли и хапнешь горя. Я и плачу, и кричу, - всё, как у всех матерей. Потому что мне не всё равно. Я могла бы отгородить себе комнату - в доме места хватает. Но я всегда с ними, всё время здесь. Потому что мне не пофиг. Мы не отказались со Славиком ни от одного ребенка-инвалида, а у нас многие дети были с диагнозами. Девочку растили с эпилепсией, ни на секунду от нее не отлучались, потому что в любой момент она могла упасть и разбиться. А сейчас она замужем и счастлива. Девчушку другую взяли, лысую, без зубов, руки-ноги не двигались. Звонок: «Возвращайте, у нее туберкулез!» «Как я ее верну, она меня мамой называет!» Повезли в Ростов, в больницу. Такая красавица выросла, а умница!

И таких историй у Чурсиных - 40…

Казачата

У Татьяны ушки на макушке и глаза не затылке. Пока мы беседуем, она несколько раз отвлекалась, чтобы дать детям команды: «Рома, выпусти Кузю из манежа, он плачет» (щенок Кузя Макрон - французский бульдожка, подарок детей). Татьяна, как радар, безошибочно определяла, что происходит на других этажах и в комнатах. Я же не слышала ни одного писка, и от обилия имен и детских личиков кружилась голова.

Но мне уже пора - вот-вот должны прийти учителя по вокалу, репетировать очередное выступление. Дело в том, что все дети Чурсиных - это единый ансамбль «Казачата», и я познакомилась уже с третьим составим. Идея, создать семейный ансамбль, возникла еще в Ростове, когда оказалось, что не всем деткам можно заниматься спортом, а вот пение, музыка и танцы пошли всем на пользу и во благо.

 

- В Пскове, когда к нам опека приехала, знакомиться, мы думали, ну чем их удивить, и решили спеть и сыграть, - рассказывает Татьяна. - Теперь на всех праздниках

выступаем! Костюмы сами шьем, инструменты есть,  Нееловский дом культуры нам выделил педагога по вокалу, Марину Васильевну, и хореографа, Викторию Сергеевну, - спасибо им большое! А песня нам всегда строить и жить помогала.

Из Дурково до большака я шла пешком, подставив голову ветру. То, что я услышала и увидела, было в разы больше и сильнее меня! По дороге я встретила девочку в синем пальто, которая поздоровалась со мной. Оказалось, тоже дочка Чурсиных, Лерочка.

Эх, если б все жили так, как эта семья, в России не осталось бы детских домов!

Гизела ДЕРЖАВИНА,

Псков

 



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: фото из архива Чуприных