Тех, кто бил врага нашей Родины в 1941 – 1945 годах, осталось в живых очень мало, буквально единицы. Преклонный возраст, проблемы со здоровьем не дают им столь же активно, как десятилетия назад, участвовать в воспитании подрастающего поколения – в самом важном, на их взгляд, деле. Теперь пообщаться с такими героями лично, не считая их родных, удается лишь соцработникам, волонтерам да журналистам. Тем ценнее для нас информация из уст творцов Великой Победы. С одним из этих уважаемых людей удалось встретиться тюменке Людмиле ШОРОХОВОЙ.
Познакомились мы с участником Великой Отечественной войны Мефодием Гавриловым с десяток лет назад. Мне как журналисту областной газеты нужно было взять у ветерана интервью. Позвонив, я услышала бодрое «Жду Вас!». Удивилась: какой сильный голос в таком-то возрасте! С тех самых пор мы дружим, изредка встречаясь и беседуя по душам.
Как я рада была узнать, что президент Путин пригласил его в Москву на празднование Дня Победы! Это случилось в 2020 году. А совсем недавно, в ноябре 2024 года, Мефодия Гавриловича позвали на открытие в Тюмени Центра подготовки волонтеров к 80-летию Победы. И он откликнулся, несмотря на интересный возраст – совсем скоро ему исполнится 99 лет!
Мой друг родился в Чувашии 1 декабря 1925 года. В 1939-м семья переехала в Тюменскую область, в село Дубровное. Школу окончил в Ярково, что в 45 километрах от него.
– Каждый день не находишься. Неделю учусь, а на выходные домой. Где пешком, а повезет – на попутке. Матушка соберет «подорожник» – так мы называли продукты на неделю – и опять в Ярково, – вспоминал Мефодий Гаврилович.
Хотелось парнишке учиться дальше, а тут война. Ушли на фронт родные Мефодия и его односельчане, а где воевали и что с ними, в первые месяцы войны было неизвестно – никаких весточек. Но школьники старших классов, в том числе и наш герой, рвались на фронт. Семилетку он окончил в 1942 году, и только в январе 1943 года его, наконец, мобилизовали.
К этому времени Мефодий Гаврилов уже перешагнул 17-летие и в родном селе среди женщин и подростков был незаменимым работником на лесозаготовках.
Из сибирского села Мефодия с другими новобранцами отправили в Тюменское пехотное училище. На ускоренных курсах подучили азам военного дела и направили на фронт. Наказ провожающих земляков был один – отстоять страну, разгромить фашистов и вернуться домой. Далее эшелон и дорога на Запад.
– И только через несколько дней в пути старший по вагону объявил: «Идем на Смоленское направление. Немец там вовсю прет», – рассказывал мне ветеран Великой Отечественной войны.
А фронт уже приближался, напоминал о себе взрывами, бомбежками.
– Выгрузили нас на берегу реки на смоленской земле и под звуки духового оркестра отправили скорым маршем на передовую. Небольшая передышка на лесной поляне – и новое построение, которое мне не забыть никогда, – делится Мефодий Гаврилович. – На ее краю человек копал яму, а вскоре офицер зачитал решение военного трибунала и расстреляли его за самострел.
Далее молодое пополнение прибыло в распоряжение 40-го стрелкового полка 11-й гвардейской дивизии Белорусского фронта. Гвардии рядовой автоматчик Гаврилов вспоминает:
– Первый бой могу сравнить с дикой, свирепой стихией, бедствием. Били орудия всей армады войск. В какой-то миг артиллерию затмил рев самолетов-штурмовиков. Затем настала очередь бомбардировщиков, а мы лежим в окопе и ждем команды: «В атаку!» Далее помню все, как в тумане: бегу, стреляю, а куда – не видно. Пришлось и в рукопашный бой с врагом вступить. Но все это несравнимо с непреодолимой болью – из нашей роты в живых остался только я.
С рассветом началось наступление на войска противника. Но, тем не менее, это не давало повода расслабиться, потерять бдительность. Враг был еще силен, коварен и жесток, до Победы – еще далеко.
В июле, во время вылазки в тыл врага, наш герой получил первое ранение.
– Из взвода автоматчиков отобрали 5 человек для сопровождения разведчиков, в том числе был и я. Они взяли «языка», нам предстояло его доставить в часть, – рассказывает Мефодий Гаврилович. – По дороге назад нарвались на врага, завязался бой, в котором я получил ранение.
В прифронтовом госпитале хирурги вынесли вердикт: ранение в грудь по касательной. Но точный диагноз врачи выставили уже в мирное время, когда Мефодий Гаврилович отправился в санаторий. Флюорография показала: осколок мирно «сидит» под ребрами. С ним он живет и по сей день.
– За ту вылазку мне вручили первую медаль, «За боевые заслуги». Вот только зимой того же года после другого ранения я ее потерял вместе с удостоверением, – вспоминает ветеран.
После освобождения Смоленска наш герой воевал на 1-м Прибалтийском фронте в Витебском направлении. Гвардии рядовой автоматчик Мефодий Гаврилов сражался отважно и смело.
Из наградного листа: «В бою под д. Кошкино Витебской области 13.12.1943 года вместе с другими автоматчиками первым ворвался в траншею противника и смело вступил в рукопашную схватку с противником. Огнём автомата и гранатами товарищ Гаврилов в этом бою уничтожил 12 солдат и захватил в плен 2 солдат противника».
Так воевать его учили отец и дед. Ведь защищать Отчизну – святой долг человека.
Шел девятый месяц, как наш герой был на передовой.
– В бою, который стал последнем для меня, – вспоминает ветеран, –нашу роту бросили на прорыв, а чтоб быстрее добраться до места назначения, посадили на танки. Боевые машины одну за другой подбил враг. Нас разбросало. И вновь мне повезло: остался в живых, хотя получил тяжелое ранение. Санитары вынесли с поля боя. Как им это удалось – не знаю. Очнулся в госпитале. Лежу на полу, а рядом командир взвода.
Вечером раненых навестил командир полка.
– Вы счастливчики, остальные все погибли, – вздохнув, сообщил он.
У командира взвода было ранение в живот, очень мучала его жажда. Но пить ему не давали: при таком ранении этого делать нельзя. Ночью он пошел во двор, поел снега. Под утро его не стало. А нашему герою вновь судьба не дала погибнуть.
Вообще-то, к себе Мефодий Гаврилович всегда относится с определенной долей юмора. Даже о серьезном ранении в ногу и ее ампутации он рассказывает легко и в красках:
– Лечили меня долго, побывал в разных госпиталях. Последний был в Иркутске. Поселили нас, тяжелораненых бойцов, в теплый дом, на белые простыни, это в войну-то!
Так распорядился главный врач госпиталя: «Если уж не выживут, то уйдут в мир иной в тепле и заботе, заслужили».
Жизнь в бойце Мефодии еле теплилась: он потерял не только ногу, но и много крови. Воспалительный процесс прогрессировал, антибиотиков нет. Победить недуг помогли хвойные и травяные отвары, полноценная еда и сон, забота и внимание медперсонала госпиталя, да еще... холод. Наш герой продолжает:
– Лежали мы под простынями в чем мать родила, а на ночь еще и форточку открывали. Это сейчас я понимаю врачей госпиталя: инфекционное начало не любит холод. С той поры сплю в любое время года с открытой форточкой и обязательно голый. А еще ежедневная утренняя зарядка. Возможно, это мой секрет долголетия.
В октябре 1944-го наш земляк узнал, что награжден орденом Красной Звезды. В том же году гвардии рядового автоматчика Гаврилова комиссовали, дали группу инвалидности.
– Как жить дальше намерен? – спросила при выписке хирург, пожилая женщина.
А что тут ответишь? Тебе через 2 месяца исполнится только 19 лет. Ты без ноги, без профессии...
– Не расстраивайся, – говорит доктор. – Будешь мне помогать, писать истории болезней. Жильем, одеждой обеспечим, а потом учиться отправим.
Мефодий – в слезы. Но лучше уж так, чем быть обузой.
Прежде чем приступить к новым обязанностям, отпросился в отпуск, повидать матушку и сестер. Отец в это время воевал на Дальнем Востоке с японцами и тоже был ранен.
Спокойная безмятежная жизнь среди родных и близких была не долгой, всего-то два дня.
– Меня вызвал секретарь райкома комсомола и выговорит: «Почему не явился, на учет не встаешь?» – продолжает свой рассказ Мефодий Гаврилович. – Давай я ему рассказывать про Иркутск, а он меня к секретарю райкома партии повел. Тот и говорит: «Никуда не поедешь! Пойдешь работать в колхоз «Красный пахарь» заместителем председателя.
Работы парень не боялся. Признается:
– Вдохновляли селянки. Муж на фронте, дома дети, хозяйство и огород, а они едут на работу и песни поют! Ни одной жалобы от них он не слышал!
Здесь же, в родном селе, встретил День Победы и... Клавдию, с которой в любви и согласии прожил долгие годы, воспитал троих детей. Сегодня уже внуки и правнуки – взрослые люди.
Когда мужики стали возвращаться с войны в родную деревню, он вновь сел за парту. Сначала окончил в Ярково среднюю школу. О том, как стал студентом техникума, отдельная история.
– В 1960 году меня перевели в Тюмень. По долгу службы мне часто приходилось бывать в Москве. Однажды вышел я из своего министерства, думаю, пойду пешком прогуляюсь. Иду мимо финансово-экономического техникума. Думаю, дай зайду... Зашел! Меня спрашивают: «Вы куда?». Я говорю: «Мне бы к директору техникума». – «А вон его кабинет, пожалуйста, проходите». Я зашел. Мужчина сидит, спрашивает: «По какому вопросу?». Я говорю: «Хотел бы поучиться у вас». У меня аттестат зрелости с собой был всегда, подаю ему. Он посмотрел на меня и говорит: «Считай, что ты принят, молодой человек». И вот я стал студентом техникума. У меня в аттестате, скажу без хвастовства, ни одной четверки не было.
Спустя несколько лет старательный студент получил и высшее образование – в Уральском индустриальном институте.
Долгие годы Гаврилов работал в тресте «Тюменьстрой», с 1960 года – в объединении «Тура» в должности главного бухгалтера. Через 12 лет и до выхода на пенсию заведовал финансовым отделом обкома профсоюза работников лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Мефодий Гаврилович всегда занимал активную жизненную позицию, был членом Коммунистической партии Советского Союза. Неоднократно избирался секретарем участковой избирательной комиссии, народным заседателем, был членом пленума обкома профсоюза.
Главным же своим делом Мефодий Гаврилович до сих пор считает патриотическое воспитание молодежи.
– Память о том, что именно советский солдат спас человечество от фашистской чумы, особенно нужна молодому поколению. В Тюмени осталось мало школ, в которых я не побывал. А в некоторых, например, в 94-й, в 25-й, бывал раз по 5, наверное. И с кадетами Президентского училища много раз встречался. Ребята очень внимательно слушают.
Где бы ни трудился наш герой, он всегда спрашивал с себя без скидок на увечье, не давал и другим повода для жалости. За свой труд получил много премий, почетных грамот, благодарностей и наград. Среди них – орден Отечественной войны 1-й степени, орден «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года», медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль Жукова, много юбилейных медалей.
И за каждой наградой нашего героя – эпизоды Великой войны и мирного труда, которые он, несмотря на свой почтенный возраст, помнит так, как будто это было вчера.
Получил Мефодий Гаврилов и почетное звание «Ветеран труда». В 2020 году благодарные потомки наградили его нагрудным знаком «За заслуги перед городом Тюменью». Кстати, он один из первых, кто его получил.
В последнюю нашу встречу мы не могли не затронуть тему специальной военной операции. Ветеран озвучил свою позицию по вопросу, который сегодня будоражит весь мир.
– Столько лет прошло, а страна снова сталкивается с нацизмом! Уродливым, смертельно опасным. Уверен, победа будет за нами! За нами правда, а в правде сила, – уверен Мефодий Гаврилович.
Людмила ШОРОХОВА,
г. Тюмень
На фото: Мефодий Гаврилов в Центре подготовки волонтеров к 80-летию Победы, ноябрь 2024 г. Фото предоставлено пресс-службой Общественной палаты Тюменской области