Анастасия Новикова – учитель истории и обществознания из Рязани: «Дети – это неиссякаемый фонтан жизни»

Анастасия Новикова – учитель истории и обществознания из Рязани: «Дети – это неиссякаемый фонтан жизни»
Молодой педагог рассказала, как она решила посвятить свою жизнь преподаванию, считает ли она смартфоны в руках школьников злом и что дают ученикам новые предметы.

Почти каждый день я прохожу мимо школы № 43. 8 ноября этому учебному заведению исполнилось 60 лет. И я решил написать о ком-нибудь из его педагогов. Так сложилось, что у нескольких моих знакомых дети учатся именно в данной школе. И они в один голос сказали, что лучше всего будет написать об Анастасии Евгеньевне Новиковой. Это молодой и талантливый педагог, которого любят ученики и который всегда готов помочь. Одна из мам дала мне номер телефона Анастасии.

Я позвонил Новиковой, и уже 16 ноября мы встретились за столиком в кафе. Анастасия Евгеньевна рассказала мне о себе, о своих учениках, о том, как она видит свою профессию, и о современных проблемах. Эта встреча оставила у меня самые теплые и светлые впечатления.

Анастасия родилась в городе Скопине 31 декабря 1995 года в обычной семье. Мама сначала работала продавцом, а потом портнихой. Папа девушки всю жизнь посвятил сварке.

– Когда мне было 16 лет, родители развелись, – поделилась Анастасия Евгеньевна. – Просто они были молоды, когда поженились. Как говорится, ранний брак. Да, они прошли через  многое вместе, но потом решили расстаться. Такова жизнь. Отец живет в Скопине, у него второй брак. Моему брату уже два годика. А мама живет в Рязани. Она тоже вышла замуж. У меня есть сестра – ей шесть лет. Кстати, мои родители в хороших отношениях.

Все свое детство Настя провела в родном городе. 90-е

она помнит смутно, хотя в те годы Скопин считался криминальным городом, где был большой разгул преступности. Но про это время она знала только из рассказов близких. Родители создали для дочки идеалистическое детство, полное заботы и любви. Вместе с ними жила бабушка, работавшая медсестрой, что добавляло уюта и тепла в их дом. Эти годы прошли для Анастасии благополучно.

Моя героиня училась в городской школе № 4. В то время она не думала о карьере педагога, ее мечтой было стать журналистом. Она с интересом смотрела новости на главных федеральных каналах, ей нравились ведущие – их стиль одежды и манера речи. Также она не пропускала различные репортажи. Кстати, для районной газеты она в детстве написала несколько статей.

Повзрослев, Анастасия решила стать прокурором. После окончания девятого класса она думала связать свою жизнь с медициной, но в итоге все сложилось иначе.

Школьница поняла, что у нее есть педагогические способности. Она могла доступно и подробно объяснять материал. И даже на переменах помогала одноклассникам, хотя и училась хорошо, но отличницей не была. Ей больше нравились гуманитарные предметы, чем точные науки.

В старших классах Анастасия окончательно определилась с выбором профессии и решила стать учителем. Однако она все еще сомневалась, какого именно предмета – русского языка и литературы, или английского языка, или истории и обществознания?

В 2013 году она ступила на порог Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, выбрав факультет английского языка и истории. По словам Анастасии, ей невероятно повезло с преподавателями, большинство из которых были мужчинами. Учиться было настоящим наслаждением, словно сама история оживала вокруг. Все было пропитано ею. Девушка внимательно слушала лекции и старательно писала конспекты. История стала ее страстью, ее любимым предметом.

На третьем курсе Анастасия начала свою практику в школе № 51 микрорайона Дашково-Песочня и параллельно трудилась в другом заведении – центре дистанционного обучения, где преподавала историю, обществознание и английский язык. Она с успехом совмещала практику, работу и учебу, что позволило ей обрести опыт и знания в различных областях.

После получения диплома молодой педагог решила продолжить свою карьеру в образовательном центре, где она трудилась семь лет – до 2022 года.  Но работа Анастасии была дистанционной. Она общалась с учениками через Skype, так как образовательный центр был предназначен для детей с особыми потребностями. Эти ребята не могли посещать обычную школу, поэтому учились только онлайн. Среди них были дети, требующие постоянного присмотра, и те, кто просто жил далеко от школы.

– В какой-то момент мне стало казаться, что я почти перестала выходить из дома, – поделилась Анастасия. – Я перестала общаться с людьми вживую, а интернет не мог заменить живого общения. Я поняла, что выхожу на улицу только ради похода в магазин за молоком. И я сама уволилась. Просто решила попробовать себя в другой сфере.

Некоторое время Анастасия работала в продажах, но вскоре осознала, что это не ее призвание. В личной жизни тоже произошли перемены: после 13 лет отношений со своим парнем, который был на два года старше, они расстались.

В августе 2022 года Анастасии предложили работу в школе № 43, расположенной в центре города. Молодому педагогу даже доверили классное руководство седьмым классом. С тех пор она обучает детей обществознанию с шестого по одиннадцатый классы, а историю преподает в седьмых и десятых.

В отличие от прежних времен, когда в школе ставили оценки за поведение, ныне эта практика не применяется. Наша героиня убеждена, что это верное решение. Ведь если ученик плохо ведет себя, это не должно влиять на его успеваемость по предмету.

В школе, где работает Новикова, дети, с ее слов, дисциплинированные. Она не сталкивалась ни с травлей, ни с буллингом. Конечно, бывают ссоры и конфликты между учениками, но ничего более серьезного не случалось в 43-й школе за все время ее работы.

Сейчас в школах существует проблема – это мобильные телефоны. Дети постоянно погружены в свои гаджеты. Но, как говорит сама Анастасия Евгеньевна, с другой стороны, телефон и интернет – это важные инструменты для обучения. И ничего не поделать с тем, что дети родились в эпоху смартфонов. Но во время уроков телефоны должны быть выключены и не должны лежать на партах.

– Как обстоят дела с безопасностью в школах? Могут ли посторонние проникнуть внутрь? – поинтересовался я.

– В нашу школу посторонний не пройдет, – ответила Анастасия Евгеньевна. – И родители могут пройти только до фойе. Правда, если есть назначенная встреча, то она происходит на первом этаже в специально оборудованном помещении, куда спускается завуч или учитель. Единственный день, когда родители могут подняться в класс, – это когда проводят родительские собрания или другие мероприятия, такие как концерты. 8 ноября школа отмечала свой юбилей. Был большой праздник, на который были приглашены и родители. Мы заранее подали списки этих людей, и по паспорту можно было пройти. Но посторонних не пропускают. То есть просто так никто не может войти. На входе стоит металлоискатель. Там всегда есть охранник. У него также есть тревожная кнопка, установлена система оповещения.

Что еще изменилось в современных школах? Как рассказала моя собеседница, сейчас появились новые предметы – «Разговоры о важном» и «Россия – новые горизонты» (профориентационный урок).

– Это не значит, что Россия – это идеальное государство, а все остальные – ужасные. Нет, – объясняет Анастасия Евгеньевна. –  Просто впервые за долгое время ученикам предоставляют информацию о том, что интересного есть в нашей стране. И о российской науке и технологиях. И дети уже могут заранее определиться с будущей профессией и искать лучшие вузы страны. Но главное – работать на благо своей страны и быть порядочным человеком.

В ходе беседы я, конечно же, не смог удержаться от вопроса к учителю истории о том, что она сама думает о едином учебнике истории.

– Если государственная система принимает решение о едином учебнике, то на это есть основания, – ответила педагог. – Я считаю, что это хорошо, так как это уравнивает всех детей, давая им примерно одинаковый уровень знаний. Ведь даже если у учеников из разных регионов разный краеведческий багаж, они все равно будут изучать историю по одному учебнику. Это упрощает процесс обучения. Однако это не означает, что учителя должны говорить одно и то же. Творческий подход все еще необходим. В курсе истории у нас есть модули, посвященные всеобщей истории и истории России. На всеобщую историю отводится четверть модуля. Затем мы подробно изучаем историю России. Недавно мы закончили курс, посвященный Второй мировой войне. Мы уделили особое внимание Сталинградской битве и другим важным сражениям Великой Отечественной войны.

Добавим, что в 2014 году в 43-й школе была открыта мемориальная доска в честь Дмитрия Максимова, погибшего на Северном Кавказе в 1999 году. Он был учеником этой школы. А в прошлом году во время специальной военной операции на Донбассе погиб 23-летний выпускник этой школы Виктор Федосеев. Он окончил школу в 2019 году. В зоне боевых действий рядовой Федосеев выполнял обязанности водителя-электрика в отделении управления реактивной артиллерийской батареи. В память о них в школьном музее создан специальный уголок, где рассказывают о героизме наших земляков.

Еще Анастасия Евгеньевна рассказала про акцию «Письмо солдату»: ее ученики посылали письма воинам-десантникам, которые сейчас находятся в зоне специальной военной операции.

– Для меня учитель – это наставник и проводник, – сказала Анастасия Евгеньевна в конце нашей беседы. – Учитель играет важную роль в становлении личности, ведь дети проводят в школе много времени. Когда я была школьницей, мне нравилась одна учительница, и я старалась быть на нее похожей, даже причесывалась так же. Педагогика – это огромное удовольствие, несмотря на все сложности, включая усталость, нагрузки и так далее. Положительные эмоции перевешивают. Дети – это неиссякаемый источник жизни. Я, кстати, прекрасно понимаю молодежный сленг и могу общаться с любым школьником на его языке.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Анастасия Новикова