Связь веков – связь поколений
"Ах, какой чудесный камерный подарочек получили тюменцы нынешней осенью! С незапамятных времен существовал самый обыкновенный так себе двор при бывшем особняке Панкратьева на улице Республики, 29, как раз напротив филармонии. И смотреть там особенно не на что было.
И вдруг, как по волшебству, превратился двор в необыкновенный сквер! Идут мимо люди, повернут голову в его сторону, отметят, что еще одно чистое, аккуратное местечко в городе появилось, что необычная картина во всю стену раскинулась, какие-то причудливые трубы установлены. Может, поблагодарят мысленно властей города за активность, креативность и заботу.
А вот главного, возможно, и не отметят. Потому как за изюминкой-то надо в скверик войти. И тогда вы обнаружите, что он, оказывается, только на первый взгляд скверик. Что территория эта потянет на полноценный сквер.
Разговор я веду о сквере имени Леонида Мечиславовича Згерского, почетного гражданина Тюмени, который в течение 43 лет возглавлял филармонию, взяв её под своё крыло в 1953 году, когда она носила еще скромное название концертно-эстрадного бюро.
По образованию он был музыкант. Этим и объясняется, что сквер полон музыки, начиная со стилизованной виолончели, которая будто парит в воздухе. На этом инструменте Згерский играл в духовом оркестре при Тюменском концертно-эстрадном бюро...
Представляю, как радуются жители, которые причастны к волшебному преображению этого пространства в центре города – голосовавшие в интернете за его благоустройство! А название для сквера предложили работники Тюменской филармонии.
Кругом расположены металлические музыкальные инструменты. Подходи любой посетитель и играй! Хочешь – на ксилофоне, хочешь – на джембе, хочешь – пробуй себя на колоколах. Не знаешь, как называются эти блестящие изящные металлические тарелки? Все равно пробуй, не бойся! Они тоже звучат. Это все для тебя!
Прошло твое детское ликование – передохни на белоснежных лавочках, оглядись по сторонам. Твое внимание сразу еще при входе наверняка привлекла огромная расписанная стена, но азарт тебя захватил и отвлёк. А теперь самое время рассмотреть огромный такой замысловатый мурал – картину на стене дома.
Тема мурала, конечно же, музыкальная. Изящные руки держат дирижерскую палочку. Как же без руководителя? Такая какофония начнётся... При входе думалось: картина выполнена из сетей. А оказалось – нарисована черно-белыми красками, но так причудливо!
В сквере нашлось место и для небольшой сцены. А что, играют же музыканты в подземном переходе. Можно и здесь в теплое время организовать Музыкальный Час.
И только в конце обзора начинаешь осознавать, как много работы надо было проделать создателям этого уникального уголка, чтоб каждая его деталь работала в унисон со всеми остальными и общая композиция стала настоящим памятником Музыканту. Воздали потомки Человеку за дела его. И полузабытое имя зазвучало – Згерский! Браво, люди!
При выходе из сквера я внезапно обратила внимание на такую ещё изюминку. Ты делаешь несколько шагов в глубокое прошлое – оказываешься на старинной тюменской мостовой 1893 года! Она обнаружена археологами при ремонте дороги. Связь веков – связь поколений! Какие же молодцы наши историки, ничего не отбрасывают в сторону!
* * *
Написала, что Згерский возглавил городской очаг культуры в 1953 году – и екнуло у меня сердце. Так ведь и я тоже примерно с этого времени познакомилась с его стенами! Только Леонид Мечиславович – пройдя войну, а я – ученицей 8-го класса женской школы № 21.
В те времена каждую весну проходил смотр художественной самодеятельности школ города. Непременной частью программы был хор. Каждая школа в течение всего учебного года оттачивала свое исполнительское мастерство под руководством музыкального руководителя и, конечно же, аккомпаниатора.
К весне несколько хоров – человек примерно из пятидесяти каждый – украшали собою сцену концертно-эстрадного бюро, самую крупную в городе (до категории филармонии это заведение тогда еще не дотягивало). Мероприятие было ответственное для каждой школы. В этот день все здание было отдано школьникам, заполнялось белыми фартуками и бантами девочек, строгими костюмами мальчиков.
И начиналось состязание в разных видах искусства. Девочки-десятиклассницы исполняли даже арии. А мои способности достигали только уровня хора. Но всё равно это было счастье – петь для всех.
Школа, показавшая свои таланты, занимала место в зале и, расслабившись, получала наслаждение от продолжающегося концерта и от самого необыкновенного зала.
Вот тогда я и оказалась впервые, пожалуй, в роскошном таком здании. В то время мы, конечно, не придавали значения тому, что это за дом, какова его история. Не было принято об этом заботиться: есть он и есть, пользуемся им – и хорошо.
А ведь все имеет создателя и автора. Благодаря интернету я только что обнаружила, что дом этот был построен в 1909 году тюменским купцом Янкелем Шайчиком. С улицы был в два этажа, а во дворе возвышалось три.
В первом этаже располагались магазины. На третьем жили хозяева. А второй был парадным: там располагался зрительный зал на 400 мест со сценой. Вот в этом зале и смотрели мы концерты школьников. Пол был без наклона, но нас это не смущало. Все было видно хорошо. Мы были довольны.
Студенткой посещала здесь концерты. Помню фамилию сейчас забытой певицы Ружены Сикоры, приезд которой был настоящим событием для города.
Кстати, несколько раз мне посчастливилось побывать в этом великолепном старинном здании и на танцах. Поднимаешься по такой благородной широкой лестнице на второй этаж в большое фойе – танцевальный зал. А там уже звучит музыка... Нечасто бывали там, но все же, все же... Добрую службу сослужил городу дореволюционный купец Шайчик!
Заинтересовалась, кто же под этой крышей до филармонии находил себе пристанище. Оказалось, до революции в течение 10 лет при содействии купца Николая Чукмалдина здание арендовал городской клуб приказчиков. А в 1919 году его национализировали, и началась у него новая эпоха работы на советскую власть. Размещались здесь, на улице Республики, 34, общественные организации, давались концерты. Некоторое время располагался Дом пионеров, во время войны – эвакуированный Кубанский мединститут, пока в 1946 году не поселилось концертно-эстрадное бюро.
И пошла новая история. Капитальная реконструкция этого здания в 1960-х годах закончилась тем, что от бывшего дома Янкеля Шайчика почти ничего не осталось – разве что часть фундамента вдоль улицы Республики. Но зато современный дворец получился! А вот тонкость, изящество, старинный дух – они исчезли навсегда.
Ну, что ж, новое время – новые песни. И все-таки я рада, что мне посчастливилось в свое время прикоснуться к той старинной роскоши...
Да, серьезный был купец Янкель Шайчик, значительную часть квартала занимала его собственность. Через несколько лет он построил на задах описываемого особняка еще один – дом на улице Спасской (после революции переименованной в улицу Ленина). А вот он украшает наш город до сих пор.
* * *
Заинтересовалась, кто же под этой крышей до филармонии находил себе пристанище. Оказалось, до революции в течение 10 лет при содействии купца Николая Чукмалдина здание арендовал городской клуб приказчиков. А в 1919 году его национализировали, и началась у него новая эпоха работы на советскую власть. Размещались здесь, на улице Республики, 34, общественные организации, давались концерты. Некоторое время располагался Дом пионеров, во время войны – эвакуированный Кубанский мединститут, пока в 1946 году не поселилось концертно-эстрадное бюро.
И пошла новая история. Капитальная реконструкция этого здания в 1960-х годах закончилась тем, что от бывшего дома Янкеля Шайчика почти ничего не осталось – разве что часть фундамента вдоль улицы Республики. Но зато современный дворец получился! А вот тонкость, изящество, старинный дух – они исчезли навсегда.
Ну, что ж, новое время – новые песни. И все-таки я рада, что мне посчастливилось в свое время прикоснуться к той старинной роскоши...
Да, серьезный был купец Янкель Шайчик, значительную часть квартала занимала его собственность. Через несколько лет он построил на задах описываемого особняка еще один – дом на улице Спасской (после революции переименованной в улицу Ленина). А вот он украшает наш город до сих пор.
Вот к таким результатам привели меня поиски. Иду по улицам и думаю: а все-таки основательные люди жили до меня в городе! Деньги на ветер не кидали, в дело вкладывали. Впрочем, и нынешние много делают..."
Римма РОМАНОВА,
г. Тюмень