Звёзды у астронома Колпакова если не в кармане, то всегда… под рукой!

Глядя в ночное небо с крыши сарая, маленький Вова КОЛПАКОВ даже не подозревал, что станет директором планетария и у него будет собственный телескоп...

А началось всё с бабушкиной энциклопедии с шикарными картинками: планеты, кометы, галактики, туманности – всё, что может вскружить голову 8-летнему мальчишке.

– Серая такая книга, вроде бы на обложке было название «Энциклопедия Вселенной», я зачитал её до дыр, – вспоминает, с чего начинался его «звёздный» путь, Владимир КОЛПАКОВ, директор псковского планетария, школьный учитель физики, преподаватель астрономии и просто счастливый человек. – Несколько раз пытался найти такую же, но пока не встретил ни в книжных магазинах, ни у букинистов.

А та, бабушкина, энциклопедия, к сожалению, сгинула вместе с Вовкиным детством…

 

Когда падали звёзды

Сарай, на крыше которого Вовка вместе с соседским мальчиком августовскими ночами любовались потоком Персеиды, тоже безвозвратно канул – его снесли вместе со старым домом, что когда-то прятал свою седину за роскошной сиренью на остановке «Речная». Там-то счастливо и пронеслись первые Вовкины 8 лет. Ну, не совсем счастливо, но вполне себе романтично. В доме не было ни отопления, ни воды. И приходилось бегать в любую погоду на ближнюю колонку с ведром, а если она зимой замерзала, то и на дальнюю. Но сирень, но звёзды! Ах, какие яркие на Речной были звёзды, – как в бабушкиной энциклопедии!

– Не сбылось ни разу! – опережает Владимир мой вопрос про «загадать желание на падающую звезду». – На меня приметы никакие не действуют, ни бабы с пустыми вёдрами, ни чёрные коты. Срабатывает только одна: какой первый автобус подъедет, туда и еду. А когда машина появилась, какой первый поворот на светофоре загорится, туда и поворачиваю. Никуда ещё ни разу не опаздывал и всегда оказывался в нужном месте.

 

Когда Вовке исполнилось 9 лет, в 1989 году родители увезли его с Речной «строить БАМ», в Тынду. В том, очень нужном стране, отдалённом месте Вовка счастливо жил 4 года, правда, никаких северных сияний не наблюдал.

– Казалось бы, где им сиять, как не на Севере, – смеётся Владимир. – Но вот не видел! То ли это был период неактивного солнца, то ли моей чрезмерной физической активности. В Тынде я занимался спортом, причём, всем, чем можно было – хоккей, лёгкая атлетика, ушу, – на небо смотреть было некогда.

Когда Вовкины родители заработали на машину, семья Колпаковых вернулась в Псков, на Речную.

 

Учитель должен быть хорошим

После школы Владимир поступил в наш педагогический институт, на физмат. Но к концу учёбы полностью переключился на физику. Математика, с точки зрения Колпакова, более умо-зрительна, а физика – прикладная: вот розетка, там 220 вольт. Как шандарахнет! Сразу всё ясно и понятно. Тогда студент Колпаков уже твёрдо знал, что будет работать учителем.

– За это надо благодарить «плохих» учителей, – говорит Владимир. – Когда в школе учителя допускали ошибки, я знал, что никогда так делать не буду. Тогда и задумал стать учителем, чтобы объяснять хорошо. И когда сегодня после лекций в планетарии ко мне подходят усатые старшеклассники, почти студенты, и спрашивают, а что им ещё можно почитать, мне кажется, у меня получается. Объяснить и донести – это мой конёк! А вот задачи мне до сих пор трудно решать.

Директором планетария Владимир Колпаков стал совсем недавно, до этого почти 10 лет преподавал в 13-й школе физику и информатику и всегда мечтал организовать астрономический кружок.

 

– У меня был старший коллега, преподаватель физики в техническом лицее, Иван Иванович МОИСЕЕВ, – рассказывает Владимир. – В школах тогда уже не было астрономии, а он продолжал её преподавать! И у него был настоящий телескоп. Он собирал ребят поздно вечером на Владимирской и давал смотреть на Луну, планеты, прочее всякое, что было видно в его телескоп… Он умер – большая потеря, редкой души человек. А я, так получилось, сейчас преподаю астрономию вместо него. Правда, мне до Ивана Ивановича ещё учиться и учиться, он настоящий астроном-звездочёт!

Но Владимир Колпаков держит планку – ребята это чувствуют. Они и в планетарий за ним потянулись. И теперь уже Колпаков во дворе планетария показывает им в настоящий телескоп, свой собственный, и солнце, и затмения, и кометы – в небе всегда есть на что посмотреть!

 

Волшебный 2014-й!

На телескоп школьному учителю не заработать ни в жизнь. Тут-то и пришли на помощь псковичи – собирали в 2014 году на агрегат всем миром.

– Кинул в «Жести» в «ВКонтакте» клич: так, мол, и так, мечтаю в школе организовать астрономический кружок, но без телескопа не интересно, – рассказывает Владимир. – Народ похихикал, но откликнулся. А через некоторое время на меня вышел с предложением экспедиторский магазин, и собранной суммы хватило тютелька в тютельку на их телескоп! В такой момент кажется, что Вселенная вращается вокруг тебя. Тогда я на радостях пригласил всех, кто помогал, на гору Соколиху, и мы смотрели в телескоп на Сатурн и на его кольца. Тогда пришло человек 20, а во второй раз было уже 70…

Теперь это стало доброй традицией, когда псковские астрономы собирают на Соколихе всех желающих посмотреть на звёзды. А у Владимира появились новые друзья-астрономы: преподаватель физики, любитель велотрекинга и активного туризма Михаил Прохоренко, священник Сергей Попов, Максим Евдокимов, Пётр Митрофанов (кстати, благодаря Петру я и познакомилась с Владимиром Колпаковым. – Прим. авт.).

 

Юный техник…

Дальше – больше! Наведя в Пскове астрономический движ, Колпаков задумал открыть в школе кружок робототехники. Но где взять оборудование, деньги? Но мысль, как уже доказано, материальна, Владимир не переставая посылал импульсы во Вселенную, и снова Вселенная отозвалась.

– В школе был компьютерный класс, нашёлся спонсор, дал 10 тысяч, купили светодиоды, платы Ардуино, паяльники, радиодетали, и мы с детьми паяли после уроков – это была, конечно, не робото-, а схемотехника, но лиха беда начало! – рассказывает Владимир. – Потом идеей загорелся Алексей ГИАЦИНТОВ, и благодаря его помощи в 2015 году удалось арендовать помещение и открыть Детский центр «Юный техник», сперва на Советской, потом на базе ДОСААФ, где уже возродили и авиамоделирование, и ввели астрономическую составляющую, и класс робототехники, конечно, тоже.

Тогда, правда, Вселенная на какой-то момент отвернулась, и перед самым открытием в компьютерном классе случился пожар.

– В 2017 году, в июне, мы только всё собрали и перед первым занятием в 8 утра – пожар! – вспоминает Владимир. – Месяц всё от копоти очищали. Тогда художник Мария Суровицкая нарисовала на главной стене панно космической красоты, этакий симбиоз «Юного техника» с планетарием.

В то время Владимиру буквально не хватало в сутках времени. После школы он мчался к ребятам в «Юный техник». А вечером падал замертво на подушку.

– Сначала мне помогала с «Юным техником» жена, Юля, – рассказывает Владимир. – Она тоже преподаватель. Но вскоре ей это дело надоело, и в ДОСААФ я переезжал уже один. Мы развелись. А потом в моей жизни появилась вторая Юля, которая меня сильно поддержала и тогда, и сейчас. Мы вместе работаем в «Юном технике» и она согласилась выйти за меня замуж.

 

Так Вселенная исправила ошибку, и вторая Юля оказалась той самой второй половинкой, путеводной звёздочкой астронома! Сейчас у Владимира и Юли свой дом за городом, с балконом, где Владимир собирается оборудовать маленькую обсерваторию. Но сперва надо построить банальный забор! А с балкона и сейчас открывается потрясающий вид на звёздное небо.

 

Не верю в гороскопы, но я… Весы!

Когда рядом муза, у мужчины хватает времени на всё. Так и у нашего звездочёта появилось ещё одно экзотическое увлечение. Однажды ему предложили участвовать в файер-шоу.

– Когда-то во времена айкидо я неплохо махал палкой, а тут всё то же самое, только с огоньком, ну, и впрягся, – шутит Владимир. – Я как кот Матроскин, и крестиком, и на машинке могу...

 

А в конце нашей встречи директор планетария лишил меня короны – в рамках планетарного масштаба. Всю жизнь я была уверена, что Лев по знаку Зодиака. Ан, нет!

– По общепринятому зодиакальному календарю я, например, Весы, но когда я родился, Солнце было в Деве, – улыбается Владимир и продолжает подрывать мою веру в гороскопы. – А всего знаков Зодиака не 12, а 13, есть ещё Змееносец. За 2000 лет всё на небе немного поменялось и сместилось. Вот когда Вы родились?

– 26 июля, Лев! – приосанилась я, как тот царь.

– Не знаю, обрадуетесь ли, или огорчитесь, но вы… Рак, – предъявляет мне новый зодиакальный расклад Владимир и, конечно, быть Раком мне не нравится. Выходит, Лев-то я тряпочный, и прав был мой папа, когда говорил, что я только с виду Лев, а в душе – Суслик.

– Зодиак – это не буквально «круг зверей» в переводе с греческого, хотя так его обычно и изображают, это созвездия, на фоне которых двигается в течение года Солнце, – объясняет на понятном мне языке Владимир.

Оказывается, и орбита Земли – не идеальный круг. Эх, почему в школах не преподают астрономию – это же так увлекательно!

Гизела ДЕРЖАВИНА,

Псков