Лес «ЕЛИ» жив. И ПРОСИТ ПОМОЩИ! Сигнал бедствия от бьющих тревогу псковичей

Лесная мелиорация нарушила экобаланс. И если лет 20 назад лес ещё справлялся сам, то сейчас налицо необратимые последствия, с которыми человек пытается бороться варварскими способами, очищая бульдозерами русла рек. Но ничего не помогает: птиц и ягод в лесу всё меньше, а разбитых дорог всё больше и больше

ОТ РЕДАКЦИИ: так вышло, что редакционный экологический «круглый стол» вызвал неподдельный интерес у наших читателей, которые своей жизнью обязаны лесу (а это грибники, ягодники, просто сельские жители). И они крутанули его совсем в другую сторону, заострив тему и обозначив серьёзные проблемы.

 

Своими опасениями и многолетними наблюдениями поделился с журналистами инженер-строитель, теплотехник Сергей Вячеславович ИВАНОВ из города Пскова.

«Лес – это моё хобби, я без леса жить не могу. Начиная с 70-х годов я провёл в лесу полжизни, если не бОльшую её часть. И то, о чём я сейчас скажу – результат многолетних наблюдений и накопленных знаний. И хоть моя профессия не связана напрямую с лесом, но инженер-строитель должен знать всё, и геологию в том числе. Итак, между трассой на Санкт-Петербург и старинной дорогой на Великий Новгород (по которой ещё Жуковский дровенки с телом Пушкина когда-то вёз), есть участок 65 квадратных километров – бассейн реки Кеби, с малыми болотами. На старых картах хорошо видно, сколько тут ручейков и проточин, которые запитывали  Кебь. Например, хорошо очерчено болото Белый Мох...

 

Почему обмелели реки и оскудел лес?

На современных же топографических картах совсем другая картина – вместо голубых венок, прожилок-ручейков, видны лишь нарытые людьми мелиоративные каналы. И лет 15 назад, примерно до 2000 года, лес ещё как-то справлялся: не вся вода уходила через эти каналы. Болоту хватало воды, чтобы давить на грунтовые воды, которые, в свою очередь, направляли многочисленные родники в реки (как известно, все реки питаются, в основном, родниковыми водами). А после 2000 года уровень грунтовых вод стал резко падать, и наши реки, соответственно Кебь, Пскова и Великая, обмелели.

Дальше, как говорится, больше. Первое, что исчезло из нашего леса, это морошка. Потом пропала почти вся брусника, почти не осталось черники, постепенно уходит из болот и клюква. Это я знаю не понаслышке! Раньше с одной кочки за 30 минут ведро клюквы набирал, причём, не наклоняясь, а стоя: обувал сапожки повыше, подходил к кочке и обирал ягодку.

И если я на своём вездеходе ещё ягоду найду, то моей внучке уже точно ягодок не останется. За ягодами из леса потянулись птицы и звери. И если раньше по лесным дорожкам бегали тетерева, то сейчас и голос-то птичий большая редкость – нет питания.

Из рек ушла рыба – это вам подтвердит каждый бывалый рыбак, который помнит ещё хариусов и голавлей. На Пскове, на Черёхе построены дамбы, через которые рыбе не подняться в верховья на нерест. Соответственно, расплодились слепни в таком количестве (основной корм рыб), что люди не в состоянии вывести на пастбище свой домашний скот.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Когда провели в лесу мелиорацию и начали пилить лес, то лесовозы разбили не только лесные дороги, но и то доброе, что создавали веками с заботой о лесе люди, которые в нём жили (те же мостики через ручейки). И теперь выхода рыбы на нерест к тем ручейкам и протокам уже просто не существует.

Сегодня у нас чистят реку Пскову, тратят на это шальные государственные деньги, но если снести плотину около городского рынка, чтобы в Пскову пошла рыба, она бы во время паводка «поползла» по дну и вычистила бы всё русло до самого истока! Когда строили в городе эту дамбу, мелиорация в лесу ещё не была закончена, и уровень в реке Пскове был повыше, и перепад воды для прохода рыбы ещё был. А теперь вода спала и нет рыбе в верховья ходу, как бы она того ни хотела. По уму, надо разобрать и полуразрушенную дамбу в Торошино! Да и в Кеби зря надстроили мельницу – по факту перекрыли проход рыбе.

Далеко ходить не надо – в Пскове река Мирожка заложена дамбой… И вовсю гниёт! Но если Мирожка 15-20 километров, то Кебь – это 70 километров, а Пскова – все 150!

 

От болота всё зависит!

Тут и кроется вся проблема, которую, на мой взгляд, пытаются сейчас решить неграмотно, варварским способом, якобы, очищением с помощью бульдозеров русла рек! На самом деле, не подняв уровень воды в болотах, не закопав мелиоративные каналы, хотя бы магистральные, – уже точно ничего нельзя сделать.

А если лес загорится? Люди, когда строили дороги, начиная с XVI века, накатывали их на ширину, чтобы могли разъехаться две тройки – нешироко вроде – но обрывали их канавами так, чтобы кроны деревьев не могли смыкаться, чтоб огонь по ним не мог пройти дальше. А сейчас все лесные дороги – сплошной шатёр!

Ещё важный момент. Вроде бы мелочь, но очень существенная. В договорных отношениях в сфере аренды леса вместо лесных дорог появился термин «лесные проезды», и тот, кто пользуется ими, в соответствии с сегодняшним хитроделанным законодательством, не обязан их восстанавливать. А после «КамАЗов» да «Уралов» не то что проезда, камня на камне в лесу не остаётся!

 

Что делать будем?

Хотелось бы, чтобы каждый арендатор леса восстанавливал дороги после себя – кто пилит, тот и восстанавливает (ремонтирует дороги, убирает мусор, сажает новый лес). А для этого необходимо на уровне Псковского областного Собрания депутатов принять Положение о лесе и лесных дорогах, которые нам необходимы, как воздух, чтобы не было лесных пожаров, чтобы флора и фауна были бы полноценными, а реки и озёра полноводными (как раньше, когда по Мирожке с Псковой ещё корабли ходили) и был бы проезд для местного населения ко всем населённым пунктам.

Например, в данный момент на 9-м километре дороги от деревни Ротный Двор стоит железобетонный мост через реку Кебь, к которому… подъезда просто теперь нет. А почему не восстанавливают дорогу? Потому что по документам она числится, как лесной проезд! Но по данной дороге могли бы, случись что, подъехать пожарные, набрать воды…

И таких, зарастающих лесом, лесных проездов по области, к сожалению, становится всё больше.

 

Свои же корни рубите!

А какие там леса!!! Дубы – метр в диаметре!

Они ж на 200 лет старше пушкинского дуба в Михайловском! Они ж самого Ваньку Грозного помнят, когда тот шёл в XVI веке, примерно в 1570 годочке, в Псков по старой новгородской дороге и ночевал в деревне Щучья Гора. Ещё цел тот колодец, из которого он воду пил, и в нём даже есть вода! Шёл он с большим обозом, и четыре подводы ночью, как говорит народная молва, разбойники выкрали у царя из-под носа и увезли в лес – скобари, словом.

Банда та разбойничала у деревни Шалоболка (сейчас переименована в Сверётово), где всегда подводы и грабили. И сохранилась там даже лесная дорога, по которой они убегали – 12 километров по уложенной в болоте гати, что в районе д. Красавы. Я по той гати ещё ходил – она сохранилась кусками и сейчас, когда болото обмелело, хорошо видна. И гати той лет 500, точно!

До сих пор стоит гать и до Крыпецкого монастыря – я по ней даже ездил. А слабо нашим дорожникам освоить такие долговечные дедовские технологии?! А то сегодня умеют только асфальт в лужи класть, и через год перекладывать.

 

Рациональные предложения

Хотелось бы через вашу народную газету обратиться к депутатам и властям региона со следующими предложениями:

 
  1. Узаконить на уровне законодательного Собрания депутатов понятие «лесных дорог», с учётом их возраста. Ведь вдоль многих старых дорог, которые изгадили лесовозы и которые сейчас безбожно зарастают, стоят памятники партизанам, находятся братские захоронения, эти дороги ведут к деревенским погостам, куда теперь – факт! – не попасть простым людям

2.Необходимо закопать (засыпать) лесную мелиорацию, в частности магистральные каналы, чтобы в болота вернулась вода, чтобы восстановить водный и лесной экологический баланс.

 

3.Обязать арендаторов, которые нещадно пользуют наши лесные угодья, восстановить ВСЕ старые лесные дороги, привести в порядок обочины и сделать вновь проездными.

И если от слов, через букву закона, перейти к делу, то наш псковский, уникальный лес, как экосистему, ещё можно будет спасти».

 

Подтверждая сказанное

Данное умное письмо Сергея Вячеславовича ИВАНОВА, с более чем актуальными мыслями вслух, журналисты после публикации направят в областное Собрание депутатов и в соответствующие комитеты. Посмотрим, что ответят слуги народа и чиновники.

При этом, наши корреспонденты подтверждают, что ещё в 1989-90-х годах уникальная гать, ведущая через болота в Крыпецкий монастырь, была действующей: наши журналисты прошли своими ногами по Ярославову мосту (так именовали в народе и в летописях ту самую гать) в обитель вместе с будущим настоятелем, игуменом Дамаскиным, отцом Павлом Адельгеймом, художником Александром Стройло, журналистом Алекандром Ивановым и немецкими телевизионщиками.

И нам тогда по наивности мечталось, что дорога эта рано или поздно возродится… Не срослось. Губернатор Туманов тогда построил новую, а до Ярославова моста руки у других руководителей потом просто не дошли. И сейчас даже экстремалы вряд ли рискнут пройти по болотной гати в Крыпецы (через деревню Сабежи), а жаль – уникальный туристический маршрут мог бы возродиться и экосистему наших предков поддержали бы...