В Старой Рязани в Спасском районе археологи обнаружили фрагмент резной иконы
осколка размером 5,8 на 3,9 на 0,5 см, когда-то являлся частью значительно большей композиции, достигавшей 17 на 18 см. Как сообщается группой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), даже в столь фрагментарном виде икона поражает мастерством исполнения.
Детализация поразительна: можно различить изящные, плавные складки одежды, динамично передана фигура, орудующая правой рукой, сжимающей запястье другой фигуры, указанной на изображении. Левая рука центрального персонажа, к сожалению, не сохранилась, за исключением нижней части креста, который, судя по всему, она держала. Предположительно, этот фрагмент изображает сцену «Сошествие во ад», известную по миниатюрам Никодимова Евангелия.
Композиция, выполненная в лучших традициях византийского и раннеславянского искусства, отличается виртуозным владением техникой резьбы по камню. Ученые предполагают, что икона была создана византийскими мастерами, бежавшими на Русь после Четвертого крестового похода и падения Константинополя в 1204 году. Этот период, 1204-1237 гг., отмечается интенсивным культурным обменом между Византией и Русью, и появление такой высококачественной иконы, созданной, предположительно, в Рязанском княжестве, подтверждает этот факт. Изучение фрагмента позволило специалистам предположить материалы, использованные для создания иконы. Высокая плотность и однородность материала позволяют предположить, что это был белый мрамор или высококачественный известняк, возможно, импортный, с учетом редкости подобных пород в Рязанской области.
Техника резьбы предполагает использование специальных инструментов, возможно, привезенных из Византии, поскольку аналогичные инструменты в то время были редки на Руси. Примечательна высокая степень полировки поверхности иконы, что подчеркивает мастерство художника и наличие специальных шлифовальных материалов. Анализ сохранившихся фрагментов одежды позволяет предположить социальный статус изображаемых персонажей. Богатое драпирование и детализация складок свидетельствуют о знатных людях, возможно, священнослужителях или княжеских родственниках.
Сама тема «Сошествие во ад» подчеркивает религиозное значение иконы, которая, вероятно, украшала храм или княжеский дворец в Старой Рязани. Дальнейшие исследования будут сосредоточены на анализе состава камня, изучении техники резьбы и более детальном исследовании иконографических особенностей сохранившейся части композиции. Это позволит более точно датировать икону и расширить наши знания о художественной культуре древней Руси. Находка такого уникального артефакта представляет собой бесценный вклад в изучение истории искусства средневековой Руси и подтверждает высокий уровень мастерства византийских художников, оказавших значительное влияние на развитие искусства в древнерусских землях.
Источник фото: РИАМЗ