Резчик по дереву из Рязани Владимир Александров рассказал, почему он старается как можно быстрее избавиться от своих работ
Особенно меня впечатлил один лоток, где я увидел грибы, медведей, сов, белок и других животных, вырезанных из дерева с удивительной точностью. Автором этих работ оказался рязанец Владимир Александров. Мы договорились о встрече, чтобы обсудить его творчество и написать о нем статью. И вот наконец 29 октября в редакции «Мещерки» состоялась наша беседа.
Наш герой родился в 1958 году в деревне Глятково, что в Рязанском районе. Его отец работал механизатором в местном колхозе, мама тоже трудилась в сельском хозяйстве. Позже отец переехал в областной центр и перевез семью. Вскоре они получили квартиру, а деревенский дом стал использоваться в качестве дачи. У Владимира был младший брат, но два года назад он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
– В детстве родители покупали мне пластилин, и я обожал лепить, – вспоминает Александров. – Я мог проводить за этим занятием весь день. Это было моим главным увлечением в те годы. Я создавал разнообразные фигурки – животных, всадников и целые композиции. Помню, как однажды к нам приехала бабушка по маминой линии. Увидев пластилин, она тоже решила попробовать. И у нее сразу же получилось! Она слепила корову! Это было удивительно, как человек может взять в руки пластилин и что-то создать. С 12 лет я начал делать небольшие фигурки из дерева. Я старался создавать игрушки для себя, и у меня получалось довольно неплохо. В качестве инструмента я использовал обычный кухонный нож. Позже я узнал, что в программу обучения резчиков по дереву всегда входят такие этапы, как эскиз, лепка и только потом резьба. Я же был самоучкой. И хотя сначала меня это очень увлекало, со временем я бросил это занятие.
После окончания школы Владимир получил образование слесаря на заводе САМ и сразу же приступил к работе. Вскоре он женился, и у них родилась дочь. Первое время молодые жили вместе с родителями Александрова.
Затем мужчина устроился на строительный комбинат бетонщиком, где занимался заливкой панелей. Именно в этот период он вновь ощутил прилив вдохновения к резьбе по дереву. Его дочери тогда было три года, и Владимир решил больше не использовать пластилин для своих творческих экспериментов. Вместо этого он начал вырезать фигурки из дерева, используя, как и в детстве, обычный кухонный нож.
Каждый вечер после работы Владимир возвращался домой и продолжал работать над своими поделками. Иногда его близкие, видя, что уже поздно и пора ложиться спать, начинали возмущаться. Они говорили, что он слишком долго строгает и оставляет после себя много мусора в виде стружки. Однако со временем все привыкли к его увлечению.
Молодой человек проработал на комбинате два года, и ему выделили однокомнатную квартиру-малосемейку. Теперь у него было собственное жилье, и он мог спокойно заниматься резьбой по дереву. Его жена, Любовь Лукинична, поддерживала мужа во всем.
Владимир Анатольевич рассказал:
– С тех пор я не перестаю заниматься резьбой. Каждую свободную минуту я посвящаю этому делу. Кстати, поначалу мне казалось, что мои поделки очень хороши. Но на строительном комбинате я познакомился с Виктором Михайловичем Крестьяниновым, который тоже увлекается резьбой по дереву. Он учился Богородской резьбе – русскому народному промыслу, который заключается в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, в основном из липы. Мастер объяснил мне, новичку, как и что нужно делать. Я сам сделал стамески и ножи из подручных средств.
Затем Владимиру предоставили более просторную квартиру. Однако вскоре наступили 90-е годы, и комбинат развалился. Мужчине помогло выжить мастерство резчика. Он создавал фигурки животных, грибов и сказочных персонажей.
Медведи давались ему сложнее всего, но после долгих усилий и практики он все же смог их освоить. Рязанец ездил продавать свои изделия в Москву, на Крымский вал и в Измайлово. Его работы пользовались спросом не только в столице, но и в Рязани, где туристы с удовольствием покупали сувениры ручной работы из дерева.
Владимир признался, что в девяностые годы продавать было легче, чем сейчас. Он вспоминает, как в Москве к нему выстраивались целые очереди за его изделиями. Однако со временем продажи уменьшились, но качество его работ стало гораздо лучше.
И сейчас Владимир Анатольевич не перестает удивлять любителей резьбы по дереву своими работами, которые он с удовольствием представляет на различных мероприятиях. Среди них: военно-исторический фестиваль «Битва на Воже», ежегодно проводимый в Рыбновском районе, и гастрономический фестиваль «Малина», который проходит в селе Новоселки Рыбновского района. И, конечно же, ежегодная поездка в село Константиново, где в день рождения Сергея Есенина мастер выставляет свои деревянные скульптуры.
Владимир Анатольевич часто получает звонки от клиентов, которые хотят, чтобы он создал что-то необычное. Однако он не берется за все заказы, так как у него есть свои сильные и слабые стороны. Например, ему не всегда удается достичь портретного сходства.
Однажды ему заказали статуэтку генерала, играющего на гармошке, и дали фотографию этого человека. Он долго работал над этой статуэткой, но когда закончил ее, то понял, что фигурка не похожа на прототип. Однако генералу работа очень понравилась, и теперь она стоит на его столе.
Мой собеседник также рассказал, что героями его поделок часто становятся персонажи сказок и советских мультфильмов. Однако он всегда делает их по-своему, поэтому все его фигурки можно считать авторскими.
У Александрова было две выставки в областном центре. Первая состоялась шесть лет назад в Рязанском кремле, а вторая, под названием «Душа дерева», – в Доме народного творчества в 2020 году. Планировалось провести выставку и в библиотеке имени Горького, но из-за пандемии ее отменили. С тех пор оттуда ему никто не позвонил, а сам Владимир о себе напоминать не стал. Но если ему снова предложат провести персональную выставку, он будет только рад.
Стоит отметить, что все свои поделки мастер делает из липы. Раньше он ездил в лес, искал там сухие липы, пилил их, привозил домой и начинал резать. Сейчас же материала достаточно и в Рязани, так как в городе часто спиливают деревья. Мастер берет несколько пеньков и на машине отвозит к себе домой.
Александров также рассказал, что резать можно из любого дерева, даже из черного. У него были заказы и из дуба, но ничего не получилось. Однажды он сильно порезался, и ему наложили пять швов на ноге. С тех пор он работает только с липой, которая хоть и легкая в работе, но очень крепкая.
В течение семи лет Владимир Анатольевич работал в доме творчества «Стрекоза». К нему на занятия ходили дети. Их было много, и некоторые проявляли большой интерес к резьбе по дереву. Все схватывали на лету. Один из них даже создал настенные часы. К сожалению, с тех пор их связь прервалась.
– Я храню фигурки и в квартире, и на даче, но их немного, – рассказал Владимир. – Всего около двадцати работ. Крестьянинов говорил: «Нужно резать и продавать, и дарить. И нужно избавляться от своих работ». И это действительно так. Когда ты уже сделал что-то, то начинаешь задумываться, что могло бы быть лучше. Например, я сделал медведя, отдал его и начал мастерить нового, чтобы не сравнивать с прошлым. То же самое и с грибами с глазами.
Кстати, о грибах. Владимир – заядлый грибник со стажем. Он любит и собирать, и есть грибы, но в большей степени все же первое. Однажды, когда он приехал в лес, его внимание привлекла удивительная картина: большой, красивый белый гриб, окруженный двадцатью опятами. Мужчина вернулся домой и решил создать похожую композицию из дерева. Так лес вдохновил его на творчество.
Свой первый гриб с глазами Владимир смастерил еще до того, как он стал символом Рязани. Это было в 90-х годах. Александров говорит, что часто ходит в лес и находит там невероятно красивые скрученные грибы. Мужчина обязательно берет один в корзину, приносит домой и сразу же начинает делать его копию. Ведь грибы быстро портятся, поэтому важно успеть все сделать как можно скорее.
Мастер также признался, что раньше он мог резать с утра до вечера, но теперь все по-другому. С годами приходит усталость, и ему нужен отдых. Когда он берет в руки стамеску, то глаза устают, а спина начинает болеть.
– Но у меня все еще остался азарт, – сказал Владимир Анатольевич в конце беседы. – И у меня много новых идей. Например, однажды я сделал на заказ большую вазу из липы высотой 1 метр 70 сантиметров. Это было очень долго – более двух месяцев. И вот я хочу создать что-то похожее. Я счастлив в моем творчестве. Мои близкие всегда меня поддерживают. А главное, у меня осталось желание заниматься резьбой.
Николай СКРИПКИН, Рязань
Источник фото: Николай Скрипкин