Камнепад спас жизнь: альпинист Владимир Переседов из Рязанской области может называть себя человеком, родившимся дважды

И все благодаря серьезному перелому, полученному во время восхождения.

8 октября по СМИ и пабликам разошлась новость о гибели целой группы российских альпинистов. И среди них называлось имя рязанца Владимира Переседова. Но вскоре наш земляк «воскрес». Оказалось, что мужчина живее всех живых, просто некоторое время был в больнице, и об этом не все знали. Потом он даже сам написал пост о трагедии: «При восхождении на Дхаулагири погибли мои друзья. Не хочется верить». Дело в том, что среди них должен был быть и сам Владимир, но чудо, проведение – называйте как хотите – остановило его буквально в шаге от смерти. 23 октября я поговорил с альпинистом. И он рассказал о себе, о своей любви к горам и об этой страшной трагедии.

Владимир родился в 1979 году в Оренбурге. Его родители – врачи. Только мама лечит людей, а отец – животных. Поэтому неудивительно, что в школьные годы наш герой тоже хотел пойти по их стопам, но не сложилось, и его захватили совсем другие мечты.

– Так получилось, что родителей по распределению направили в Рязанскую область, – говорит мой собеседник. – Сначала в Сасовский район, а потом в поселок Лесной Шиловского района. Они и сейчас живут в этом поселке. После школы я поступил в Рязанский технологический колледж. Моя специальность – «Автоматизированные системы обработки информации и управления». И именно тогда я увлекся компьютерами. После учебы вернулся в Лесной. Работал там сначала на заводе, а потом в библиотеке. Мой труд был связан с компьютерами.

Альпинизмом Владимир «заболел» где-то 25 лет назад. Но не сразу. Все начиналось постепенно. Сначала были просто путешествия – Владимир успел посетить уже 60 стран. Был и в Африке, и в Азии, и в Европе. Потом в его жизни появился альпинизм. Просто полюбил горы. Рязанец стал

изучать вопрос, искать экспертов, спрашивать и горячо интересоваться.

И в итоге оказался в альпинистском лагере, который находится на территории Челябинской области, в Национальном парке Таганай. Там он прошел начальное обучение, и ему вручили значок «Альпинист России». После этого Владимир еще несколько лет ездил по другим лагерям, учился у профессионалов, получал спортивные разряды. А его первое серьезное восхождение случилось еще в 2006 году в Иране, где он самостоятельно поднялся на гору Демавенд.

Нужно отметить, что Переседов никогда не боялся высоты. Даже в детстве. Мужчина понял, что альпинизм – это его, и отдался увлечению по полной.

– С 2014 года я постоянно приезжаю в горы, – сообщил собеседник. – То есть девять месяцев из двенадцати я нахожусь в отъезде. Я совершил уже достаточно восхождений: Тянь-Шань, Памир, Кавказ, Альпы. Всего около двухсот подъемов и спусков.  На одном Эльбрусе 46 раз был со всех сторон. И поднимал на вершину группу начинающих альпинистов. Так что сегодня я являюсь гидом. Это не бог весть какой, но все-таки заработок. Но главное – это интерес.

По мнению Владимира, желающих покорить ту или иную вершину с каждым годом все больше и больше. Даже несмотря на то, что удовольствие это не из дешевых. Одни только ботинки для высотного восхождения стоят от 75 тысяч рублей. А если посчитать все остальное снаряжение: спальник, пуховик, комбинезон, карабины, обвязки, ледобуры, спусковые устройства, каски, кошки (металлическое приспособление с острыми зубьями, которое крепится на подошву ботинок) – все это потянет на сумму около миллиона, а то и больше.

За время своих многократных восхождений Владимир завел дружбу с большим количеством альпинистов. С иностранцами он общался на английском – это международный язык скалолазов. Было и много земляков. Например, на Эльбрусе он познакомился с альпинистом из Рязани Олегом Кондраковым. К сожалению, в этом году мужчина скончался. Это произошло тоже на Эльбрусе. Там у него остановилось сердце.

Трагедия, которая произошла в начале октября этого года, не единственная в жизни Переседова. Например, в августе 2016 года на Алтае Владимир и две альпинистки попали под камнепад, состоящий из громадных булыжников. Одна из девушек погибла, а сам Переседов получил травмы ноги, спины и других частей тела. Вторая напарница серьезно не пострадала. Поэтому она спустилась вниз, чтобы сообщить о случившемся. Целых три дня Владимир провел в ожидании помощи. Спасатели нашли его с вертолета, но долго не могли поднять на борт из-за плохой погоды – туман и сильный ветер. Потом альпиниста отвезли в больницу. Там он находился две недели. Тело погибшей девушки забрали намного позже.

И надо же такому случиться, что в этом году камнепад снова «напал» на Владимира. Все произошло в Непале. Поход стартовал в начале сентября. Покорять вершину Дхаулагири собралось 14 альпинистов из России, в том числе и Владимир. Но часть этих людей перед самым началом восхождения отказались. Такое событие не редкость, когда альпинисты, потратив кучу времени, сил и денег, в последний момент, прямо у порога, говорят: «Стоп». У кого-то предчувствие, кто-то понимает, что не выдержит из-за здоровья. У всех разные причины, и к этому в сообществе относятся с пониманием. Но Владимир и шесть его товарищей пошли наверх.

Надо отметить, что альпинисты готовились к этому походу очень серьезно, думая о своей безопасности. Так, всей командой они купили спутниковый интернет и бензиновый генератор к нему. Также у них было с собой два спутниковых трекера, благодаря которым можно отслеживать перемещения по маршруту и в случае возникновения ЧС держать аварийную связь.

Кстати, Владимир до этого был хорошо знаком с горой Дхаулагири. Именно на ней он поставил свой личный рекорд – 7200 метров, взобравшись на ее пик (высота вершины 8167 м). Но в этот раз повторить его или улучшить свой результат ему было не суждено.

– 21 сентября я попал под камнепад. У меня очень сильно пострадала нога: камень перебил лодыжку. Но я продолжал идти наверх. К 30 сентября конечность опухла, ходить стало невозможно. Я остался на месте, а остальные – шесть человек – при восхождении отправились дальше. Я вызвал по телефону спасателей, меня нашли и 2 октября эвакуировали в столицу Непала Катманду в больницу. А ребята продолжали взбираться на вершину. Но один из них, ведомый каким-то внутренним голосом, повернул назад с высоты 7800 метров. Их осталось пять. А потом, 8 октября, я узнал о трагедии и что спасатели с вертолета нашли тела альпинистов. Причина пока не называется, но это точно не камнепад. Скорее всего, парни двигались в одной связке, и они все вместе сорвались в пропасть. Но почему упали – до сих пор непонятно. Может, кто-то запутался, может, еще что-то. До сих пор не могу представить, что их больше нет на этом свете. Ведь с одним из них я общался двенадцать лет. А с остальными знаком был месяц, но мы быстро подружились. Так что все это очень тяжело...

Несмотря на пережитое, Переседов все равно будет продолжать заниматься альпинизмом. Гипс он снял два дня назад, и ему уже не сидится на месте. Он снова хочет поехать в

Катманду. С группой, которую Владимир уже набрал, они будут заниматься горным трекингом вокруг массива Аннапурна.

– А с кем, по вашему мнению, легче подниматься в гору – с мужчиной или с девушкой? – спросил я.

И Владимир ответил, что среди альпинистов все равны. Главное, чтобы инструктор правильно набрал людей в группу, учитывая особенности каждого.

Кстати, Владимир был когда-то женат, но развелся. У него есть взрослый сын, тоже Владимир – ему 22 года. Альпинистом он быть не хочет, но в этом году они ходили вместе с отцом в горы – в Турции по Ликийской тропе. Вообще раньше и супруга Владимира разделяла его страсть – неоднократно вместе с ним ходила в горные походы, включая Эльбрус, но после расставания совместные путешествия прекратились.

– Я люблю горы, – сказал в конце нашей беседы мужчина. – И планирую заниматься альпинизмом и горным туризмом. Я люблю обучать новичков и водить их по интересным маршрутам. Понимаете, мое увлечение переросло в жизнь. У меня есть горы и возможность на них побывать. Помните, как у Владимира Семеновича Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы». Так оно и есть. 30 октября у меня день рождения – хочу его отметить в Санкт-Петербурге. А потом впереди будут новые вершины, «на которых еще не бывал».

Николай СКРИПКИН, Шиловский район