Про обретение друга

Тюменка Ирина КОЦЫНСКАЯ стала участником социального проекта "Наставник"
Тюменка Ирина КОЦЫНСКАЯ
Фото из личного архива Ирины КОЦЫНСКОЙ
Извечная борьба добра со злом идет и в сердце человека, и на уровне общества. Любовь и доброта противостоят жестокости и безразличию. Тюменка погрузилась в эту непростую стихию борьбы, став наставником для обездоленного ребенка.

С этой жизнерадостной и обаятельной женщиной мы познакомились на одном из городских мероприятий. Ирина КОЦЫНСКАЯ оказалась очень интересным собеседником с широким кругом увлечений. Неудивительно, что мы подружились. И однажды я узнала от своей новой знакомой пронзительную историю.

Пять лет назад она услышала, что объявляется набор участников в социальный проект «Наставник». Реализуется он в Тюмени с 2015 года, и как раз начинался новый цикл. Приглашались отзывчивые взрослые люди, готовые уделить внимание детям в трудной жизненной ситуации.

Ирина решила откликнуться. Матери троих детей было не жаль душевного тепла и для других – тех, кому повезло в жизни меньше.

Свободное время имелось. Ирина до рождения третьего ребенка работала бухгалтером, но пока сидела в декретном отпуске, ее должность сократили. Так она стала домохозяйкой. Семью содержал муж, который занимался бизнесом и неплохо зарабатывал.

Руководитель проекта Юлия Фатхуллина в сентябре 2019 года провели обучение желающих, отобрали десяток добровольцев – людей разных профессий – и пригласили на встречу с детдомовскими ребятами, пожелавшими приобрести друга в лице взрослого человека.

Быть наставниками вызвались преимущественно женщины, и в их числе Ирина. Лишь один мужчина участвовал в проекте. Взрослые рассказали о себе, и затем каждый из ребят выбрал себе будущего наставника.

Образовавшимся парам предлагалось познакомиться поближе и продолжить общение, встречаясь не менее одного раза в месяц в течение года. Взрослые понимали, что предстоит проявить к своему юному другу внимание и заботу, помочь ему стать увереннее в себе, ведь каждый из этих ребят был в чем-то обделен, хлебнул к своему возрасту уже немало горя, а воспитателю можно доверить отнюдь не все, что беспокоит.

Рассчитан был проект на подростков. Но подопечным Ирины Коцынской стал 10-летний мальчик по имени Дима (видимо, так сильно ему хотелось иметь взрослого друга). В этом же проекте участвовал его 16-летний брат. Они были из неблагополучной семьи с четырьмя детьми. Несколько лет назад их мать лишили родительских прав, а Диму, его братьев и сестер отдали в Борковский детский дом.

Чуть позже это учреждение было преобразовано в дом социальной реабилитации семей и детей «Борки». По-прежнему большинство ребят там составляли дети-сироты, но они уже знали, что не останутся в государственном учреждении надолго. У них был шанс вернуться в кровную семью, которой оказывалась помощь в решении проблем. Если это было невозможно, детям подыскивали замещающую семью.

Чтобы воспитанникам было психологически комфортнее, они были разделены на разновозрастные группы, называемые «семьями», жили в квартирах, где, как и дома, есть гостиная, небольшая уютная кухня, ванная, своя комната, которую ребенок делил с сестрой или братом, другом или подругой. У каждой «семьи» были свои постоянные воспитатели.

– Там снабжение очень хорошее. И дети даже не понимают ценность этого всего. Для них это само собой разумеющееся. Не видят, как это достается, сколько это стоит. А вот нормального человеческого общения, социализации им не хватает. Здесь вот сложность, – считает Ирина.

Проект «Наставник» – не про то, чтобы найти ребенку новую семью. Он в первую очередь про обретение друга. Но может случиться и так, что дружба вдруг перерастет в более близкие отношения взрослого и ребенка. И если появится обоюдное желание, то в семье наставника возможно и прибавление.

Ирина стала навещать своего подопечного в «Борках». Она честно призналась себе, что не планирует забирать его в свою семью, которая состояла из пяти человек.

– Приезжать к Диме получалось спонтанно, потому что у меня нет машины, – рассказывает мне Ирина. – Один раз меня подвозил муж. Всю дорогу он «пилил» меня, заявляя, что мы не сможем взять в семью бывшего детдомовца, или что мальчик привяжется ко мне и потом будет страдать. Возмущался, пока я не объяснила ему, что быть наставником – это просто оказывать психологическую поддержку ребенку, выстроить с ним дружеские отношения.

Чаще всего если кто-то из знакомых Ирины планировал ехать по Тобольскому тракту мимо села Борки, она, как говорится, падала ему на хвост. Но все же накануне успевала испечь пирог, чтобы привезти угощение мальчику и «семье», в которой он жил.

– Дима любил покушать, очень любил томатный сок. Конечно же, он от души радовался. Но у нас эти встречи были всегда такими короткими! Правда, один раз я отправилась вместе с Димой и другими участниками проекта на турбазу, где у нас было какое-то мероприятие с застольем, и мы приятно провели пару часов, – вспоминает женщина.

Однажды, приехав в «Борки», Ирина не застала Диму: он уже ушел в школу. Но раз приехала, не поворачивать же обратно. Направилась туда же, хоть на минутку повидаться. И стала свидетельницей ужасного случая. «Жесть просто!» – сказали бы подростки.

Утро. Дети пришли на уроки. Есть время до звонка на урок. Зашла учительница и стала разговаривать с Димой на повышенных тонах.

– У меня ребенок сидит, накрылся портфелем, я его сижу обнимаю, поддерживаю, а она просто его унижает при всех. Это было очень жестоко. Для меня было просто невыносимо – то, что она делает, – поделилась со мной Ирина.

Так как моя знакомая увлекалась изучением психологии, она видела и понимала, что происходило. Что проблемы на самом деле у учительницы. Та, скорее всего, по инерции использовала старую советскую стратегию – стыдить ребенка, а не помогать ему. Учительница полагала, что получит какой-то педагогический результат за счет унижения.

– Это совсем не так! – уверена моя собеседница. – Не помню, кто придумал, но есть такое «правило зеленой ручки». Нужно обращать внимание не на какие-то ошибки у ученика, а наоборот – подчеркивать то, что у него получается хорошо. Учитель, который это придумал, просто брал ручку с зелеными чернилами и обводил именно те буквы или слова, которые у ученика хорошо получились.

Готовя статью, я заглянула в интернет и выяснила, что автор этого метода – Шалва Александрович Амонашвили, педагог-новатор, сторонник гуманной педагогики. Ирина считает, что с детьми нужно работать только таким людям, только таким способом.

­– А ведь нередко в педагогику идут люди, которые хотят реализовать свою власть. Возможно, потому, что сами пережили насилие. Их неосознаваемые детские травмы заставляют прибегать к психологическому давлению, которое они могут реализовать только со слабыми. Потому что тот, кто младше, не может ответить. Увы, таких учителей очень много, – грустно говорит Ирина.

– А с учителем-то вы ничего не стали выяснять? – спрашиваю ее.

– Все это было очень быстро. Я пыталась ребенка поддержать, как могла. Я его обнимала, говорила: «Дима, все будет хорошо». А учительнице я все же сказала: «Вы почему унижаете ребенка при всех?» И тут прозвенел звонок на урок.

Ирина понимала, что испытания для Димы не закончились. Думала о том, чем это еще обернется для ребенка. Женщина видела, что Дима почувствовал свою значимость, свою человеческую ценность благодаря общению с ней. Но сейчас она есть, а потом ее рядом не будет. Она не сможет постоянно поддерживать его.

В тот раз, прямо перед уроками, Ирина дала подопечному свой айфон – немного поиграть в какую-нибудь из игр, закаченных в гаджет. Вокруг Димы образовалась толпа детей. Он был счастлив: ему дали поиграть интересной игрушкой, он в центре внимания. Ребенок посидел, поиграл минут десять, пока не вошла учительница...

– Каждый раз я привозила ему что-то вкусненькое. Сама пекла пироги. Купила и подарила Диме конструктор «Лего». Он очень любил в него играть. Потом мне Юлия, куратор проекта, высказывала, что я его балую, мол, никому тут такого не дарят. По ее мнению, дети должны понимать, что, получая подарок на праздник, ты взамен что-то должен подарить. Хотя я вообще не согласна с этим. Тем более, мне достался ребенок самый младший из всех. И раз у меня была возможность, я делала ему подарки, – отстаивает женщина свою позицию.

Наша героиня вспоминает, что у нее сложились очень хорошие отношения с другими детьми, которые участвовали в этом проекте. Вместе они собирались на праздники. Незабываемым получился, например, новогодний вечер.

– Мы приехали к ним в «Борки». Играли вместе в какую-то очень интересную подвижную игру. Шлемы нам какие-то выдали. Я сначала отказывалась играть. У меня были длинные волосы, и я боялась, что они запутаются. К тому же там надо было бегать. А потом думаю: почему я должна сейчас переживать о прическе, а не о том, как повеселиться с ребенком? Тем более, там были ребята все со сложной судьбой, – откровенничает Ирина.

Сердобольная женщина привозила гостинцы не только Диме, но и другим детям. Например, косметику девочкам – была у нее такая возможность. Потом у них даже завязалась переписка в соцсети «ВКонтакте». И получилось так, что уже через этих девочек Ирина узнала, что Диму взяли в приемную семью. Она, конечно, была этому рада. Грустно было только от того, что Юлия все-таки не пригласила ее на праздничное закрытие проекта, которому она отдала частичку своего сердца.

Предполагалось, что наставничество будет длиться год. Но дойти до конца не позволила пандемия коронавируса и объявленная самоизоляция. О том времени до сих она пор хранит теплые воспоминания. Но новых встреч со своим подопечным не ищет. Объясняет:

– Мне кажется, что мы не сильно привязались друг к другу, потому что я очень впечатлительный человек, очень сильно привязываюсь. Мне было бы тяжело расставаться. Поэтому я даже рада, что все так получилось.

После этого в жизни Ирины тоже произошли большие изменения. Она развелась с мужем и решила стать профессиональным психологом, чтобы помогать людям. Пошла на обучение. Когда однажды на занятиях поделилась этой историей, преподаватель курса заметила: «Ты открыла ему дорогу. Ты относилась к нему по-матерински, с добротой, в его душе наверняка что-то изменилось в лучшую сторону – и у него открылась дорога в хорошее будущее, его взяли в семью».

Дети редко выражают благодарность – просто потому, что они еще дети и не могут четко понять, что происходит у них в душе. Еще сложнее выразить свои чувства «трудным» – они не видели этого в родной семье. Но наставники тратили и тратят свои душевные силы, время, деньги не ради получения благодарностей. Они верят, что все равно доброе слово, доверие, помощь оставляют в сердцах ребят добрый след и помогают им спокойнее и увереннее идти по жизни.

Светлана ХОЗЯИНОВА,

г. Тюмень



подпишитесь на нас в Дзен