А еще она мечтает сыграть настоящую рязанскую крестьянку в историческом кино.
Этой весной в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, состоялась выставка «Великолепие художественного наследия России». На ней было представлено платье, созданное руками талантливой рязанской рукодельницы Наталии Клопковой. Когда я увидел эту информацию, то сразу узнал девушку. Год назад в Совете Федерации в Москве проходила выставка рязанских мастеров, где она рассказывала о михайловском кружеве. Мы даже оказались на одной фотографии. Я решил написать о талантливой землячке и связался с ней через социальные сети. 10 октября она пригласила меня к себе домой, где мы и поговорили.
Уже в три года Наталия решила, что обязательно будет художником. Хотя само время – а она родилась в 1994 году – не располагало к подобным мечтам. Семья была далека от изобразительного искусства. Мама – директор школы, а папа, поменяв много профессий, побывав бизнесменом, трудился на заводе. Тем не менее Наталия с теплотой вспоминает, что родители всегда поощряли ее творческие наклонности, покупая ей раскраски, альбомы и краски. А гуашь на Новый год вообще была для нее лучшим подарком. Не конфеты, не игрушки, а именно краски. И в свободное время она постоянно рисовала. В свою очередь, бабушка помогала тем, что возила девочку в художественную школу три раза в неделю.
Окончив девять классов, Наталия поступила в художественный колледж на отделение кружевоплетения. После этого она продолжила обучение в Санкт-Петербургской академии Высшей школы народных искусств (рязанский филиал), но сессии сдавала в Северной столице. Параллельно с этим она училась в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина на кафедре государственного и муниципального управления. Девушка переживала, что не сможет работать художником, поэтому готовила себе, так сказать, запасной вариант.
Во время учебы Наталию пригласили работать в Рязанский областной научно-методический центр народного творчества. Сначала она трудилась там неполный день. В ее обязанности входила организация выставок и ярмарок. После завершения учебы девушка осталась в центре и продолжает работать там до сих пор. Помимо организационной деятельности, Наталия пишет статьи о фестивалях, сохранении этнографических образцов и фольклоре.
– Мне нравится работать в компании творческих людей, – говорит Наталия. – Я познакомилась со многими художниками. А два года назад в центре совместно с Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником мы сделали творческую лабораторию. Мы собрали художников по кружеву, по вышивке. И благодаря этому я увидела старинные редкие образцы работ, которые хранятся в фондах. Их мало кому показывают. Но мне повезло. Это было кружево XVIII века – начала XIX. Мы фотографировали образцы, замеряли линейками и уже после этого проплетали образцы на основе тех старых. В лаборатории каждый художник сделал что-то свое: кто-то – копии, а кто-то отходил от оригинала и добавлял свои идеи. Это была хорошая практика сохранения традиции.
С тех пор жизнь Наталии тесно связана с искусством плетения кружев. Она – профессиональный художник, который создает уникальные дизайны салфеток, полотенец и других аксессуаров. По разработанным ею рисункам мастерица воплощает свои идеи в жизнь.
Когда Наталия узнала, что в Михайловском районе было единственное в России цветное кружево, это вызвало у нее искренний интерес. Старинные изделия, выполненные из натурального льна, были украшены ручным коклюшечным кружевом и вышивкой крестом. Крестьянки, которые их создавали, не использовали рисунки – они запоминали узор и плели кружева по памяти.
По словам девушки, видимо, у них был удивительно развит глазомер, ведь они могли создавать невероятно ровные кружева миллиметровой точности. Сейчас Наталия пытается повторить эти изделия, но это дается ей с большим трудом. Она признается, что ее кружево все же получается немного кривым.
В беседе рязанка рассказала, что плетение приносит ей огромное удовольствие, несмотря на то, что это кропотливый труд. Помимо аксессуаров, Наталия создает платья, вдохновляясь старинными образцами, но больше всего ей нравится создавать свою, авторскую одежду. Она стремится внести свои коррективы в дизайн платьев, учитывая изменения в моде и новые материалы.
– Раньше мы использовали шерсть, а сейчас мы не плетем из нее, – поделилась собеседница. – Вообще состав ниток сильно изменился. Например, я заказываю итальянские нитки, так как в России нужные не производят и их невозможно купить. Мои работы – это всегда ручной труд.
Сейчас я занимаюсь новым проектом. Для его реализации мне понадобились козлик (подставка для кружевоплетения), также известный как бубен; сколок (технический рисунок); наколюшка (инструмент для плетения) и коклюшки – палочки с катушкой и ручкой, на которую наматываются нитки. Уже третью неделю я занимаюсь большой салфеткой, и кружево похоже на гусиные лапки.
Девушка также рассказала о двух своих проектах, которые она реализовала во время учебы. В колледже она создала блузу в технике михайловских кружев, а в академии – большое платье в традиционных рязанских цветах.
Это платье, кстати, и было представлено на выставке в Париже. Изделие хранилось в музее Высшей школы народных искусств, а затем его включили в экспозицию, организованную в штаб-квартире ЮНЕСКО. И это свидетельствует о высокой оценке работы Наталии. Выставка проходила с 4 по 18 апреля этого года, а затем платье вернулось на родину.
Несмотря на то что у многих кружево ассоциируется с бабушкиными изделиями из сундуков, Наталия утверждает, что оно по-прежнему актуально. Девушка часто проводит мастер-классы по кружевоплетению на различных фестивалях, и люди проявляют к этому искренний интерес, задавая вопросы и выражая свое восхищение.
Кроме того, Наталия увлекается созданием кукол в традиционных костюмах Рязанской губернии. Она с радостью продемонстрировала две свои работы – жениха и невесту, выполненные без лиц, поскольку в древности считалось, что в них могут вселиться злые духи. Эти куклы были одновременно и обрядовыми, и игровыми, и дети с удовольствием с ними забавлялись.
– Я также коллекционирую старинное кружево, – добавила Наталия. – Я приобретаю его через интернет, на ярмарках и блошиных рынках. В основном эти покупки служат вдохновением для моей работы. Например, у меня есть михайловское кружево XVIII века, которое я считаю очень необычным.
Еще Наталия рисует картины маслом на крестьянско-бытовую тему: крынки, деревенские пейзажи и натюрморты с горбушкой хлеба. На фестивалях она часто выступает в народных костюмах. Художница признается, что ей было бы интересно сыграть в кино, хотя бы в эпизодической роли в историческом фильме. Она вообще любит перевоплощаться и, надевая исторический костюм, чувствует себя совсем по-другому.
Мастерица в разговоре вспомнила советский фильм «Бабы рязанские» 1927 года режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова, повествующий о жизни русской деревни перед революцией и в первые послеоктябрьские годы. Наталия отметила, что с удовольствием сыграла бы роль крестьянки в подобном кино.
– А как супруг относится к вашему ремеслу? Он тоже художник? – спросил я у Наталии.
Она ответила, что Максим не художник. По ее мнению, два художника в семье – это уже слишком. Максим, ее супруг, никогда не рисовал. По образованию он машинист, но понял, что это не его призвание, и теперь работает на заводе.
Однако Максим всегда поддерживает Наталию во всех начинаниях. Она даже купила ему народную рубаху и порты, чтобы он мог участвовать в праздниках вместе с ней в этом наряде.
Познакомились будущие супруги на Масленицу. По словам девушки, когда они увидели друг друга, то между ними словно пробежала искра. Максим сам подошел к ней, завязался разговор. С тех пор они не расстаются. В 2022 году пара официально зарегистрировала отношения, свадьба прошла в узком кругу близких людей. В браке у них родилась дочь Милана, которой сейчас два с половиной года.
– Я счастливый человек, – сказала в конце беседы Наталия. – У меня есть семья и любимое дело. Я всегда увлечена процессом. И когда я плету кружево – это и работа, и отдых.
После интервью художница подарила мне обережную традиционную куклу. Наталия сказала, что кукла приносит счастье в дом.
Николай СКРИПКИН, Рязань