КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ: «Ямской слободе» – 25 лет!

Как в Тюмени появилась газета "Ямская слобода"
Первый коллектив газеты "Ямская слобода" накануне 8 марта 2000 г. Фото из архива редакции
ОТ РЕДАКЦИИ: четверть века назад, 6 октября 1999 года, вышел первый номер газеты «Ямская слобода». В честь юбилея мы попросили рассказать о том, как все начиналось, ее первого редактора, ныне обладателя почетного звания «Легенда тюменской журналистики», более десяти лет возглавлявшую Совет ветеранов Союза журналистов Тюменской области, автора и редактора многих книг Людмилу ПОПОВИЧ.

Как это часто бывает, сработало сарафанное радио. Новость о том, что в Тюмени открывается новая газета, принес Людмиле Иосифовне знакомый журналист. Он и предложил ей сходить на собеседование с шеф-редактором издательского дома «Провинция», приехавшего в Тюмень из Москвы. В разных регионах создавались дочерние печатные издания «Провинции». Предполагалось, что они должны выходить в свет раз в неделю и рассказывать самое интересное, о чем говорит народ, обсуждая произошедшее.

За плечами Людмилы Попович уже был большой опыт. Наверное, тюменцы (и особенно тюменки) помнят газету «Сударыня», выходившую в 1990-х – ее редактором была именно она. А до этого – годы работы в главной областной газете «Тюменская правда» (которая, увы, к настоящему времени прекратила свое существование).

Когда шеф-редактор Издательского дома «Провинция» спросил тюменку, а какое название она предложила бы для новой газеты, Людмила Иосифовна сначала растерялась.

– А потом я вспомнила, что мой дед по материнской линии, Иван Артемьевич Пегасин, был ямщиком. Родом он был со станции Называевская, тогда входившей в Тобольскую губернию, и, по всей вероятности, ездил в Тюмень. Говорю так, потому что он описывал дочке, моей будущей маме, красавец-собор на берегу реки – ну, видимо, наш Троицкий монастырь, – рассказывает моя собеседница.

Ямщики выполняли важное государственное дело – перевозили пассажиров и почту, соединяя между собой города и веси. Представители этого сословия селились компактно, отдельной ямской слободой. В Тюмени тоже был такой район (о чем напоминает улица Ямская). Вот и предложила Людмила Попович дать еженедельнику название «Ямская слобода».

Название понравилось всем. Знаковым было и второе слово. Слобода – от слова «свобода». Ямщики не были крепостными, они освобождались от многих повинностей. А в 1990-е в Россию пришла свобода слова, вылившись и на страницы изданий. Так что название тюменской «дочки» генеральный директор ИД «Провинция» утвердил без возражений.

Итак, кандидатура Людмилы Попович и название газеты были утверждены, набран коллектив – с десяток журналистов, фотограф, корректоры, менеджеры по рекламе, технические сотрудники. Новая, независимая газета должна была привнести в печатную прессу то, что действительно интересно жителям области. Поэтому и стали писать о жизни простых людей, публиковать житейские истории и криминальные очерки, поднимать острые вопросы и искать ответы на них, объявлять читательские конкурсы. А статьи о «звездах», например, присылала Москва.

– Атмосфера в редакции была очень творческая, – вспоминает Людмила Иосифовна. – Мы чувствовали себя первопроходцами. У журналистов горели глаза, они соревновались друг с другом, кто напишет интереснее и оперативнее. И при этом все были доброжелательны, в сложные моменты выручали друг друга. Внутри коллектива даже образовалось несколько семейных пар: делая любимое дело, люди раскрывают свою внутреннюю, истинную красоту. Лучшие журналисты и фотографы города стремились печататься у нас. Например, знаменитый фоторепортер Александр Ефремов...

Газета в первом же номере рассказала о двух громких уголовных делах. По первому был вынесен приговор двойному убийце, которому предстояло провести за решеткой 19 лет. А второе – совершенно нелепое, возбужденное в отношении монаха, благочинного Тюменского округа отца Тихона. Его, наместника того самого, древнего Свято-Троицкого монастыря на берегу Туры, обвиняли в уничтожении памятника архитектуры – здания бывшей церковно-приходской школы на территории монастырского комплекса.

Журналист Никита Зотов провел по этому поводу целое журналистское расследование, взял интервью у отца Тихона. На самом деле, как он выяснил, в неудовлетворительное состояние здание привела его долголетняя эксплуатация Тюменским водоканалом. На суде статью «Богоугодное дело или акт вандализма?» засчитали в качестве доказательства невиновности священника. В том числе и благодаря «Ямской слободе» отца Тихона оправдали.

У первого выпуска был огромный тираж – 25 тысяч экземпляров. Газету развозили по вокзалам, аэропортам, почтовым отделениям, киоскам, магазинам. Распространяли по всей большой Тюменской области, включая Севера. И, разумеется, «Ямская слобода» нашла своего читателя.

Редакцию заваливали письмами. Читатели делились наболевшим, присылали свои сокровенные истории, просили о помощи. Людмила Иосифовна не может забыть одного невероятного послания. Человек писал: «Мне осталось жить совсем немного, я уже никто, и жаль, что я не смогу поделиться с редакцией рассказом о своей жизни. А рассказать было бы о чем».

В следующем номере газеты был опубликован ответ: «Уважаемый господин Никто! Не теряйте надежды! Мы очень ждем Ваш рассказ!»

Но больше от этого читателя мы ничего не получили. Видимо, он умер от смертельной болезни, – вздыхает Людмила Иосифовна.

За 25 лет «Ямская слобода», конечно, изменилась. Но некоторые рубрики живы и сегодня. Это «Жизнь», «Подробности», «Эхо недели»... Многие жители Тюменской области признаются нам в письмах, что читают и любят «ЯС» уже много-много лет. Спасибо вам, наши верные друзья и соавторы!



подпишитесь на нас в Дзен