Под Геленджиком нашли останки псковского лётчика-героя Молчанова. Родственники - откликнитесь!
По словам краснодарцев, в частности Алексея СТАДНИКА, всё началось в 2007 году, когда на юге России, под Геленджиком, «начали копать этот самолёт», но безрезультатно. Только в этом году опытные поисковики из «Кубанского плацдарма» обнаружили на Маркотхском хребте, севернее села Кабардинка, место падения, номера истребителя ЛаГГ-3 №2742 и останки пилота.
Имя и фамилию 22-летнего лётчика, уроженца города Пскова, кавалера ордена Красного Знамени Виктора Николаевича МОЛЧАНОВА кубанцам удалось установить в Государственном архиве Министерства обороны по заводскому номеру мотора (М-105ПФ №4-170). Пскович был призван в 1941 году Петергофским военкоматом Ленобласти, из последнего боя не вернулся 18 февраля 1943 года.
Все попытки выйти на следы родственников героя в Питере были тщетны, и краснодарские поисковики обратились за помощью к губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову. Уже из администрации письмо было направлено в «КурьерЪ». Увы, конкретного адреса в Пскове родных лётчика не указано, зато могу с уверенностью сказать, что фамилия Молчановых и сегодня часто встречается в адресных книгах не только Пскова, но и Псковской области. Поэтому вся надежда на наших бдительных читателей: узнаете дальних или близких родственников Молчанова – звоните прямо сейчас!
Орден – за мужество!
Не могу не привести факты из боевого пути героя:
1 февраля 1943 года Виктор Николаевич МОЛЧАНОВ, сержант 269 истребительного авиационного полка 236 ИАД 5-й ВА, за доблесть и мужество был награждён орденом Красного Знамени (в приказе стоит под №18) за подписью командующего Закавказским фронтом генерала армии Ивана ТЮЛЕНЕВА (1892-1978 гг., кавалера четырёх Георгиевских крестов). Нет сомнений, что наш земляк знал про боевую награду, но, возможно, не успел её получить (это вопрос уже к поисковикам, а вдруг на склонах горы найдётся и орден? – Ред.).
Из наградного листа узнаём: год и место рождения – 1921, г. Псков; национальность – русский. Адрес семьи не указан, а это говорит о том, что курсант и лётчик Молчанов мог быть холост, родственники остались в оккупированном Пскове или в области.
На «отлично» закончив в 1942 году лётную школу, Молчанов был оставлен инструктором Запасного авиационного полка – отвечал за переподготовку. Пскович успешно освоил самолёты УТИ-4, Як-7, ЛаГГ-3, общий налёт – 164 часа, 960 посадок. При этом всегда рвался в маршевый полк, и в октябре был направлен на Закавказский фронт.
Лично сбил «мессер»
Согласно наградным документам, с 23 октября по 11 ноября 1942 года пилот совершил 18 вылетов, сопровождал штурмовики и бомбардировщики, летал по вызову КП дивизии, на разведку и перехват вражеских самолётов. «Провёл 9 воздушных боёв с превосходящим противником. Действовал смело и решительно, сохраняя инициативу. В бою применял взаимовыручку, идя ведомым пары, не щадил себя и решительно защищал ведущего».
Через 6 дней после прибытия, был ранен в воздушном бою в левую руку, но остался в строю. Свой подвиг лётчик из Пскова совершил 10 ноября – во время 8-го боевого вылета, сопровождая штурмовики, которые должны были бомбить аэродром «мессеров».
Вылетев с аэродрома в Адлере последним в паре с командиром Николаевым (задача: прикрывать второй ярус), ведущий вынужден был вернуться из-за неполадок, и тогда Молчанов принял самостоятельное решение – лететь «с открытым эфиром» к товарищам на выполнение боевого задания. У Лазаревской дачи догнал своих, увидел «мессеры» (Ме-109Ф) и грамотно, зайдя со стороны солнца, вступил в бой, не дав противнику обрушить силу удара на наши штурмовики, которые успешно выполнили задачу. Затем Молчанов, зайдя с хвоста, отколол один из «мессеров» и расстрелял его, пока тот не взорвался на земле (в 10 км от фронта).
После лётчик вернулся в строй из 8 «лагов» и вёл бой с 13-ю Ю-87 и 18-ю «мессерами». Наши вместе подбили четыре «Ю-87», сорвав попытку бомбардировщиков уничтожить внизу наши боевые порядки. Во время боя с двумя «мессерами», Виктор Молчанов был тяжело ранен в руку и ногу осколками от снаряда, но сумел на горящем ЛаГГе дотянуть до линии фронта, выпрыгнуть с парашютом и добраться до полка, где отказался от госпитализации (к слову, среди лётчиков истребитель ЛаГГ прозывали «рояль» и «ЛАкированный Гарантированный Гроб», но псковича, суда по фактам, это не пугало).
Как значится в наградном документе: «За отличное выполнение боевых задач, сбитый лично самолёт противника Ме-110 и в составе группы – Ю-87 представлен к Правительственной награде – ордену Красного Знамени (один из высших в СССР, первый советский орден, учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество)
Последний полёт
А ещё я прочитал в документах, что пилоты, зная боевой характер Виктора Молчанова, охотно летали с ним. За время сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков, лётчик не имел НИ ОДНОЙ потери среди самолётов товарищей. С 1942 года – кандидат в чл. ВКП(б). Погиб пилот 18 февраля 1943 года.
В наши дни на склонах Маркотхского хребта, севернее Кабардинки, по факту было обнаружено место падения истребителя ЛаГГ-3, фрагменты фюзеляжа, редуктор воздушного винта, коленвал, остатки цилиндров двигателя и останки лётчика-орденоносца из Пскова.
– Работы по обследованию места крушения были завершены 20 июля 2024 года, – подчеркнул Евгений ПОРФИРЬЕВ, замруководителя «Кубанского плацдарма». – Всего с момента создания нами найдено 464 места падения самолётов, где обнаружены останки 145 лётчиков.
Из последнего донесения следует, что «Молчанов выполнял боевой вылет в район ст. Крымская, в «сложных метеорологических условиях врезался в вершину горы Совхозная» (самая высокая в Маркотхском хребте, 718 метров, откуда, как на ладони, вид на станцию Крымская и Геленджик. – Ред.).
Изучив боевой опыт лётчика, общее количество вылетов и часов, не сомневаюсь, что просто так «протаранить гору» опытный инструктор и лётчик не мог. Не всё всегда указывалось в отчётах. На мой взгляд, скорее всего это был общий манёвр, чтобы, используя складки местности, незаметно подойти к станции и перехитрить противника. Но что-то пошло не так, не хватило каких-то метров для выхода на прямую.
На Сопке Героев
Торжественная церемония передачи останков пилота Виктора Николаевича МОЛЧАНОВА пройдёт 9 октября на Мемориальном комплексе «Сопка Героев» у памятника кубанского Алёши (Краснодарский край, Крымский район). Псковичей будет представлять друг редакции по совместной работе на линии «Пантера» Дмитрий ИВАНОВ – один из основателей и опытнейших поисковиков «Псковского рубежа».
Ждём весточек от наших бдительных читателей!
Олег КОНСТАНТИНОВ,
Псков – Кубань
Источник фото: газета "КурьерЪ",газеты "КурьерЪ",фото газеты "КурьерЪ