«Внук проводит много времени со смартфоном. Подскажите, как переключить ребенка с гаджета на реальную жизнь». Валентина Игнатьевна, с. Казанское (письмо в редакцию)
Отвечает врач-педиатр областной больницы №14 Анастасия ИВАШИНА:
– Современные достижения могут негативно влиять на здоровье детей. Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к различным проблемам со здоровьем, таким как психоэмоциональные расстройства, ожирение, снижение остроты зрения. Ещё одна серьёзная проблема – остеохондроз, причина которого – длительное сидение и малоподвижный образ жизни. Чтобы преодолеть эти проблемы, важно формировать у детей привычку к активному отдыху, лучше всего на свежем воздухе.
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. В этот возрастной период малышу важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. Живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
Не стоит полностью запрещать использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло, научить пользоваться качественным контентом. Можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы, головоломки, олимпиады и т.д. Проговаривайте правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать устройство.
Родителям обязательно нужно контролировать время, которое дети проводят перед экранами. Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка: 3-7 лет – не более 10 минут; 8-11 лет – 15 минут; 11-13 лет – 20 минут; 14-17 лет – 25 минут. Полезно периодически проводить «экранные детоксы», когда дети занимаются физической активностью или другими видами досуга. Поощряйте реальное общение ребенка с другими детьми. Показывайте сами пример – свободное время проводите с семьей, а не в интернете.
Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39 см, у планшета – не менее 26 см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов.
Создание условий для активного образа жизни, обеспечение психологического комфорта и привлечение детей к физической культуре – это важные шаги на пути к здоровью подрастающего поколения.