Художница Дарья Катунина из Рязанской области рассказала, как стремительно в ее жизнь ворвалась керамика
Вручение проходило в Нижнем Новгороде – Дарья со своими работами из керамики победила в номинации «Национальный код. Преемственность поколений», «Лучший молодой специалист народных художественных промыслов». Я решил побольше узнать о талантливой девушке и 5 сентября приехал в город Скопин. Наша беседа прошла в мастерской художницы.
Интересно, что Дарья родилась в 1989 году не в наших краях, а тогда еще в Ленинграде. С самого детства девочка росла в творческой атмосфере. Ведь ее мама – керамист, а отец – художник и иконописец.
– Вообще папа родился на юге, в городе Майкопе, а мама – в Кадоме Рязанской области, на родине так называемого вениза, – рассказала собеседница. – Это игольчатое кружево, белошвейная вышивка. Маме пророчили будущее на промысле, но она выбрала другое направление. Поехала в Подмосковье и окончила Абрамцевское художественное училище, отделение керамики. А потом ее по распределению направили в город Скопин. И там она начала жить и работать, влюбилась в местный промысел, возрождала его ценный художественный стиль по работам из запасников ведущих музеев страны. А затем мама отправилась в Северную столицу, где поступила в высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (нынешняя Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. – Прим.ред.). И именно там она встретилась со своим будущим мужем – моим папой.
Молодые люди поженились, и в их браке родилась Дарья. И так получилось, что климат Северной столицы для девочки оказался не очень хорошим. Ребенок начал болеть, и родители решили уехать в Скопин насовсем. Тем более у мамы моей собеседницы там была своя собственная квартира, которую молодой мастерице уже заслуженно дали от фабрики. Это было большим плюсом, так как в Питере они ютились в маленькой комнате общежития. Когда молодая семья перебралась в Рязанскую область, мама Дарьи вернулась на производство, а отец, можно сказать, стал свободным художником. Он занимался иконописью и расписывал храмы.
Так что неудивительно, что наша героиня всегда знала: она пойдет по стопам родителей. Уже в шесть лет она всем заявляла, что после школы хочет попасть, как и мама, в Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова. Так и произошло. Окончив 9 классов, Дарья поступила в это учебное заведение на отделение керамики. Но через полтора года она вдруг поняла, что ей хочется намного большего, чего-то более сложного, неизвестного и нового.
– Я решила, что было бы здорово обучиться живописи, – вспоминает Дарья. – Поделилась этими мыслями с мамой, ведь она всегда меня во всех начинаниях поддерживала. Стали думать. И пришли к выводу, что надо ехать в Петербург, в художественное училище имени В. И. Мухиной. И мама сказала, что нужно искать репетиторов. Но в конце семестра наши планы поменялись. Тогда в колледже впервые открыли факультет живописи и показали выставку работ первокурсников. Я была в шоке. Работы молодых художников-детей были потрясающие. Пятикурсники так не рисовали! Я сразу же позвонила маме и сказала, что Питер отменяется и что хочу перевестись с «керамики» на «живопись». В свою очередь педагог Александр Владимирович Величко посоветовал сначала походить к нему в художественную студию и позаниматься персонально. И может быть, тогда я поступлю на следующий набор. В итоге так и было, меня приняли.
После этого шага у Дарьи началась новая жизнь. Учеба оказалась совсем не простой. Занятия начинались с восьми утра и длились до восьми вечера. И задавали им в разы больше, нежели на факультете керамики. Например, в среднем возможно сделать три наброска длительных за вечер. А преподаватель задает десять. И его авторитет и умение зажечь молодых студентов творили чудеса. Ученики делали намного больше, чем могли: пять, семь, а кто-то и все десять или даже больше. Таким образом педагог помогал прорвать рубеж. Ты можешь писать намного больше и лучше только в таком режиме. Дарья окончила колледж, защитила диплом на «Отлично с похвалой» и стала профессиональным живописцем.
В качестве свободного художника она начала писать картины масляными красками на льняных холстах. Появились первые заказы. Дарья постепенно сформировала свой язык и узнаваемый стиль. В основном девушка пишет людей, животных, натюрморты, абстракцию, а также занимается декоративной живописью. Этому делу она плотно посвятила 11 лет.
С 2004 года картины Катуниной выставлялись не только в Рязанской области, но и в других регионах. Это была серьезная география: Белгород, Вологда, Саратов, Королев, Сергиев Посад. В прошлом году ее работы увидели жители и гости столицы в Центральном доме художника, а в этом они побывали в Нижнем Новгороде. Кстати, она выставлялась даже в Китае.
С 2014 года у Дарьи проходят уже персональные выставки. Ко всему прочему Катунина является членом Союза художников России.
А потом в жизни художницы снова появилась керамика.
– Я с моим супругом Дмитрием познакомилась в Москве, – говорит Дарья. – Он тоже скопинец, хотя родился в городе Горьком. Сейчас это Нижний Новгород. Он окончил Московский энергетический институт, специальность «Автоматизация и управление». В 2011 году стали парой и потом поженились. Сначала жили в Москве, потом в Подмосковье. Там приобрели квартиру в ипотеку. Спустя несколько лет жизни и работы в столице и области появились мысли насовсем уехать в Скопин, где мы оба выросли. Просто в небольшом городе все по-другому: и ритм иной, и успеваешь слышать голоса птиц и смотреть, как распускается листва на деревьях. И вот однажды мы нашли объявление, что продают фабрику скопинской керамики, и подумали: «А может быть, найти инвестора и заняться этим производством?» Понятное дело, что своих средств на это у нас не было, но мы с Димой загорелись этой идеей.
Муж Дарьи составил бизнес-план и начал искать инвесторов. Но все не срасталось. Переговоры шли с 2014 года по 2017-й. Несколько людей откликались, приезжали на фабрику, смотрели документацию, общались с юристами. Но потом по разными причинам отказывались. Тогда Дмитрий договорился с тогдашним владельцем фабрики, и его назначили на должность генерального директора. Так Катунины наконец переехали в любимый город и вскоре (в 2019 году) стали родителями доченьки Лады. Так что Дарье пришлось скорректировать свои творческие и деловые планы.
Так прошло еще четыре года. Ради фабрики супруги продали квартиру в Подмосковье, но на фабрике произошла очень сложная ситуация. В конце концов там сменился собственник, и Дмитрий ушел с должности, а потом и с предприятия.
– Но мы с мужем хотели продолжить заниматься керамикой, – рассказывает моя собеседница. – Нашли партнеров – и все вместе организовали мастерскую на арендованной территории из трех гаражей в 150 квадратных метров. Сняли на территории промзоны это помещение, где у нас сейчас идет разговор. Сделали ремонт, провели электрику, завезли печи, стеллажи, материалы. Еще оборудовали кухню, раздевалки мужские и женские, душевые и санузлы, хозяйственное помещение. В мастерской есть еще помощники.
Дарья рассказала, что из глины она делает разные художественные изделия и посуду. Это и традиционные кумганы с квасниками, и кувшины, и тарелки, и вазы, и салатники, и чашки. Все делает, соблюдая технологии.
Работы прошли все тесты и получили сертификаты. По сути дела, Дарья является главным художником производства. Разрабатывает, оттачивает и внедряет разные коллекции посуды, ведет индивидуальные заказы и старается при этом успевать создавать изделия традиционной коллекционной скопинской керамики.
Непосредственный процесс изготовления серийных изделий выглядит так: шликер (водная суспензия на основе глины) льется в форму. Затем достают уже глиняное изделие и ставят на гончарный круг, где происходят оправка и декорирование. Руками мастер зачищает и украшает работу. Затем изделие сушат, обтирают и шкурят. Следующий этап – обжиг. А потом изделие тиражируют.
– Примерно полгода назад я активно начала заниматься традиционной керамикой, – поведала Дарья. – И я стараюсь, чтобы мои авторские работы были максимально похожи по стилю и пропорциям на ту скопинскую керамику конца XIX – начала XX века. Я изучала эти образцы, смотрела фотографии, всегда советовалась с мамой. Она ведь большой специалист в этой области. И так появились первые результаты уже за полгода. Помимо премии в Нижнем Новгороде, я этим летом участвовала еще в одном конкурсе, который проходил в Липецке. Открытый городской конкурс «Марьины хороводы» по теме «Я узнал, что у меня есть огромная семья», номинация «Марья-искусница: владение выбранной техникой». Заняла первое место.
Также Дарья рассказала, что ее супруг тоже помогает в лепке, хотя он больше организатор и руководитель. Но если завал, то он всегда рядом. И сейчас производство растет.
– Кстати, я считаю, что сейчас то время, когда изысканные, красивые вещи должны «работать» и радовать хозяина всегда. Наша красивая посуда – это повод несколько раз за день соприкоснуться с добром и любовью, – делится художница. – Ведь из них можно спокойно есть и радоваться. Обедать или ужинать с красивой посудой намного приятнее. В каждой тарелочке, в каждой чашке есть кусочек души. А наша мастерская – это наш общий ребенок.
Николай СКРИПКИН, Скопин
Источник фото: Дарья Катунина