«Мне позвонил незнакомец, представившись сотрудником Госархива. Мошенник?» Борис Михайлович, г. Заводоуковск (СМС-сообщение)
Отвечает директор департамента информатизации Тюменской области Станислав ЛОГИНОВ:
– Специалисты фиксируют всплеск мошеннической активности по схеме, когда преступники представляются сотрудниками Госархива. В новой схеме мошенники сразу усыпляют бдительность ответившего, используя не имеющую отношения к деньгам государственную организацию. Звонок от ее представителя вряд ли покажется кому-то опасным.
От имени сотрудника Госархива потенциальной жертве в телефонной беседе сообщают, что хотят отправить адресату старые невостребованные письма, но все данные об отправителях утеряны. Мошенники предлагают получить письма в удобном отделении МФЦ или Почты России и выбрать дату, время для онлайн-записи, чтобы клиент не ждал свою очередь.
Затем объясняют, что направляют проверочный код в СМС, и на мобильный телефон жертвы действительно приходит сообщение, содержащее цифровой код. Мошенники просят озвучить его, торопят собеседника. После того как жертва сообщает эту секретную информацию, мошенники могут легко получить доступ к цифровым сервисам гражданина, включая портал госуслуг и онлайн-банк, чтобы вывести деньги или оформить кредиты.
Наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями остается бдительность. Задачей мошенников является получение персональных данных, которые может знать только потенциальная жертва.
Поэтому, в первую очередь, нельзя допускать общения с вероятными злоумышленниками. Во-вторых, фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры, поможет определитель номера. Этот сервис уже во время входящего вызова показывает полезные звонки из реальных ведомств и предупреждает об опасных номерах с помощью пометки о мошенниках или спаме.
В телефонной беседе или при переписке в интернете не забывайте, что мошенники могут переписываться с вами от имени ваших друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и организаций социальной сферы.