Рязанка Анна Обцешко переехала в Санкт-Петербург и сейчас успешно играет в театре и снимается в кино
Анна родилась в 1992 году в Рязани в творческой семье. Отец – балетмейстер, основатель спортивно-танцевального клуба «Стиль» и судья высшей категории по бальным танцам. Кстати, одно время он даже был президентом танцевальной федерации нашей области. А мать – педагог по вокалу, хормейстер и дирижер, руководитель коллектива «Откровения», преподаватель детской музыкальной школы №1.
– Папа – танцы, мама – музыка, и поэтому у меня не было выбора, – говорит Анна. – И мои родители – это самые близкие для меня люди. Я всегда с ними советуюсь, и мне важно их мнение.
Анна училась в музыкальной школе и с пяти лет занималась танцами в клубе отца. Все серьезно, никаких поблажек. Девушка вспоминает, как папа приходит с работы домой, а она всегда с протянутыми ручками просила его станцевать берлинскую польку.
Но, несмотря на успехи в танцах, любовь к музыке, Анна мечтала стать актрисой и пошла в этом направлении. Увлеклась занятиями в театральной студии, участвовала в конкурсах чтецов. В 10 классе узнала, что у нас идет набор в филиал Ярославского института театрального искусства, и решила попробовать. Аня поступила, но потом она все-таки решила, что нужно для начала окончить школу, а уже после можно штурмовать театральные вузы, но уже в столице. И со временем девушка поняла, что эта «остановка» была не зря.
– Я окончила все 11 классов, – говорит Анна. – Сдала экзамены и поехала в Москву. Но я же – 17-летняя девушка – еще не знала, как все устроено. Это был конец июня. Прошла по всем театральным вузам, но прослушивания уже подходили к концу. Вообще оказалось, что поступление начинается с марта. И так получилось, что все курсы уже набраны. Мастера мной заинтересовались, но потом спросили: «А где ты раньше была? Приезжай на следующий год». Я вернулась в родную Рязань, и поняла, что не хочется год сидеть дома, и поступила на филфак РГУ имени С.А. Есенина. Училась на учителя русского языка и литературы. Сначала я думала, что каждый год буду поступать в Москву, но меня захватил дух этого рязанского факультета. Я даже была председателем филфака – входила в актив университета. А на четвертом курсе меня включили в число лучших студентов и наградили поездкой в Санкт-Петербург.
Анна подчеркнула, что не жалеет о пяти годах, проведенных на филфаке. В итоге они много дали ей. Ведь актер обязательно должен быть образован, любить и знать литературу. Каждый год у Анны была практика. То она собирала диалекты, работала экскурсоводом в музее Есенина, была вожатой в детском лагере и даже на последних курсах преподавала в школе.
После учебы она продолжала работать в этой же сфере. Трудилась в центре эстетического воспитания детей при Министерстве образования, была организатором мероприятий. И даже учила детей танцам, да и сама выступала на городских мероприятиях. Казалось, мечта об актерской стезе так и осталась мечтой, но нет.
В 2015 году девушка снова отправилась в Москву. О Петербурге она на тот момент не думала. Это уже потом она узнала, что Питер – театральная столица, а Москва – кинематографическая. Но Обцешко прыгнула в поезд и поехала поступать во ВГИК на курсы по подготовке к экзаменам в тот или иной театральный вуз.
– И там тоже был большой конкурс, – сообщила собеседница. – Но меня взяли. Три месяца с понедельника по пятницу я работала в Рязани, а в субботу вставала в пять утра и на выходные ехала в Москву на эти курсы. Актерское мастерство, сценическая речь, танец. А потом начала ходить на прослушивания в столичные театральные вузы. Эти бесконечные туры! Они начинались с 30 марта и заканчивались в середине июля. Я помню, в ГИТИСе
была в очереди с шести утра, а меня прослушали в девять вечера. Кто-то из ребят спросил: «Почему я не еду в Петербург? А поехали с нами». И я поехала. И пошли новые туры, но уже в Северной столице. И это все было параллельно. Из Питера в Москву и обратно. На поездах и автобусах. А ведь нужно привести себя в порядок, и должен быть в тонусе. Несмотря на усталость, ты должен быть на высоте. А в Петербурге я прошла на следующий тур к мастеру Александру Борисовичу Исакову – художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ». И мастер, помимо выступления, попросил рассказать о себе. Когда он узнал, что я с детства танцевала и пела, то сказал: «Ты уже и так научена – чему я тебя буду учить?» Но я ответила, что театр – это синтез всего. «Тогда будем учить!» – сказал педагог. И меня взяли в Санкт-Петербургскую Государственную Театральную Академию или, в народе, Академию на Моховой. Именно здесь учились такие великие актеры, как Фрейндлих, Боярский, Ургант, Нагиев, Хабенский и другие.
Анна добавила, что четыре года обучения в вузе были настоящим счастьем, но и жуткой пахотой. Учились 24 на 7. Пары начинались в 9:30. Это сценическая речь, основы сценического движения, танец, вокал, акробатика. После обеда с 16:00 – актерское мастерство. И так каждый день и до полуночи. Потом метро, общежитие, и все заново. А иногда даже приходилось ночевать в мастерской. Аня также призналась, что полюбила театр всей душой. А педагог и актер Борис Войцеховский привил студентке отношение к профессии. К сожалению, в прошлом году его не стало.
Но обучение заканчивается. Сначала ты штурмуешь вузы, а потом, получив диплом, – театры. Там тоже прослушивания и комиссии. По словам Анны, чуть ли не две трети выпускников не могут устроиться в театры. Просто нет мест. В 2019 году из театральной академии выпустилось порядка 150 актеров и лишь человек 50 стали служить в театре.
– Но мне и еще нескольким однокурсникам повезло, – говорит Анна. – Александр Исаков пригласил нас работать в театр «АРТ». Мы там играли еще во время учебы с первого курса. Правда, это были малюсенькие роли. А вообще первая моя серьезная роль – это атаманша в спектакле «Бременские музыканты». Это случилось на втором курсе. Потом меня стали задействовать и в других постановках.
Например, в «Полоумном Журдене» по Булгакову она сыграла актрису госпожу Дебри и маркизу Доримена. Также Аня в спектакле танцевала и ставила все танцевальные номера. В «Алисе в стране чудес» Анна перевоплощается в белую королеву, а в спектакле «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому играет Наталью Дмитриевну Паскудину.
Кроме всего прочего, Анна работает еще и как хореограф-постановщик, ставит танцевальные номера в других театрах. Например, в качестве хореографа работала на юбилее Юрия Башмета, который прошел в зале Чайковского в Москве.
В связи с этим Анна вспомнила такую историю.
– В октябре 2019 года прошел юбилей Театральной Академии на Моховой (240 лет), – говорит она. – И вечер состоялся в Александринском театре. А хореографом-постановщиком была я. Режиссер Виктор Моисеевич Крамер попросил меня и самой выступить. Ведь раньше с этим номером я победила в международном конкурсе «Актерское мастерство языком пластики». Я и мой партнер танцевали. Но во время выступления произошла катастрофа: вырубилась техника, замолкла музыка. А у нас был не просто танец – это история влюбленных: со ссорами и с примирениями. И вот мы продолжаем двигаться в полной тишине. Зал с любопытством наблюдал. Это было неимоверное ощущение. И из зрительного зала произнес мужской голос «браво». А потом пошли овации. Мы вышли из-за кулис, не понимая, что произошло. Это была самая обсуждаемая тема вечера. Мол, музыка специально оборвалась. Но мне запомнилась одна фраза: ошибка – божья благодать.
Ну а как же в жизни Анны появилось кино?
Кинодебют Обцешко состоялся в сериале «Тайны следствия», где она сыграла в паре эпизодов. Но на данный момент у Анны уже 13 работ в кино. Это сериалы «Лихач», и «Условный мент», и «Невский», и «Первый отдел». Из производственных моментов Анна рассказала, что текст присылают за день-два. За это время надо его успеть выучить. Прийти нужно заранее, чтоб успели сделать макияж и прическу. Из гримерного вагончика путь лежит в костюмерную. А потом начинается съемочный день. А это примерно 12 часов. Порой и дольше.
– Я играла и потерпевшую, и злоумышленницу, – добавила актриса. – Несколько лет назад я снималась в сериале «Великолепная пятерка». Мне предложили три роли. И я выбрала роль… убийцы. Моя героиня – девушка, выросшая в детдоме. А еще в другом сериале я сыграла капитана полиции. Я помню, что мне позвонила мама и сказала, что папа смотрел телевизор и вдруг увидел меня и пошутил, что я доросла до капитана. Но на самом деле это большая радость – играть абсолютно разных людей.
Два месяца назад Анну пригласили в Москву, где она сыграла главную роль в короткометражном фильме. Название пока нельзя озвучивать. Можно сказать лишь то, что героиня Анны перемещается во времени: из наших дней в сороковые прошлого века.
Еще одна из последних работ Анны – участие в фильме «Пророк» про Александра Пушкина. Поэта играет молодой, но уже известный актер Юрий Борисов. А Аня сыграла эпизодическую роль. В феврале 2025 года фильм выйдет в прокат. По словам моей собеседницы, это был прекрасный опыт. Съемки проходили и днем, и ночью. По 14–15 часов. При этом потрясающие декорации, костюмы, прически, балы...
– У меня есть множество ролей мечты, – говорит Анна. – Я мечтаю сыграть Настасью Филипповну из романа «Идиот» Достоевского. Это женщина со сложной судьбой. Ведь внутри у нее трепетная, ранимая душа. Еще мечтаю сыграть Маргариту из гениального романа Булгакова. Хочется покуролесить и побезобразничать в хорошем смысле. Анну Каренину я тоже мечтаю сыграть. А вообще мне интересны и история, и современность.
– А расскажи, какие у тебя ощущения во время спектакля? – спросил я.
– Когда я выхожу на сцену, всегда волнуюсь, – призналась актриса. – Я чувствую ответственность за роль, за зрителей. Но это хорошее волнение. И на поклонах ко мне подходят люди и дарят мне подарки, цветы и говорят хорошие слова – мне очень приятно. Например, месяц назад после спектакля ко мне на сцену подошел зритель и отдал завернутый подарок: мягкая игрушка, шоколад и цветы. И он сказал, что был в восторге от моей игры. Но главное – это глаза и эмоции зрителя. Значит, ты зацепил струны души. Это и есть счастье! Ведь актеры на сцене говорят о трепетных вещах. И мне хочется, чтобы после спектакля зрители хотя бы немножечко изменились в лучшую сторону. Ведь бывает и такое, что простужен, начинаешь заболевать, но все равно выходишь играть. Но во время спектакля хворь бесследно проходит. Сцена буквально исцеляет.
Николай СКРИПКИН, Рязань – Санкт-Петербург
Источник фото: Анна Обцешко