Как каменотес Артемий Кирносов из Рязани увидел в бетоне потенциал и стал свободным скульптором

Листая странички в социальной сети «ВКонтакте», я увидел одно любопытное фото – скульптуру бобра. Оказалось, что это дело рук рязанского мастера Артемия Анатольевича Кирносова. Я тут же написал ему, и так началось наше общение.

Сначала я думал, что работа была сделана из дерева, но оказалась, что из бетона. Через несколько дней я уже был в мастерской моего нового знакомого, где он мне и рассказал о себе и о своем творчестве.

Артемий сразу признался, что художников в его роду не было.

– Я родился в 1983 году в городе Ахтубинск Астраханской области, – сказал он. – В обычной рабочей семье. Отец – водитель, мать работала в сфере общепита.

Но Артемий с детства любил рисовать. Что в школе, что в ПТУ, где он выучился на монтажника электронной аппаратуры, что во время службы в пограничных войсках. Рисовал плакаты, обновлял буквы на вывесках, красил стены. Было время, когда мужчина работал в дорожной службе, – он раскрашивал остановки: рисовал самолеты и корабли – для красоты. Мой собеседник признался, что хотел поступить в художественную школу, но не судьба. Сначала он хотел стать медиком и отправился в Москву – поступать в медицинский вуз. Но на экзамене завалил химию и вернулся в родной город. А для художников тоже набор уже закончился.

После этого Артемий где только не работал: и в сфере благоустройства Ахтубинска, и на мебельном производстве. Был обычным рабочим. А потом жизнь свела его с ритуальной сферой – с изготовлением памятников.

– Мне тогда было 25 лет, – вспоминает Артемий. – Неподалеку от моего дома открылась мастерская. Как-то я проходил мимо, и оказалось, что владельцу привезли большой камень, а рабочие в этот день не вышли. И меня попросили его разгрузить. Помог. Потом разговорились. И я стал приходить в эту мастерскую как гость. Мне было интересно, как из камня делают памятники. «А не хочешь заработать на этом?» – спросил владелец. И я согласился. Стал работать с гранитом. Поначалу делал несложные вещи, не связанные с художественностью. То есть полировал камень и так далее. А потом начал рубить буквы и стал гравировать розы и березы. Получив опыт, взял в руки болгарку и начал резать, стал делать памятник самостоятельно.

Как говорит мой собеседник, так он стал каменотесом – это специалист по обработке камня (гранит, мрамор, диабаз). Или просто резчик. В итоге 17 лет он делал могильные плиты, и ему это нравилось. К делу подходил с душой.  И за все эти годы заказчики ни разу не отказались от его работы. Так мастер снискал уважение земляков. Артемий даже гравировал портреты на памятники, хотя, как он сам говорит, не портретист.

Но в итоге в сердце мужчины закралась тоска. Душа просила чего-то нового. Он просто устал от этой могильной тематики, постоянной скорби. По словам Артемия, когда приходят родственники усопшего и просят сделать памятник для покойного ребенка, или супруги, или для родителей, то это всегда очень тяжело психологически. Да и нет возможности проявить фантазию. Поэтому мастер начал потихоньку экспериментировать с новым для себя материалом – с бетоном. Это стало его отдушиной.

– Я стал делать фигурки для декора, – рассказал скульптор. – Для дома, для приусадебного участка. Например, ваял бетонные грибы или разных животных. Так у меня стали появляться новые клиенты. Просто я выкладываю в социальных сетях свои работы, люди их видят и хотят их приобрести. Все делается руками. Сначала каркас из бетона, а потом начинает работать фантазия – и получиться может все что угодно. На одну фигурку может уйти от 10 до 14 дней.

В январе этого года Артемий вместе с женой и детьми переехал в Рязань, и он надеется, что это навсегда. А почему именно к нам? Как сам умелец говорит, он просто хотел попробовать в жизни что-то новое, вдохновиться новым местом и доказать себе, что и здесь на его работы будет спрос. Для него Рязань – это как сказочный город. Богатыри. Евпатий Коловрат. И леса. В Ахтубинске пустынная территория, степи. А мастера, наоборот, завораживает наша природа.

Пока Артемий вместе со своей семьей снимают квартиру, но со временем хотят приобрести и свое жилье. Также он взял в аренду подвальное помещение, где сделал мастерскую. Собственно, в ней мы и беседуем.

Супругу Артемия зовут Екатерина. Она авиационный инженер. Они познакомились, когда девушка училась на третьем курсе, и с тех пор не расставались.

– Мы притянулись друг к другу благодаря нашим противоположностям. Она человек прямолинейный, с математическим складом ума, а я творческий. Но главное, что нам есть о чем поговорить, – признается Артемий.

У супругов две дочки: первой в 2007 году у них родилась Полина, а потом Милана. Ей сейчас 11 лет.

– И дети мне помогают в мастерской, – говорит мой собеседник. – У обеих есть склонность к рисованию. Но Милана пока еще мала, хотя сама разрисовала поделку – божью коровку.  А вот Полина с удовольствием приходит сюда. Она пока не лепит. Вообще цемент сушит руки, и это не девичья история. Да и сами бетонные структуры очень тяжелые. Она проявляет интерес к лепке из пластилина. И уже самостоятельно делает фигурки из полимера. Это холодный фарфор.

Артемий сам себя считает свободным художником. Сейчас он не только занимается скульптурами, но и является мастером на фрилансе. То есть ездит и в другие мастерские и делает там работы, связанные с камнем. Но все выходные он находится в своей мастерской. Дел у него достаточно, как и заказов. Один из последних – фигурка бобра-десантника в голубом берете, который сидит на божьей коровке.

А еще Кирносов дарит свои поделки детским садам и в родном городе, и в Рязани. Однажды он пришел в один сад и просто подарил им фигурку ежа. Об этом узнали в других учебных заведениях. Теперь к нему обращаются воспитатели и просят сделать ту или иную скульптуру. И мужчина, конечно же, соглашается. Причем бесплатно. Это и животные, и грибы с глазами. Когда дети на них смотрят, они загораются и тоже хотят лепить. Об этом говорят сами воспитатели.

Нужно отметить, что все работы Артемия словно из сказок. Но все они авторские, так как скульптор не сторонник копирования. Например, как-то раз ему хотели заказать большую фигурку волка из замечательного советского мультфильма «Жил-был пес». Но Артемий отказался, потому что он не хочет делать копию, ему это неинтересно.

– У меня есть мечта в плане творчества, – сообщил в конце беседы мастер. – Но пока она неосуществима. Хочу сделать в Рязани тематический парк со скульптурами. А-ля филиал русской сказки. Это и для детей, и для взрослых.  А еще я, помимо цемента, хочу работать и с полимерами, например пенопластом. Когда будет зима и будет время для экспериментов – я этим и займусь. Для меня главное, что я занимаюсь любимым делом. Я сам себе выбираю время, когда и что делать. У меня нет графика с восьми до восьми. Я сам себе начальник. Вот сегодня я закончу пень, а завтра опять приду в мастерскую и тоже будут творить. И это прекрасно.

Николай СКРИПКИН, Рязань