Кто ответит за травму ребенка в аквапарке?

Аквапарк
Аквапарк
«Сын с внуком были в аквапарке. Из-за халатности персонала аквапарка ребенок получил травму. Кто за нее ответит?» - спрашивает Стефан Н. из Кемерова.

На вопрос отвечает старший помощник прокурора Рудничного района города Кемерово Яна НИКИТИНА:

– Если травма получена посетителем вследствие оказания аквапарком услуг ненадлежащего качества, то ответственность несет владелец аквапарка, также к ответственности может быть привлечено лицо, отвечающее за безопасность аттракционов (администратор аквапарка). При нарушении посетителем правил пользования аквапарком или при вине третьих лиц владелец аквапарка ответственности не несет.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52603-2011 «Национальный стандарт РФ. Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования» аквапарком именуют развлекательно-оздоровительный комплекс, расположенный в здании, сооружении или на открытом воздухе, имеющий в своем составе водные аттракционы, бассейны, зоны отдыха, технические и вспомогательные помещения, соответствующее инженерное оборудование, инженерные сети и коммуникации, необходимые для функционирования и эксплуатации.

Требования безопасности аквапарков установлены ГОСТ Р 52604-2012 «Национальный стандарт РФ. Аттракционы водные. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».

Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 52604-2012 официальным лицом, ответственным за организацию и осуществление безопасной эксплуатации аттракционов, является администратор (технический директор) аквапарка.

Что касается гражданской ответственности, то, как указано в статье 1095 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (пункт 2 статьи 1096 ГК РФ).

Аналогичные нормы закреплены в статьях 4, 7, 13, 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», который распространяется на отношения лица, оказывающего услуги аквапарка, с его посетителями.

Пострадавший посетитель должен представить доказательства, подтверждающие получение травмы (медицинские документы, заключение судебно-медицинской экспертизы).

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд может взыскать с владельца аквапарка за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Также суд может взыскать в пользу посетителя аквапарка, получившего травму, убытки по правилам статьи 15 ГК РФ, расходы на лечение в соответствии с пунктом 1 статьи 1085 ГК РФ, а также компенсацию морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ, параграфа 4 главы 59 ГК РФ и статьи 15 Закона о защите прав потребителей.

Таким образом, если травма получена посетителем вследствие оказания аквапарком услуг ненадлежащего качества, то ответственность несет лицо, оказывающее такие услуги (владелец аквапарка).

Однако по смыслу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, оказывающие услуги, которое предполагается причинителем вреда, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По смыслу пункта 2 Приложения А к ГОСТ Р 57116-2016 аквапарк не несет ответственность за вред, причиненный жизни и/или здоровью посетителя, в случаях:

  • предоставления посетителем неполных/недостоверных сведений о состоянии своего здоровья;
  • неосторожности посетителя;
  • нарушения посетителем правил аквапарка, правил техники безопасности, рекомендаций специалистов аквапарка, а также размещенных на информационных и/или предупредительных, запретительных табличках в аквапарке или на оборудовании;
  • действий третьих лиц;
  • в иных случаях, предусмотренных договором/контрактом и/или законодательством РФ.

Во всех этих ситуациях может возникнуть вопрос и о грубой неосторожности посетителя, которая содействовала возникновению или увеличению вреда.

Владелец аквапарка должен представить доказательства, подтверждающие ознакомление посетителя с правилами посещения аквапарка, и доказательства, подтверждающие, что посетитель получил травму в результате несоблюдения правил пользования аттракционом либо грубой неосторожности.



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Freepik.com