Евгения Сосулина из Рязани: «Я – фотограф. И я фотографирую любовь»

Сейчас Евгения Сосулина по праву считается одним из самых востребованных фотографов Рязани. Ее главный сюжет – люди. Когда я смотрю на ее работы, то незнакомые мне мужчины, женщины и дети, запечатленные на них, кажутся родными.

Можно сказать, ее фотографии – это воспоминания о радостных мгновениях, которые не застыли навеки, а продолжают жить, отдавая душевное тепло. И что удивительно: всего четыре года назад ни о какой карьере фотографа Евгения даже не помышляла. Она была просто женщиной, мамой, которая каждый день была вынуждена думать, как прокормить своих детей.

11 июля состоялась наша встреча. Евгения рассказала мне, как увлеклась фотографией, влюбившись в это дело, и стала профессионалом. И сделала она это в 40 лет – когда многие уже подводят итоги, а не рискуют начать другую, более счастливую жизнь.

Детство Жени пришлось на не самое лучшее для страны время, поэтому не было таким уж беззаботным. Жили бедно, родители в разводе, заниматься ребенком фактически было некому, да и некогда, поэтому в начальной школе девочка была далеко не отличницей.

– Но в один какой-то прекрасный момент мне захотелось хорошо учиться, – вспоминает моя собеседница. – Я стала писать планы, составлять распорядок дня, чтобы успевать учить уроки, убираться дома. Помню книгу, которая тогда была очень модной, – Дейл Карнеги «Как завоевывать друзей…». Она была о том, как научиться общаться, чтобы нравиться людям. И моменты, которые я понимала, будучи ребенком, откладывались в голове. Я начала хорошо учиться, ко мне стали тянуться одноклассники. В старших классах вместе с подругой мы были активистками. Ответственность, усердие – это те качества, которые привели меня к тому, кто я есть сейчас.

«Терпение и труд все перетрут» – девиз, который сопровождал Евгению на протяжении всей ее жизни. По окончании школы юная девушка поступила в РГУ им. Есенина на учителя географии и биологии. В 20 лет она вышла замуж. В 24 года окончила институт с красным дипломом, а после посвятила себя семейной жизни. Стала работать в кафе уже бывшего мужа, где впервые попробовала себя в роли фотографа. Тогда же начала вести группы в социальных сетях, выкладывая фотографии с продукцией заведения.

Но настоящее желание и возможность заниматься фотографией пришли гораздо позже, когда в жизни Евгении наступил переломный момент, круто перевернувший ее судьбу…

– Я – фотограф и занимаюсь этим уже 4 года с момента развода, – говорит Евгения. – До этого я чувствовала себя пустой и бесталанной. Прожив в отношениях 20 лет, никаких сил в себе не ощущала. Думала, что я слабая, некрасивая, никакая… Наступил момент, когда он начал обижать моих детей. Тогда я сказала себе «стоп», подала на развод. Это было очень сложно. Он не ожидал, что я могу уйти. У меня было уже пограничное состояние: хочу ли я прожить с ним всю оставшуюся жизнь или я хочу что-то поменять? И я решила, что надо менять.

Но откуда взялись силы на такой серьезный шаг? Оказалось, что Евгении даже сейчас трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Возможно, это был родительский долг, любовь к детям или вера.

– Я никогда не была особо религиозной, но всегда понимала, что вера поддерживает меня, – сообщила Женя. – Когда я разводилась, то явно ощущала помощь. Ходила в Вознесенский храм рядом с домом. Батюшка тогда ко мне подходит и спрашивает: «Что случилось?» Я говорю, что не могу так больше, расчувствовалась, плачу… Он мне дает православную книгу о тирании в семье – о том, как уйти из этих отношений. И я поняла тогда, что терпеть – это не есть хорошо. В какие-то моменты надо помогать, уступать, но в какие-то нужно просто уходить. И это было как благословение для меня. Я до сих пор не знаю, как решилась на это с тремя детьми. Даниле тогда было 14, Глебу 4 и Варе 2. Сам процесс развода был очень тяжелым. И когда все это закончилось и нас развели, я выдохнула.

Расслабляться было рано. Суд о взыскании алиментов продолжался. Оставшись с маленькими детьми на руках, Евгения начала думать, что делать. Невероятно сложно спустя столько лет зависимых отношений стать снова самостоятельной, сильной, понимая, что сейчас в ответе не только за свою жизнь, но и за настоящее и будущее своих детей. К кому обратиться? Родители давно умерли, сестра поддержала, но у нее своя жизнь. По специальности Евгения никогда не работала. И тут пригодились навыки ведения социальных сетей. Нашла пару подработок, стала вести несколько групп, выкладывать рекламу, проводить розыгрыши. Устроилась на работу в ночные смены в магазин цветов. Все, что зарабатывала за ночь, на следующий день сразу уходило на продукты. Но с графиком 3/3 все равно денег было недостаточно, приходилось выходить в дополнительные смены. Так прошли первые полтора года после развода: днем с детьми, а ночью на работе.

– Когда ты берешь полную ответственность за себя и своих детей, то надо просто взять и, стиснув зубы, начать усердно трудиться. Потому что надежды у меня ни на кого не было. А просить я тоже не умею, – откровенно поделилась собеседница.

Но тут помог случай. Как раз в 2020 году некоторые церковные приходы обязали вести проповеди в социальных сетях, выставлять там новости, делать фотоотчеты.

– Когда я ходила в Вознесенский храм, там уже работала фотограф, но какое-то время она сильно болела, – вспоминает Евгения. – А я тогда уже начинала снимать на телефон, ходила со старым фотоаппаратом. И отец Арсений, настоятель храма, предложил мне пофотографировать на службах, в праздники. И мне это так понравилось! Я поняла, что меня это цепляет. Когда фотограф храма выздоровела, я стала искать приход, который еще не ведет группы в социальных сетях. Нашла, позвонила в Благовещенский храм. Батюшка меня пригласил. И как-то так совпало, что и мне нужна была работа, и я ему.

С того момента Женя поняла, что не хочет работать всю жизнь по ночам в палатках. Но, чтобы фотография стала профессией, надо было учиться, и Евгения начала действовать. Записалась на онлайн-курсы, которые вел один детский фотограф. Так, шаг за шагом, урок за уроком она стала осваивать азы нового ремесла. И в это время как раз закончился суд по алиментам. Появилась возможность купить все необходимое оборудование для фотосъемок, что очень помогло в работе. После первых курсов продолжила обучение по другим направлениям: основы фотографии, домашняя фотосъемка, лайфстайл-фотография, а вишенкой на торте стал фотошоп.

– Фотошоп был для меня темным лесом. Я думала, что мне не дано разобраться во всех его функциях. Три месяца я училась работать с этой программой. И все это онлайн. Так здорово, что сейчас стало это доступно, – заметила собеседница. – Сейчас я горжусь собой, что через все это прошла, совершенно не веря в себя. Правда, дети, особенно старший сын, меня все время поддерживали. Я же фотографировала сначала совершенно бесплатно. Но теперь уже мне не стыдно брать деньги за фотосъемку. Сейчас я понимаю, сколько вообще на это уходит на самом деле времени: приехать на место, час-полтора длится съемка, дорога домой, потом часа два с половиной идет отбор фотографий, на качественную глубокую обработку сейчас у меня уходит 18 часов. Иногда бывает, что обещано 70 фотографий в полной ретуши, а отдать могу, например, 200. Просто не могу меньше. Я понимаю, что уходит много лишнего времени, но мне хочется порадовать. И делаю это с удовольствием.

Потом Евгения добавила:

– Когда я начинала фотографировать, у меня был лозунг: «Ценность момента приходит со временем. Я – фотограф, и я фотографирую любовь». И только сейчас ко мне приходит осознание, что так и есть. И чем чаще я смотрю на старые фотографии, сделанные 3 года назад, тем больше они мне нравятся. И очень часто люди, которые приглашают меня на крещение, потом зовут меня на семейную фотосъемку. Они становятся уже как родные. Я вообще очень люблю снимать детей, у меня с ними как-то легко получается.

В конце  нашей беседы я спросила у Жени, что в жизни для нее наиболее ценно. Она ответила так:

– Здоровье, дети, семья – на первом месте. На втором – творчество, работа. Вообще так идеально совпало, я занимаюсь тем, что приносит не только удовольствие, но и доход. Мы в семье очень любим Ван Гога. И про него есть биографическая книга «Жажда жизни». И вот сейчас я жажду жить. Потому что какое-то время, мне кажется, я не любила себя, не любила жить, а сейчас все поменялось… Я очень люблю жизнь, люблю людей. Мне попадаются прекрасные, добрые люди. Я счастлива! А когда человек счастлив, он на все смотрит по-другому. Главное – все, что есть, удержать. Если сейчас спросить, что бы я хотела добавить в свою жизнь, я отвечу – путешествия. Показать детям, какая у нас красивая Россия-матушка. И это обязательно будет. Надо только еще чуть-чуть поработать.

Анна ОХАПКИНА, Рязань