Бухарка в девятом поколении

Фото из личного архива Альмиры Гумеровой

Начав с исследования своего рода, неравнодушная тюменка углубилась в историю района, с которым связана жизнь ее семьи. На работу в архивах ушло несколько лет. Но результат стоил потраченного времени.

Альмира Гумерова называет себя бухаркой в девятом поколении. Составив свою родословную по отцовской линии, женщина выяснила, что ее дальние предки прибыли из Бухары в 1690 году.

Гостеприимный ее дом, куда меня пригласили на встречу, находится в заречной части Тюмени. Она стала частью города только в 1960 году, как узнала Альмира из краеведческой литературы. До этого тут была деревня Новые Юрты Тюменского района, а до 1923 года почти 300 лет это были поселения, названные Шабабинскими и Мадьяровскими юртами в честь своих основателей, двух богатых жителей Бухары Ашмана Шабабина и Мадьяра Досаева.

Выходцы из Средней Азии этнически были узбеки, таджики, уйгуры, нагайцы. «Бухарец» как сословие упоминалось в документах до начала 1930-х годов. А этот район Тюмени до сих пор именуют Бухарской слободой.

– Отец всегда нам говорил, что мы не татары, не сибиры, как себя называют сибирские татары, а татарские бухарцы, или бухарские татары, – поясняет моя собеседница.

Так вот почему хозяйка этого просторного и одновременно уютного дома заинтересовалась своими корнями! Распутать клубок из хитросплетения разных географических мест и национальностей, расшифровать послания из глубины веков – это вызов!

Все началось с архивов ее дедушки, которые долго лежали в сундуках. Рассказывать, что он из какого-то богатого бухарского рода, дед боялся. И только в 2015 году его сын, отец Альмиры, незадолго до смерти поведал ей все, что знает о своей семье. Они тогда сели вдвоем и записали 6 часов интервью. Вот так архивы и попали ей в руки.

Альмира указывает на стену в гостиной:

– В центре фотография, на которой мой прадедушка и моя прабабушка. В левом верхнем углу фотография 1904 года, моему дедушке на ней 6 лет. Фото в оригинале поменьше, я их просто увеличила, а подлинники у меня лежат отдельно в системе хранения. 282

Дедушка Альмиры был директором и учителем татарской начальной школы и все документы аккуратно складывал. Его архив насчитывал около 200 документов и фотографий. Внучке понадобилось много времени, чтобы во всем этом разобраться.

Сначала отсканировала документы, потом разложила их по годам: до революции, 1920-е, довоенное время. Огромное количество документов военных, в том числе письма с фронта. Помимо архива сохранились боевые награды и трофеи, которые дедушка привез из Берлина. 256

Много оставалось для наследницы и «белых пятен». Это подтолкнуло ее в 2019 году к дальнейшей исследовательской работе. В составлении родословной настойчивой женщине помогла Гульсифа Бакиева, кандидат исторических наук из Тобольска. Поскольку архивы там хорошо сохранились, нашлось еще 6 поколений предков Альмиры.

И начались интересные, по ее мнению, вещи. Открылись какие-то невероятные потоки энергии, информации, тайн и чудес! Например, Альмира нашла предка, который жил в конце 17-го – в начале 18-го века. Он был ишаном – тем, кто объединяет всех имамов на территории. По-современному – председатель духовного управления мусульман. Его звали Рузи, или Русяй, в разных переписях по-разному. Его имя было занесено в список самых известных татар Сибири (по данным книги, изданной в Казани).

– Мой прадедушка, Гумеров Мухаммад Вали, преподавал в медресе. Его отца звали Мухаммад Айса. Эти имена повторялись в нашем роду из поколения в поколение, так как раньше называть именами людей из соседней деревни было нельзя. Приставка Мухаммад означала, что дальние-дальние предки имели отношение к роду самого пророка Мухаммеда, – экспертно заявляет исследователь.

Дедушка ее попал в самые трагические виражи истории. Он закончил медресе в Ембаево в 1916 году и пошел преподавать. Светских школ не было. Мактабы, или начальные школы, были при мечетях. А тут случилась революция. Педагогов не хватало, и советское правительство предложило всем, кто хотел, переучиться на советский лад. Гумер Гумеров был в их числе.

В 1934 году в Тобольске открыли педучилище для национальных кадров. Он поступил туда и в 1937 году, в возрасте 39 лет, вошел в состав первого выпуска. Но в том же году 77-летнего его отца расстреляли. Гумера объявили сыном врага народа. Он решается спасти свою семью – пишет заявление в облоно и просит перевести его в Тюмень.

– Это сейчас расстояние считается маленьким, а тогда из деревни в деревню человек переехал – и его найти не могли. Так он попал в 1938 году сюда, в Новые Юрты, – продолжает рассказ Альмира. – В переписи 1897 года о деревне приводятся такие факты: 112 дворов, все семьи только бухарцы. Но к 1938 году их здорово «пощипали». Часть бухарцев была расстреляна, часть бежала. Их дома заняли выходцы из Казанской губернии – казанские татары, потому что у них в 1920-е годы был голод. Русские появились – переехали из соседней деревни Парфенова. В 1941 году мой дедушка ушёл на фронт, вернулся в 1945-м с победой и орденом Красной Звезды.

Альмира Гумерова прочитала много исторической литературы, обращалась к историкам, изучала архивы. В общей сложности – 3 года работы.

– По отцовской линии у меня бухарцы, а по маминой все казанские татары, переселенцы. В 1912 году 2 моих прадеда прибыли за Урал из Казанской губернии в рамках Столыпинской аграрной реформы: здесь давали беспошлиные земли. Моему деду было 5 лет, бабушке 3 года…

Когда картина наконец сложилась, Альмира собрала всю родню и рассказала о своих открытиях. Братья и сестры единодушно согласились, что эту информацию оставлять внутри семьи нельзя. Об этом нужно рассказывать другим, потому что на истории семьи отразилось все, что происходило в стране.

Жажда открытий влекла женщину, молодую душой, дальше. По ее словам, она принялась «копать» историю своего старинного Бухарского района. Добавим: и проявлять свой организаторский талант на пользу окружающим. Дистанционный формат работы позволяет ей, исполнительному директору страховой компании, планировать день, как ей удобно, и находить время для того, что она считает важным.

– Уже в четвертый раз мы с жителями и соратниками будем проводить День района. Рассказываем о потомках тех бухарцев, которые жили здесь 300 лет назад. Насчитали около 50 фамилий тех людей, чьи предки были основателями этой деревни. Например, когда мы чествовали род Хусаиновых-Якубовых, пришло больше 200 человек. И они знают, что они бухарцы, потому что тоже заинтересовались своей историей, – улыбается Альмира.

Несколько лет назад возле школы №9 появились большие информационные стенды: городской департамент образования дал согласие на их размещение и создание аллеи истории Бухарской слободы. Высадили сосенки и туи.

Завязалось сотрудничество с духовным управление мусульман Тюменской области, и следующий год у Альмиры был посвящен исследованию темы ислама на территории Сибири, истории двух мечетей, которые были в этом районе. Результат – стенд у входа в нынешнюю мечеть.

Очень необычно оформили историю старинных домов, которые остались еще от бухарцев, и семей, которые жили в них. В микрорайоне таких около дюжины. Жители были очень рады, когда их уникальные дома обзавелись «окнами в историю»: стенды поместили внутрь наличников 200-летней давности.

– У меня теперь все время идет исследовательская работа. Сейчас собираю материал по истории детского дома, который был перевезен сюда, в Новые Юрты, из блокадного Ленинграда. В здании мечети у них была столовая. Списалась с бывшими воспитанниками, планирую с ними встретиться. Хочу открыть стенды с информацией и фотографиями, которые в прошлом году я нашла в Институте антропологии и этнографии Российской академии наук, – говорит бухарка-непоседа.

Для достижения своих благородных целей Альмира не стала искать какой-то общественной организации или создавать свою. Вначале делали все с супругом на семейные средства, позже – на грантовые. К затее однажды присоединились друзья и соседи, а потом и другие горожане. При этом не ждет она ни почестей, ни наград.

– Как в Коране сказано: надо сделать и забыть, что ты это сделал. Духовно к этому надо прийти. Честно сказать, мы хотели лишь сохранить память о дедушке. В помещении школы, на втором этаже, открыли стенд, посвященный ему. Даже есть шальная мысль назвать школу его именем. А почему нет? Он 42 года отдал ей, – аргументирует задумку внучка Гумера Гумерова.

Активной горожанке разрешили открыть и большой стенд по истории системы образования в бухарских местах Тюмени.

– Здесь были мактабы. В 1855 году открылось медресе. С 1938 по 1962 годы была татарская школа, – перечисляет Альмира.

Дети не знали русского языка, узнаю от нее, поэтому в обычные школы их не брали. Чтобы поступить в институты, молодые татары шли в школу рабочей молодежи, учили русский язык. И только в 1968-м в микрорайоне открылась общеобразовательная русская школа.

Когда в 2019 году поставили первые стенды, муж сказал Альмире: «Представляешь, мы умрём, а эти стенды будут стоять». Сделали их, как говорится, на века: надежные, с защитой от дождя и снега, на железобетонных сваях.

– И тогда меня как будто пронзило: после нас останутся дети и внуки, и очень важно передать им информацию о корнях. А еще я убедилась: ничто так не объединяет людей, как сохранение культурного наследия, – признается активистка.

Не зря говорят о родовом древе, корнях его и веточках. Альмира сердцем почувствовала, как все связано в мире. Теперь уже настоящие деревья вносят ее трудами обновление в историю и культуру бухарцев, скрепляя прошлое и будущее. Два года подряд вокруг мечети единомышленники сажали сирень. В первый же год воришки несколько штук выкопали.

– Но это нас не останавливает. Досадили и будем досаживать. Сейчас все 75 кустов принялись. Лет через пять здесь будет все благоухать, – рассказывает Альмира спокойно, как о чем-то само собой разумеющемся.

Из объектов материального наследия есть неподалеку старинное кладбище. Оно уже давно недействующее, но бухарцы и их друзья каждый год стали убирать там мусор. И однажды вокруг кладбища посадили сосны.

Еще один сад разбили в историко-культурном центре «Казанский» в селе Покровском. Сам директор музея позвонил нашей героине и сказал, что тоже хочет у себя сад.

В Ембаево на территории духовного комплекса, где старинная мечеть и здание бывшего медресе, а сейчас музей села, было высажено более 200 деревьев: отдельно яблоневый сад, сосны, ели, кедры.

– У нас это целая акция, от 50 до 100 человек приходит, – сообщает Альмира. – Я просто объявляю в социальных сетях. Мы уже посадили 6 или 7 садов. Много для этого не требуется. Надо лишь прийти с лопатой и с деревом. У всех в огороде что-то растет. Или какой-то корешок можно у соседа попросить. Нужно просто согласовать, куда дерево посадить. Даже в узком переулке воспитанники детского дома, когда приезжали в Тюмень, высадили кустарники. И что бы мы ни проводили, всегда потом людей кормим. У меня есть самовары, большие котлы. С помощниками готовим еду. Пеку пироги заранее. Вот прямо ко мне во двор люди приходят перекусить.

Энтузиаст стала проводить и мастер-классы татарской кухни, и татарские ужины, и экскурсии для желающих расширить свои знания о татарах в Сибири.

На конец апреля Альмира и компания наметили поездку в Курганскую область – разбить сад на территории Далматовского монастыря, будут высаживать шиповник и сирень.

– У меня есть идея поставить вдоль нашей улицы металлические стойки для ампельных цветов, как в Москве. И второй проект в Покровском ждет своей очереди, – делится планами Альмира.

У нее обязательно все получится, ведь с ней – вера, сила ее рода и единение с людьми.