Тюменка пережила конфуз на свадьбе, но настоящая беда настигла ее спустя годы
Я увидела уверенную в себе, красивую, обаятельную женщину. По мере нашего общения становилось ясно, что Елена – прирожденный лидер. В младших классах была командиром октябрятской звездочки, в средних – председателем совета дружины, в старших – комсоргом. Как же ей удалось создать крепкую семью? Ведь бытует представление, что женщине для привлечения внимания мужчины нужно показать свою слабость, а в семье лидером обязательно должен быть муж.
А может, просто нужно быть искренней? Первая любовь, пришедшая к ней в юности, подсказала Елене, что это самый правильный путь.
За хорошую пионерскую работу ее, семиклассницу, отправили во всероссийский пионерский лагерь «Орленок». Она одна ехала из города Стрежевой, группа же собиралась в Томске. Всех провожали мамы и папы, а ее никто не провожал.
– Мне было как-то грустно. Ко мне подошел мальчик и сказал: «Не грусти! Я буду рядом с тобой!» Не тетенька какая-то подошла, а ровесник! Так зародилась моя первая любовь. Мне было 13 лет, а ему 14.
Лена и Андрей попали, к сожалению, в разные отряды, потому что распределяли по ним детей в зависимости от увлечений. Но потом какое-то время они переписывались. Конечно же, светлые воспоминания и представления о том, как возникает любовь, Елена сохранила на всю жизнь.
Знакомство с будущим мужем случилось в 1982 году, когда девушка училась в Тюменском индустриальном институте. У подружки 1 мая был день рождения. Ее друг жил в общежитии. Говорит: «Пойдём к нам на танцы!» И вся компания прибежала в общежитие.
– На танцах было полно монголов. Они учились вместе с нами, – вспоминает Елена. – Один монгол пригласил меня на танец. Помню, как от него пахло кислым молоком. Объявляют «белый танец», и вдруг подходит ко мне мужчина, монгол – не монгол, нерусский какой-то.
Тот диалог Елена помнит, как будто это было вчера.
– Я приглашаю вас на танец!
– Так ведь танец белый.
– Ну и что. Я знаю, что Вы всё равно меня бы пригласили.
Это был ее будущий муж. Выяснилось – татарин. Потанцевали, и он перешел на «ты», попросив разрешения проводить новую знакомую до дому. У нашей студентки – смятение: «Господи, первый раз! А ко мне так далеко идти!»
Конечно, ей было немного страшно. И тогда она попросила друзей: «Идите за нами!» Все равно им нужно было в одну сторону – жили с подругой в одном районе, дружили еще со школы. Так и пошли: она вместе с парнем, который ее провожал, а девочки с мальчиками где-то там вдалеке. Наблюдали.
Ильгизяр заканчивал институт. Елена была студенткой второго курса, а он уже на пятом. Он был на факультете автотранспорта, а Елена на факультете трубопроводного транспорта. Хоть и учились в одном корпусе, на улице Мельникайте, а раньше не пересекались. Ильгизяр готовился к распределению в Рязань, но там от тюменских выпускников отказались. И он уехал к себе в Нижневартовск.
– Мы с ним год переписывались, – продолжает рассказ Елена. – У меня дома вот такая вот пачка писем! Думала, что детям будет интересно читать. Но у меня только один сын. Ему это, видимо, пока неинтересно. Может быть, когда будет девочка, внучка или правнучка, достанет почитать бабушкины письма.
На работе в Нижневартовске у молодого человека что-то не очень хорошо складывалось, по его словам, и через год он принимает решение приехать в Тюмень, раз тут девушка, с которой он задружил. Ильгизяр находит новую работу и переезжает. Еще год они общаются и через 2 года от начала знакомства женятся.
– Через два года! Не сразу поняли, что вы влюблены? – спрашиваю Елену.
– Ну почему? Поняли. Просто... Так принято было – долго общаться. Тогда редко кто быстро замуж выходил. Может быть, если только уже подпирало что-то.
– А кто кому предложение сделал? Наверное, Вы ему?
– Вообще, не помню... Такого, чтобы встать на колено и так далее, как сделал мой сын перед своей свадьбой, не было. Просто приняли решение, что уже давно общаемся, надо быть вместе.
Елена к тому времени окончила 4-й курс. Свадьбу решили играть летом в Нижневартовске, потому что так было удобнее родителям жениха и приглашенным, которые по большей части были северяне. Со стороны невесты приехали несколько подружек, родители и даже бабушка со стороны папы, которая первый раз в жизни полетела на самолете, чтобы попасть к внучке на свадьбу. И вместе с остальными гостями стала свидетелем нелепого казуса.
Будущий свекр вознамерился найти на свадьбу сына черную «Волгу». Это было задачей не из легких. Черная «Волга» 40 лет назад была очень престижным авто – это как сейчас свадебный лимузин длиной с автобус. Но в один из вечеров он доложил: «Будет новенькая черная машина».
В день свадьбы девушки самостоятельно украсили «Волгу» атласными лентами и капроновыми розочками. Платье Елена шила сама. Белоснежный модный люрекс доставали по блату – как говорится, через 6 рукопожатий.
После церемонии в ЗАГСе молодые отправились на фотосессию. В те времена было модно фотографироваться в машине с открытой дверью – Елена видела такие фотки у знакомых. Она расправила подол платья, построила мужа – и была в предвкушении изысканного фото, хотя получить готовые свадебные фото в те времена можно было в самом лучшем случае через неделю.
– Поднимаясь с заднего сиденья, я еще не знала о «сюрпризе» на подоле моего наряда. Машина была НОВАЯ и вся еще в смазке. Подол моего платья сзади от коленей до самого низа оказался расписан черными жирными полосами. Никто из гостей не произнес ни слова – все улыбались и позировали вместе с нами. Ничего не подозревая, я тоже мило улыбалась и кокетничала.
Перед банкетом «Волга» привезла жениха и невесту домой, и только там Елене сказали об испачканном платье. С ней случилась истерика. Ильгизяр, конечно же, утешал любимую: «Не переживай, я всегда буду рядом!»
Кто-то принес в банке бензин из машины. Подруги, не снимая с невесты платья, стали оттирать с ткани этот мазут.
– Запах и вид был ужасный. Пятна стали серыми. Стирать платье мы уже не успевали, и с таким бензиновым ароматом я просидела на банкете. Свадьба уже не так радовала меня. Со свекром вообще не ссорились. Я и не думала о том, кто виноват. У меня главная задача была спасти платье, – признается Елена.
После возвращения в Тюмень она отправилась в химчистку. Приемщица отказывалась брать платье, раз его уже сами чем-то обрабатывали. Но от горючих слез клиентки растрогалась и сказала: «Иди в цех и спроси бабу Машу».
Из-за каких-то развешанных странного вида тряпок вышла очень полная женщина и сказала: «Не реви!» Она взяла трехлитровую банку с каким-то серым месивом и столовой ложкой размазала его по свадебному платью. А потом отдала молодой женщине со словами: «Убрать на два дня и не трогать, после этого постирать». Через 3 дня платье было как новенькое.
– Конечно, я его храню до сих пор. И могу, кстати, спокойно его надеть: фигура позволяет, – улыбается с грустинкой в глазах наша рассказчица.
Семейная жизнь у них была разной, больше хорошей, считает Елена. Однажды по рекомендации знакомой и с согласия мужа она прошла «Курсы личностного роста». То, что знала интуитивно, подтвердилось. Не надо давить, надо вовлекать!
– Когда работала в проектном институте, перед корпоративом подходила к сослуживцам и спрашивала каждого: «Для тебя праздник – это когда тебя развлекают или когда ты участвуешь?» Если человек выбирал второй вариант, брала его в свою команду по подготовке мероприятия. Его не нужно было тащить – только предложить. Он сам горел. Это называется вовлечение. Зачем тащить кого-то? Я же не паровоз, а они не вагончики, чтобы ехать и только тормозить! Если человек не вовлекается, идешь к следующему. Интерес должен возникнуть с обеих сторон. И так в любой сфере жизни! – восклицает Елена.
Прожили супруги Мирясовы вместе достаточно недолгую жизнь. Когда их сыну было 17 с небольшим, произошла трагедия. На Ильгизяра напали на улице, проломили голову. Почти две недели в больнице боролись за его жизнь. Но, к сожалению, он не выжил.
– Муж умер в декабре 2003 года. Он занимался предпринимательством. После автомобильной аварии в 1997 году Ильгизяр стал инвалидом, ходил с костылем. Естественно, это достаточно легкая добыча для того, кому нужно было отобрать деньги. А раз кто-то знал, что он занимается магазинчиком неподалеку... Вечером напали. Видимо, думали, что он нес выручку из магазина. А у него не было ни копейки...
Так в 41 год Елена стала вдовой. Через три года после смерти мужа у нее появился новый мужчина, с которым они прожили 12 лет. Тоже вместе и в горе, и в радости. Для женщины стало неожиданностью, когда он вдруг нашел другую. Она объяснила это так:
– Человек начинает по-другому воспринимать этот мир, и таким образом взгляды у людей как-то вот потихоньку расходятся. Все бывает. Уже 5 лет, как мы не вместе. Но и с ним, и со всеми мужчинами, с которыми я когда-либо близко общалась, мы сохраняем нормальные отношения.
У Елены уже третий муж. А я прекрасно понимаю, в чем секрет ее хороших отношений с мужчинами и почему, как она говорит, Бог отводит от нее плохих людей.
– Принято считать, что противоположности притягиваются. Но это справедливо для физического мира. В области духовного – правило скорее такое: подобное к подобному, – утверждает моя собеседница и теперь уже друг. – Как ты относишься к человеку, так и он к тебе. Закон отражения!