Эмоциональная и неугомонная Римма РОМАНОВА, наша постоянная читательница и автор, не смогла удержать в себе радость от нового испытанного опыта и поделилась с нами рассказом об этом. Она впервые сыграла в настоящем театральном спектакле!
Недавно мне очень повезло, совершенно случайно. Я оказалась в проекте для тюменских пенсионеров «МариVanna». Судьба подарила мне несколько месяцев радости общения с удивительными людьми.
Во время первой же встречи я почувствовала: мои люди! Чем они занимаются? Это театральная студия. А мы – новая труппа. Да, теперь я уже могу сказать «МЫ»!
Кастинг для самодеятельных артистов в возрасте 55+ был назначен на 14 февраля. Обещали, что прошедшие отбор бесплатно обучатся актерскому мастерству у тюменских режиссеров и станут участниками спектакля.
В кастинге участвовала моя подруга. И когда пошла на первое занятие, просто позвала меня с собой. Руководители примирились с моим присутствием. Подруга сразу заболела и не стала ходить, а мне очень понравилось. Я все время боялась: вдруг отчислят? Вот так я влилась в театральный коллектив.
Не знала тогда, что руководителю проекта Любови Климентьевой, которая сама – «серебряный» волонтер, пришлось даже добирать людей, потому что из прошедших кастинг некоторые отсеялись. По разным причинам: «Хочу, чтоб поставили мою пьесу», «Не хочу заниматься на мастер-классах, работать над дикцией, упражнениями, а хочу только выступать», «Хочу выступать только со своей программой» и т.д.
До недавнего времени я и не представляла, что в драматическом искусстве появилось совершенно новое направление – документальный спектакль.
Во время организационной встречи каждый из нас по предложению профессионального режиссера Светланы Ханжиной рассказал, какую хотел, историю из своей собственной жизни. Так в общем котле оказались рассказы разных людей. Слушая друг друга, мы узнали про почти украденную в школе ручку, про то, как удалось избавиться от вредных привычек или научиться вязать, про первую в жизни маленького человека новогоднюю елку, про сложности взаимоотношений между близкими людьми, про то, что иногда новую жизнь можно начать, только оказавшись на пенсии...
Смотрела я на нашего режиссера Светлану, на ее спокойное лицо и думала: неужели она не понимает, что все это невозможно собрать воедино? Но мое сомнение развеялось уже на следующей встрече, когда каждый рассказ начинал обретать форму – неожиданно и для самого автора превращаться в настоящий 5-минутный спектакль, причем остальная труппа становилась соучастницей жизни основного героя.
Поскольку рассказов мы предложили много, к работе подключился еще один режиссер – Андрей Голубенко. И работа началась в четыре руки. Каждая репетиция – без преувеличения подъем в горы с новыми неожиданностями. Я думала: даже если я не попаду во всей этой гирлянде на окончательное выступление, не уйду из труппы, пока все сценки не будут разработаны.
Настолько приятно испытывать ощущение полета и восторга! Получается, каждый из нас становится драматургом, внося свой кусочек жизни в общую канву спектакля, от чего он – спектакль – становится разноцветным и неожиданным. Зритель просто не в состоянии предугадать, что его ждет в следующие 5 минут. Никакая логика здесь не сработает.
Смотрю на Светлану и Андрея и удивляюсь их способностям мгновенно находить творческие решения. А еще я обратила внимание на их необыкновенную деликатность. Они оба молодые люди – младше некоторых из нас в 2-3 раза! А мы, наверное, не всегда можем встроиться в нужный порядок. Но никаких жестких призывов. Да, я ощущаю, что у меня состоялась встреча с новыми людьми. Такая приятная встреча.
Назвали постановку «Саженцы (дачные посиделки)». Нет, это спектакль не о выращивании рассады, не о новейших сортах помидоров, не о борьбе с тлей. Просто все актеры-драматурги по сюжету собрались на посиделки. Они – эти истории – никак не связаны между собой. Ни темой, ни временем, ни местом, ни настроением. Но тонкость спектакля в том, что благодаря умелой режиссуре они превращаются в одну светлую историю о советском прошлом. Причем получается так свежо, ново, неожиданно и интересно!
И вот после трех месяцев напряженных, содержательных репетиций – премьера. Это был не просто показ нашей творческой работы. Своим присутствием на сцене мы говорили залу: «Дети, подростки, взрослые! Мы ваше будущее. Возраст настигает всех, и только от самого человека зависит, какими красками будет расцвечено его Грядущее».
Конец мая, Центр культуры «Родник» в поселке Московском, Тюменский район. За кулисами волнуемся, сможем ли мы зажечь зал, как зрители оценят новый вид искусства, сумеем ли мы подарить им часок-другой радости – бесплатно, за одни аплодисменты.
Итак, наш документальный спектакль начался. Артистки сидят за длинным столом. Я буду их называть без отчеств. Это дома они бабушки-пенсионерки, а здесь Актрисы!
На сцене появляется Света Орлова в красном платье в белый горох с золотым кубком в руках. Она могла и не рассказывать ничего. Видно было: вышла Королева красоты (а именно о таком конкурсе и был ее рассказ). И сразу обаяла зал. А когда при помощи молодого человека поднялась на подиум (те самые столы) и повела рассказ, поворачиваясь к зрителям то одним боком, то другим, зал взорвался аплодисментами!
Выступление ее сразу было обречено на успех. А рассказала она о своей давнишней победе в конкурсе «Ах, какая женщина!». В конце этой невыдуманной истории Света подарила залу совет – в сложных ситуациях не терять самообладания.
Яркое, удачное начало!
Место на сцене мгновенно занимает другая актриса. Леночка Крючкова в своем элегантном платье, опаздывавшая на поезд. Она и бежала, и падала, и молила о помощи, и чемоданом прикрывалась. И ведь убедила-таки зрителей, что время – опасная штука, требует к себе уважительного отношения. И даже если опаздываешь к победе, даже если жизнь подбрасывает тебе одну преграду за другой, иди до конца. И опять зал примеряет на себя ситуацию актрисы. И, соглашаясь с ней, громко аплодирует.
Но как кстати вдруг появляется на сцене меланхолик-клоун с железнодорожными вагонами на веревочке сзади. Зрители сразу переключают свое внимание на яркое пятно и уже готовы кинуться на сцену получать конфеты, шоколадки, апельсинки. Ведь Галя Шмелева задавала им провокационные вопросы. Она не играла, а просто делилась раздумьями о жизни. Но зал ликовал! А что еще нужно артисту, который сумел так завести публику и убедить ее, что даже у грустного клоуна жизнь – Праздник. Заканчивая, в своем поезде клоун увез всех запыхавшихся героев.
А в какой-то момент вышел целый оркестр, который мы назвали между собой «Звуки детства». Одна за другой каждая из нас на большой скорости представляет свое амплуа (вой собаки, шум леса, плач ребенка, шлепанье по лужам и другие забавные звуки), а потом все рассаживаются и настраивают «инструменты» в ожидании дирижера. Все это для того, чтобы сопровождать трагикомические рассказы двух актрис об их далеком детстве и невинных шалостях.
Все вместе помогали и Марине Кузнецовой убедить зал, что не надо бояться начинать учиться новому делу. Даже такому замысловатому, как макраме. Мы были и изящными руками умелой мастерицы. И превращались в дерево, которое демонстрировало ее изделия. И даже продефилировали в пончо, шалях, жилетах, выполненных Мариной. А сама она провела сценку таким неожиданно рекламным голосом, что мы и вправду почувствовали себя на подиуме у Валентина Юдашкина.
А вот и мой выход. Вся труппа пришла мне на помощь, когда я начала рассказ о новогодней елке 1944 года. Мы, малыши, неожиданно получили исключительно редкое для военного времени лакомство – настоящий Пряник-мечту! Труппа выложилась на полную катушку, подыгрывая мне как солистке созданием фона – тяжелых ритмов войны.
Спектакль не шел, а летел! Зритель только успевал получать со сцены уроки жизни. Люди, старайтесь воспитать у себя позитивный настрой. Зацикливайтесь только на удачных моментах, и тогда ваша жизнь предстанет как череда успехов. Такие выводы делала для себя Валя Шахова, рассказывая, как успешно складывается ее жизнь. Как повернется – так очередная удача. Окончила школу – успех! Поступила учиться на курсы, приобрела специальность – успех! Вышла замуж и родила сына – успех! Очень многие зрители могли узнать себя, успешных и счастливых, в ее рассказе и задуматься, правильно ли они реагируют на то, что судьба им подбрасывает. Ведь часто люди обращают больше внимания на досадные мелочи.
Одна за другой без всякого перерыва следовали мизансцены о событиях, которые пережили когда-то рассказчики. Всего прозвучало 15 жизненных историй.
Завершал спектакль сложный номер. Участвовала вся труппа. Каждая актриса исполняла танец под любимую песню. А Наташа Борисова – она и стАтью вышла, и держится хорошо, и говорит красиво, и мастерски танцует, да и просто красавица – завершила праздник словами: «Любите себя! Ищите себя! Пенсионный возраст – не повод для грусти!»
За полтора часа, прошедших на одном дыхании, зал получил главный урок: живите с радостью, цените каждую ее крупинку, дарите ее близким и далеким. Одна маленькая радость может прогнать сто печалей. Верьте, что через много-много лет и вы можете услышать: «Дамы, на сцену!»
Бурные овации в конце представления, надеюсь, свидетельствовали о том, что молодые зрители, смотря на нас, не испугались своего Будущего. А мы сами убедились, что любой человек может стать подлинно творческой личностью.
Если и вы вдруг захотите блеснуть артистизмом, а у вас нет никакого опыта в этом деле, начните с простого: выберите интересный или даже не очень интересный, но поучительный эпизод из своей жизни и начинайте его обдумывать, расцвечивать, раскладывать на составляющие. Постепенно у вас что-нибудь получится. Но для того, чтобы уже наверняка получилось, приходите в театральную студию. Но пока в ней... каникулы!
Римма РОМАНОВА,
г. Тюмень
Руководитель проекта Любовь Климентьева (в центре) тоже играла в спектакле. Фото Юрия Хозяинова