Наши земляки. Ёлкина жизнь и бабушка Галина
Этот постновогодний детектив, который случился в деревне Олтухово Порховского района на территории дома семьи Катерины Махортовой, не на шутку разбередила мне душу.
Ведь и меня привёл в профессию каштан, спиленный за бутылку водки двумя мужиками во дворе дома № 10 по улице Народной в Пскове весной 2001 года. Я плакала, кричала, висла у них на руках, но они с матюгами допилили роскошное дерево. Каштан, весь в зелененьких зародышах с мягкими иголочками, рухнул поперек двора, как беременная баба, с каким-то глухим стоном. А меня в невменяемом состоянии увела к себе соседка с первого этажа, накапала валерьянки и сказала: «Так он же свет загораживал…» Это она наняла мужиков!!!
С тех пор я с ней не здоровалась - не желала, чтоб она была здорова. На следующую весну каштановый пенек попытался дать жизнь новым побегам, но та тётка вытравила их заподлицо так, что на том месте и трава долгое время не росла. А я тогда обошла весь дом, нашла старичков, которые сажали дерево, и отнесла фотографии и письмо в редакцию. О том, что дерево было для всего двора эпицентром жизни - под ним прятались от солнца, укрывались от дождя, собирались посудачить о том о сём… Его просто любили!
Родовая ель, вековая
Так вот, если я за наш дворовой каштан хоть как-то тогда поборолась, то за ёлку Кати МАХОРТОВОЙ и заступиться было некому. Её ель тоже любили! Она тоже была памятью и жизнью ни одного поколения - родовым семейным деревом.
- Чтобы вы понимали, мы настолько сильно любили это дерево, что фотографировали его каждый раз, когда приезжали в деревню, - рассказывает мне Катерина и в подтверждение своих слов шлет бесчисленное множество снимков своей родни. Вот её бабушка Галя возле елочки, это, тетя Ира, а вот, и сама Катя обнимает мохнатые лапки…
А накануне Нового 2023-го Года эти же изуродованные еловые лапки устлали весь двор вокруг старенького дома Катерины, словно скорбные следы похорон. Только не похороны здесь прошли, а варварское побоище, которое официально устроили дровосеки.
Вместо ёлки, в янтарной смоле, как в слезах, зиял свежий пень. Эту картину и обнаружила соседка Кати, Надежда МАЛЬЦЕВА, которая ехала в свою деревню Александрово встречать Новый Год. Остановилась. Сняла видео, и отправила его соседям, сообщив, что их любимую ёлку срубили. Как оказалось, чтобы украсить к Новому Году площадь в Порхове.
Катерина 14 апреля прислала мне ВКонтакте это видео с комментариями Надежды:
- Деревня Олтухово. Частный дом. Забор. Столб. Люди посадили ёлку, очень-очень давно. Эту ёлку украли! И отвезли на стадион в город Порхов. Средь бела дня. Совершенно не стесняясь. Прямо с участка!
Видео получила Катина тётя, Ирина ГРИШАНЦЕВА. Ей стало плохо. Она попала в больницу, а потом очень долго восстанавливалась. Ирина Евгеньевна смогла поехать в деревню только на майские праздники
- Вместе с тётей поехали мои родители, - рассказывает мне Катерина. - С Нового года во дворе всё так и осталось нетронутым. После того, как родители стали звонить в Администрацию, приехали какие-то люди и убрали ветки. Мы пытались мирно решить вопрос с Администрацией, но, к сожалению, нас просто оскорбили. И уже 12 июня я приняла решение, что об этом должны знать люди, и что оставлять это так нельзя. Я с фотографиями и видео поехала в Санкт-Петербург, проконсультировалась с юристом, и стала восстанавливать справедливость.
Плакала несколько дней…
История дома в Олтухово очень давняя. Этот дом пережил войну. Кое где, за ним еще сохранились песчаные ямы, следы окопов, в которых прятала своих детей во время войны Надежда, прабабушка Катерины.
- Моя прабабушка Надя была боевой женщиной, - рассказывает мне Катерина. - Растила пятерых детей, когда пришла война. Корову сразу забрали немцы. Каким-то чудом ей удалось уберечь детей, чтоб не угнали в Германию. Все остались живы, в том числе и моя бабушка Галя, и мой дядя Виктор, муж тёти Ирины. Как раз дядя Витя и посадил эту ель! Его нет в живых, и для тети Ирины ель росла в память о муже. Когда я стала приезжать на лето в Олтухово, ёлка уже была огромной. Мы с бабушкой наводили чистоту в доме, красоту в саду, сажали картошку, и были счастливы!
В 2009 году бабушка Галя сломала шейку бедра и сделалась неходячей. Но каждое лето семья привозила бабулечку в деревню, чтобы пожила в своём доме, надышалась родным воздухом. И ей на глазах становилось лучше.
- Помню, как она лежала на диване, смотрел в окно и приговаривала: «Моя елочка… Моя красавица… Скучала ли ты по мне?..» - вспоминает Катя. - Бабушки не стало 5 февраля 2018 года, ей был 81 год. И всякий раз, приезжая в Олтухово, я чувствовала, что бабушка где-то рядом, здесь, со своей елочкой. И я встречалась, условно говоря, не просто с елочкой, а с бабушкой! Теперь вы понимаете, что значило для всех нас это дерево - это наш род, наши корни, наша жизнь! И когда это все это случилось, у меня была дикая истерика. Я плакала несколько дней.
Катя не могла смотреть на пень, и не может принять, что их родовой ёлки больше нет…
Мародёры и варвары
Родовой дом бабушки Гали переживает черные времена. Эту совершенно сказочную, русскую избушку постоянно разоряют, и семья ничего не может с этим поделать.
- Там и выносить-то уже нечего - все, что можно, уже давно вынесли, - рассказывает Катерина. - И, тем не менее, каждый год нашему домику выбивают очи (окна), вышибают двери и всё внутри оскверняют. И каждый год мы пытаемся что-то отремонтировать, что-то починить, подлатать, почистить. Чтобы дом стоял, и в нем можно было жить!
Постскриптум
Напоследок Катерина сказала, что на данный момент её семья выиграла первый суд и не намерена останавливаться. Ирина ГРИШАНЦЕВА, которая выступает истцом, готова идти вплоть до Москвы, Путина и Верховного суда! Лишь бы те, кто «наказал» (считай, убил) их родовую ёлочку, получили по заслугам.
Гизела ДЕРЖАВИНА,
Порхов - Санкт-Петербург
ОТ РЕДАКЦИИ: в свою очередь журналисты направили редакционный запрос в Администрацию города Порхова, и будут дальше следить за этой историей наших земляков.
Источник фото: фото из семейного архива Махортовой ,фото из семейного архива Махортовых,фото из архива Махортовой ,фото Екатерины Махортовой ,фото из семейного архива Екатерины Махортовой