Рязанка Вероника Милова: «Колокольный звон — это часть моей жизни»

Горожанка долгое время была далека от церкви, пока девушку не сбила маршрутка. И это перевернуло ее жизнь.

Недавно в исправительных колониях Рязанской области выбрали лучшего звонаря. Информацию я увидел на сайте УФСИН. В жюри конкурса была женщина – профессиональный звонарь Вероника Милова.

Я тоже однажды пробовал звонить в колокола, когда умер мой крестный. На тот момент церковного звонаря не было, и местный батюшка доверил мне это дело. И я хочу сказать, что это очень непросто, а Вероника – хрупкая девушка. Это необычно. Я написал Веронике в социальной сети «ВКонтакте», и она согласилась на интервью. Наша встреча состоялась 31 мая.

 

Оказалось, что мы вовремя встретились. Протяни я пару дней, и пришлось бы ждать следующей возможности пообщаться. Вероника собиралась 2 июня поехать в Киров, чтобы принять участие в Великорецком Крестном ходе, который проводится с XV века в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца.

– Я в пятый раз туда отправляюсь, – объяснила собеседница. – Нужно пешком пройти 150 километров. Этот Крестный ход самый древний, самый протяженный и самый тяжелый в России. Паломники – более 26 тысяч человек – идут от Кирова, а именно из Трифонова монастыря, где хранится один из древних списков иконы Николая Чудотворца. 90 километров из областного центра до села Великорецкое к месту явления святого образа и 60 километров обратно. В этот раз я буду не одна, а со своими подругами. Идем мы ровно шесть дней, а ночевать будем в палатках.

Вероника родилась в 1989 году в обычной рязанской семье. Воспитывали ее мама, которая всю жизнь проработала на заводе инженером-конструктором, и бабушка – учитель истории и географии. В школе девочка чем только не увлекалась. Пробовала себя и в плавании, дойдя до первого взрослого разряда, и в музыке, и в изобразительном искусстве. Вероника даже победила на областной выставке детских рисунков, нарисовав портрет Сергея Есенина. А во время учебы на филфаке в Рязанском госуниверситете занялась летним полиатлоном, выполнив норматив мастера спорта России. Это комплексное многоборье, включающее бег, стрельбу и плавание. И даже мечтала профессионально заниматься легкой атлетикой, но не сложилось, увлекла работа в СМИ.

– На третьем курсе я уже пришла в журналистику, – рассказывает Вероника. – Сначала во Дворце детского творчества мне предложили писать статьи для школьников для газеты «Глашатай». Потом готовила материалы для областной газеты «Молодежная среда». На четвертом курсе стала сотрудничать с газетой «Рязанские ведомости», где впоследствии проработала десять лет, писала о культуре, вела рубрику «Творчество».

А с 2019 года Вероника работает в Государственном музее-заповеднике Сергея Есенина. Она специалист по связям с общественностью и занимается подготовкой текстов для сайта и социальных сетей.

Но это все мирские дела, а как в жизни Вероники появилась православная вера?

– Когда я активно работала журналистом, стала постепенно осваивать иконопись, – рассказывает она. – Работа в ежедневной газете забирала много времени и сил.  Десять лет я находилась в постоянном круговороте событий. И настал момент делать выбор: либо писать статьи, либо писать иконы. И я выбрала второе…

Этому решению предшествовали следующие события. Веронике было 23 года. Проработала первый год в штате «Рязанских ведомостей» – девушке дали отпуск. Она очень нуждалась в тишине и спокойствии, и знакомые посоветовали съездить в Иоанно-Богословский мужской монастырь в селе Пощупово Рыбновского района, где есть гостиница для паломников. Тогда Вероника была далека от церкви, но поехала в обитель. Там она познакомилась с игуменом Евфимием. По образованию он художник-иконописец, окончил Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица.  Девушка прожила в монастыре 10 дней, ходила на все богослужения и в какой-то момент ощутила, что это родной для нее мир.

Но отпуск закончился, и надо было возвращаться на работу, к обычной жизни. Вечером она шла домой по пешеходному переходу между двумя парками, и там ее сбила маршрутка. От удара она отлетела в сторону и упала на асфальт.

– Если бы я сделала еще один шаг вперед, то удар был бы намного сильнее, – вспоминает Вероника. – Но я встала на ноги и поняла, что это Господь меня спас. Водитель перепугался, выскочил из салона. Я сказала, что все хорошо, и пошла на остановку. И через 10 минут у меня случился шок, стало трясти от осознания произошедшего.  Позвонила знакомым, которые отвезли меня домой. Маме про это не сказала на тот момент, говорила, что упала просто и сильно ударилась. Но на следующий день не могла встать с кровати, рука и нога были синие от ушиба. Тогда я решила, что обязательно должна нарисовать Ангела-хранителя. Эта мысль не покидала меня.  Спустя время поехала в монастырь к отцу Евфимию, рассказала о случившемся и о своем желании написать икону. Выслушав, священник сразу взял меня к себе в ученики.

Несколько лет по выходным Вероника ездила в монастырь, осваивала азы иконописи. Но когда ее наставника перевели в Спасо-Преображенский монастырь в Рязанском кремле, она поняла, что нужно идти дальше. Узнала, что в Рязани есть одна хорошая иконописно-реставрационная мастерская, и устроилась туда. Случилось это в 2017 году. С тех пор ее работы участвовали в различных выставках. Также она пишет и реставрирует иконы для храмов и работает по частным заказам.

– А как получилось, что вы стали звонарем? – спросил я.

– Это произошло в 2014 году, – вспоминает собеседница. – В Иоанно-Богословском монастыре, где я тогда осваивала азы иконописи, впервые проводился фестиваль колокольного звона. По заданию редакции я собирала материал для репортажа в газету. Так узнала, что в нашем городе есть школа звонарей при Рязанском филиале Московского института культуры. Меня это заинтересовало. А потом одна рязанская поэтесса и писательница Раиса Купавская подарила мне свой сборник стихов в день памяти святителя Николая Чудотворца – 19 декабря. Книга называется «Звони, звонарь!». Наверное, в этом тоже был Божий промысел. Фраза стала для меня призывом, и я записалась в школу звонарей к педагогу Валентине Ивановне Широковой. Занятия шли четыре месяца. И так получилось, что наша группа стала последними учениками Валентины Ивановны. Она нас отучила и через какое-то время, к сожалению, скончалась от онкологии, с которой боролась 13 лет. Мы об этом не подозревали.

Получив необходимые знания, Вероника стала помогать звонарям в Николо-Ямском храме. А потом кто-то из ребят спросил у нее, будет ли в Рязани фестиваль колокольного звона? Ведь его организацией занималась когда-то Валентина Широкова. И тогда Вероника вместе с соратниками решили своими силами возродить этот фестиваль. И у них получилось. Теперь это мероприятие стало традиционным. Сначала его проводили в Иоанно-Богословском монастыре, а теперь фестиваль «Рязанские перезвоны» ежегодно проходит в самом сердце города – на территории кремля.

Говоря о секретах мастерства, Вероника рассказала мне, что в колокольном звоне важен ритм и его нужно чувствовать. У каждого звонаря есть свой ритмический рисунок. Если все получается, то удается передать в звуках колокольного звона покой, скорбь, радость, ликование или торжество.

Колокольный звон, идущий от сердца, никогда не бывает четким, он бывает местами тише, местами громче. А если человек начинает звонить как автомат, то и звон получается не живой. Очень важна в звоне импровизация. Звонарь должен уметь сходу позвонить на любой колокольне.

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны.

Колокольный звон – это часть моей жизни, – говорит Вероника. – Да и наш фестиваль вырос за эти годы – приезжают люди из других городов и даже стран.  Огромную помощь в организации оказывают Рязанская епархия и управление культуры администрации города Рязани. В этом году фестиваль состоится 7 июля и впервые пройдет в статусе международного. А еще в этом году я была в жюри конкурса «Колокольный звон». Выбирали лучшего звонаря среди осужденных. Всего было четверо участников. Их мастерство оценивали по видеозаписям. А потом видео победителя сотрудники регионального УФСИН отправляли в Москву уже на всероссийский этап конкурса.

– А как часто Вам удается звонить в колокола?

– Сегодня я официально являюсь звонарем Борисоглебского кафедрального собора. Есть, конечно, и помощники. Стараюсь по возможности приходить в храм и возвещать верующим о начале богослужения колокольным звоном. Когда я поднимаюсь наверх и звоню в колокола, то в этот момент всегда счастлива.

Вообще, пообщавшись с Вероникой, сложно не удивиться тому, как много она всего делает и успевает. Она и специалист по связям с общественностью, и пишет и реставрирует иконы, и, отучившись на звонаря, занимается организацией крупного фестиваля. А есть ли среди стольких дел место для личной жизни? Оказалось, что есть.

Моя героиня уже несколько лет замужем. И не просто, а за священником. Ее супруга зовут Александром, по профессии он экономист. Однажды молодой человек пришел в Рязанский кремль и, выйдя из храма после богослужения, встретил на улице владыку Вениамина, который в разговоре пригласил его учиться в семинарию. Это был явный знак. Ведь Александр как раз думал об этом, но сомневался. В итоге он оставил мирскую работу на заводе и поступил в духовную школу, где пять лет учился на священнослужителя.

На последнем курсе семинарист начал искать себе невесту.  Ведь чтобы стать священником, нужно сначала жениться, а выбирать монашеский путь он не хотел. В Спасо-Преображенском монастыре Рязани, где семинаристы несут различные послушания, Александр обратил внимание на Веронику, которая была постоянной прихожанкой обители. Осенью 2019 года ребята начали общаться, а в июле 2020 года поженились и повенчались. Теперь Александр – священник, а Вероника – матушка. В их союзе родилось двое детей: Ивану три годика, Серафиму – два.

Николай СКРИПКИН, Рязань