Кто в ответе за чёрные дыры в псковских лесах? Ау, законодатели и проверяльщики!
Закончилось всё тем, что этот лес, якобы, никому не принадлежит: ни муниципалитету, ни пайщикам, ни лесхозу. Он – ничей… Такое возможно?
На данную проблему 16 апреля откликнулись и жители деревни Качаново («Псковский лес увозят из региона – под шумок и с треском!», «КрЪ» №17, 23 апреля), сказав, что лес валят и возле их деревни: «Мы тоже живём в Палкинском районе и у нас начался кромешный ад, – подчеркнула журналистам Наталья ГОРСКАЯ, жительница Качаново. – Мы столкнулись с выпиливанием лесов так называемыми арендаторами».
От народной газеты в рамках Общественной приё-
мной были оперативно подготовлены запросы в Природоохранную прокуратуру области, Комитет по природопользованию, администрацию Палкинского района.
Головой – в стенку
Первой откликнулась Ольга ПОТАПОВА, глава Палкинского района, сказав, что администрации известно: земельные участки, на которых производится незаконная рубка леса, являются долевой собственностью пайщиков местной агрофирмы, но, как правило, рубят и валят «чёрные лесорубы».
– С вопросом на предмет законности вырубки леса администрация района неоднократно обращалась в прокуратуру Палкинского района, в отделение полиции Печорского района, в Комитет по природным ресурсам и экологии региона, в Комитет по управлению гос-
имуществом, в областной комитет по сельскому хозяйству, а также в Палкинский участок «Печорское лесничество», – подчеркнула Ольга ПОТАПОВА. – И нам были даны следующие разъяснения:
– заготовка древесины ведётся на землях сельхозназначения, незаконных рубок на землях лесного фонда не зарегистрировано;
– собственники данных земель обязаны осуществлять мероприятия по подаче заявления в соответствующие госучреждения об использовании лесов, произрастающих на данных землях. Сейчас земли сельхозназначения зарастают древесно-кустарниковой растительностью. Неучтённых лесных участков в районе не имеется. Однако есть не востребованные земли сельхозназначения!
– Что касается муниципальной собственности Палкинского района, то лесного фонда у нас нет, – заверила Ольга ПОТАПОВА. – Контроль за лесным фондом района осуществляет «Печорское лесничество».
А вот что до разбитых такими лесозаготовителями дорог, то их восстановлением, как подчеркнула глава, обязана заниматься администрация района из средств местного бюджета. Понятное дело, что бюджет этот крайне мал, чтобы устранить столь катастрофические разрушения.
При этом непонятно, почему данная обязанность не ложится на лесозаготовителей?!
Глава Палкинского района уточнила, что их лесной фонд используют два арендатора – Агрофирма «Качаново» и «ОСКО-Инвест». Обязанности по контролю за их деятельностью лежат на Комитете по природным ресурсам Псковской области.
В уважаемое ведомство, как вы помните, журналисты также обратились. Ответ был следующим.
В домике - всё в рамках законодательства
– Касаемо права собственности на земельные участки: в лесном фонде Псковской области неучтённых участков нет! – заявил Виктор МУСАТОВ, председатель Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области. – Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда осуществляет Комитет в рамках переданных полномочий в соответствии со статьёй 81-83 Лесного кодекса РФ.
В 2023 году было выявлено
69 незаконных рубок, возбуждено 47 уголовных дел!
Наличие же в регионе неучтённых земельных участков, не находящихся ни в частной собственности, ни в муниципальной, региональной или федеральной, так называемых «белых пятен», обусловлено положениями действующего законодательства в сфере земельных отношений.
Так, из п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ следует, что земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются госсобственностью. Таким образом, в соответствии с ЗК РФ эта собственность на землю разграничивается на собственность РФ, собственность субъектов и собственность муниципальных образований.
Исходя из положений ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в федсобственности, собственности субъектов и муниципальной, осуществляется после госрегистрации права собственности на них – если настоящим Федеральным законом… не установлено иное.
В случае отсутствия госрегистрации права собственности на земельные участки такие участки относятся к участкам, госсобственность на которые не разграничена, и могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в случае обращения заинтересованного лица в уполномоченный орган.
Однако, как уточнил Виктор Юрьевич, сведениями о количестве земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, в Псковской области и, в частности, в Палкинском районе, Комитет не располагает (в отличие, надо думать, от палкинских лесорубов, упомянутых нашей читательницей из деревни Луговицы. – Ред.).
Далее Виктор МУСАТОВ отметил, что отсутствие очистки мест рубок и лесовосстановления на участках вне лесного фонда – это следствие противоправности данных рубок. Обязанность по лесовосстановлению лежит на арендаторах лесных участков.
Но поскольку на этих участках не предусмотрена заготовка древесины, следовательно, и очистка мест рубок на них не проводится. На землях иных категорий (не лесной фонд) охрану лесов должны выполнять собственники. На землях Министерства обороны – военные лесничества, на землях муниципальных образований – органы МСУ в рамках земельного надзора. Заготовку древесины на землях сельхозназначения регулирует Россельхознадзор в рамках постановления Правительства №1509 «Об особенностях использования…».
– Касаемо восстановления дорог: в соответствии с федеральным законодательством, к автодорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, – констатировал Виктор Юрьевич. – Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населённых пунктов и обеспечение безопасности движения на них, а также осуществление иной дорожной деятельности относится к вопросам местного значения сельского поселения.
«КУРЬЕРЪ»: то есть, получается, что бремя ответственности за восстановление дорог после того, как их изничтожили лесозаготовители и лесовозы, ложится непосильной ношей на плечи муниципальных образований, а вот сохранность лесных дорог в лесном фонде обязаны обеспечивать лесничества.
На вопрос наших читателей, кому и каким образом сдаются земли лесного фонда в аренду, председатель Комитета ответил следующее:
– В соответствии с действующим законодательством, договоры аренды лесных участков для заготовки древесины заключаются по результатам торговых процедур либо в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, – заявил Виктор Юрьевич. – Торговые процедуры представляют собой открытые аукционы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной либо муниципальной собственности, либо открытые конкурсы.
Открытые конкурсы проводятся по заявлениям субъектов предпринимательства, владеющих объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенной для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
А что прокурор?
Ситуацию с появлением «лысых пятен» в лесном фонде прокомментировал и Павел МИХАЙЛОВ, природоохранный прокурор Псковской области.
– Информация о лесах является общедоступной и размещается на официальных сайтах в сети «Интернет» органов госвласти, местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия в области защиты и воспроизводства лесов в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, – заявил Павел МИХАЙЛОВ. – Леса могут располагаться на землях лесного фонда, сельхозназначения и иных землях. Лесной фонд находится в федеральной собственности. Сейчас в области земли иных категорий, в основном сельхозназначения… поросли многолетними деревьями, идентичными лесному фонду.
Введённая в Лесной кодекс в 2018 году (вероятно, вот откуда корни растут! – Ред.) статья 123 предусматривает, что на сельхозземлях могут располагаться леса, которые «подлежат освоению в соответствии с целевым назначением таких земель».
Павел МИХАЙЛОВ заострил момент, что в Лесном законодательстве нет предписания о переводе сельхозземель в земли лесного фонда.
– Такой перевод в соответствии с п.5 ч.1 ст. 7 ФЗ №172… допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельхоздеятельности земель в лесной фонд, – заметил Павел Николаевич.
Постановлением Правительства РФ №1509 в 2020 году утверждено Положение. В соответствии с которым к лесам на землях сельхозназначения относятся насаждения площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным покровом более 75% площади всего участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8-1 м. Соответствующее заключение после обследования готовит Комитет по природным ресурсам и экологии региона. При этом лесозаготовка на землях сельхозназначения законом не предусматривается. Согласно п.п.25,26 Положения: «При вовлечении лесов на землях сельхозназначения в оборот, рубка лесных насаждений производится только при наличии проекта мелиорации».
– Однако даже при наличии культурно-технического проекта заготовка древесины на сельхозземлях производиться не может, так как проект предполагает только сжигание, измельчение и запахивание древесно-кустарниковой растительности, при расчистке такого участка для вовлечения его в сельхозоборот! – уточнил Павел МИХАЙЛОВ, природоохранный прокурор. – Таким образом рубка лесов на землях сельхозназначений признаётся незаконной и образует состав преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
Ждём итогов
А сейчас, вероятно, самое важное из озвученных ответов высоких государевых начальников.
По случаю вырубки леса в Палкинском районе в данный момент проводится прокурорская проверка. О её результатах будет сообщено дополнительно.
Подготовила
Гизела ДЕРЖАВИНА, Псков
«Курьеръ»: будем следить за ходом проверки и сообщим читателям, удалось ли привлечь к ответственности палкинских лесорубов в таких вот «дырявых» рамках нашего законодательства. Неужели и сейчас верна русская поговорка: закон что дышло – куда повернул, туда и вышло.
Источник фото: фото газеты "КурьерЪ"