Рязанка Екатерина Филиппова в детстве мечтала быть актрисой, но более 40 лет работает учителем французского языка

После февральских праздников я искал героиню новой статьи, которая должна выйти в номере накануне 8 марта – Международного женского дня. И вспомнил про Екатерину Филиппову – учителя французского языка в школе № 34.

При этом она еще и учитель года России, и народный учитель РФ, и почетный гражданин города Рязани. С Екатериной Алексеевной мы много раз пересекались на различных мероприятиях, но близко пообщаться не получалось. На днях в социальной сети «ВКонтакте» мы списались и договорились о встрече. И в четверг, 29 февраля, я приехал в школу, где мы, собственно, и поговорили.

Оказалось, что когда Екатерина Алексеевна сама еще была ребенком, то ни о какой карьере учителя и не помышляла. Она мечтала стать актрисой. Участвовала в школьных постановках, конкурсах чтецов и там побеждала. Мало того, недалеко от ее дома, который стоит на улице Кольцова и где она продолжает жить с самого детства, находится Театр юного зрителя. Туда девочка ходила с третьего класса, стараясь не пропускать ни одного спектакля, а потом получала удовольствие, обсуждая увиденное со своими товарищами. Поэтому Екатерина была уверена, что ее профессия должна быть связана с актерством, и никак иначе.

Но после школы, в 1973 году, Катя поступила в Рязанский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. Этот выбор был предсказуем, так как французский язык она углубленно изучала еще в своей родной школе № 6.

Там у меня был прекрасный педагог – учительница французского языка, – рассказывает моя собеседница. – Это такой артистичный человек. Ведь учитель должен быть артистичным, чтобы эмоциональнее передать детям все свои знания. Чтобы и вдохновить, и окрылить.

После института, в 1978 году, Екатерина по распределению поехала в село Купля Шацкого района. Это за 200 километров от областного центра. И стала там работать учителем французского и немецкого языков.

Поначалу я плакала, – вспоминает моя собеседница. – Ведь я была городской девочкой. А в деревне совсем другая жизнь. Дом с печкой и без удобств. Я даже не могла позвонить родным. О телефоне и речи не было. К родителям ездила только во время каникул. А три года спустя я снова плакала, но уже оттого, что надо было уезжать обратно в Рязань. Ведь у меня оставался мой класс – мои дети.

В Рязани молодому учителю французского пришлось ждать, когда появится хотя бы одна вакансия. Ведь это не самый распространенный язык в наших школах. И чтобы не терять время, Екатерина устроилась в любимый театр заведующей педагогической частью. Ее задачей было приобщать детей к этому виду искусства. С ребятами она проводила обсуждение спектаклей, попутно затрагивая и проблемы, которые волнуют школьников.

И вот наконец в 1985 году в школе № 34 освободилась вакансия учителя французского языка, и Филиппова сразу же согласилась ее занять. Екатерина Алексеевна трудится там и по сей день, а это без малого 40 лет!

Вы работали и в городе, и на селе. Есть различия? – спросил я.

Собеседница сказала, что различия, конечно, были. Дети из соседнего села добирались до школы пешком, но для них это было привычно. Они были более открытые, самостоятельные, можно сказать, более взрослые, чем городские. В городских школах было больше условий для развития.  А сейчас такой заметной разницы уже нет, современные технологии дали всем равные возможности.

В 1989 году с Екатериной Алексеевной случилась потрясающая вещь. Министерство просвещения отправило ее в командировку во Францию. И не на каких-то пару недель, а на два года.  Для того времени это было все равно что улететь в космос.

Я преподавала русский язык французским детям. Моей миссией было не просто сказать несколько слов по-русски – нужно было открыть русскую культуру и язык. И дети очень заинтересованно изучали наш язык. Они читали серьезные классические произведения: Булгакова, Пастернака. Когда в 1991-м я вернулась в Рязань, накопленный там опыт мне очень пригодился.

Девяностые стали настоящим испытанием для многих, в том числе для учителей. Было время, когда не платили зарплату вовсе или заменяли каким-либо товаром. Не выдержав безденежья, кто–то уходил из профессии. Но моя собеседница осталась на своем посту.

Когда ты знаешь свое дело и любишь его, то легче пережить трудности. Всегда помогает творчество, друзья и тот опыт, который тебе дарит профессия и твои любимые ученики.

Кстати, по ее словам, во Франции тогда тоже не все было спокойно, когда она там жила. То и дело происходили забастовки.

А как вы стали учителем года в 1996 году? – спросил я.

Прошла все этапы конкурсного отбора, – объяснила педагог. –  Сначала в школе, потом в городе, затем на областном уровне стала победителем. А потом испытание в Москве – и снова уроки, мастер-классы, пресс-конференция и наконец – финал. И уже в Москве, на сцене Молодежного театра объявили, что я учитель года, что было для меня полной неожиданностью. Награду вручал Виктор Антонович Садовничий – ректор МГУ.

В 2007 году Екатерине Алексеевне позвонили в школу и сообщили: «22 мая вы должны быть в Москве. Вам присвоили звание «народный учитель России».  Хорошо, что ее попросили присесть. Эта новость была для Филипповой настоящим сюрпризом, а сама последующая поездка в столицу волнительной. Ведь награду Екатерине Алексеевне в Кремле вручал сам президент России Владимир Путин.

А в 2013 году она стала почетным гражданином Рязани.

–  Я люблю наш город, – сказала она. – Когда я была во Франции в те сложные времена, мне предлагали там работать и жить. Но я не осталась. И причина только одна: Россия – моя родина, а Рязань – это мой город. А жить и работать надо только здесь.

Екатерине Алексеевне приходится много ездить с мастер-классами по области и стране. От Брянска до Камчатки. Она председатель регионального клуба «Учитель года», в который входят победители профессионального конкурса разных лет. Команда клуба – творческие учителя, готовые делиться своим опытом, не раз побеждавшие в различных состязаниях. Например, там Екатерина Алексеевна показывала мастер-класс под названием: «И жизнь, и слезы, и любовь». Он был подготовлен в связи с предстоящим юбилеем Александра Сергеевича Пушкина. Она соединила оперу французского композитора Жоржа Бизе «Кармен» и произведение великого русского поэта и писателя «Цыганы».

А расскажите про вашу методику?– попросил я.

Я обучаю ребят французскому языку через искусство и культуру двух стран, стараюсь найти подход к каждому ученику. Если с детьми работать творчески, то они открываются, – сказала собеседница. – Я люблю театрализацию, непосредственные ситуации, общение через диалог. В школе мы ставим сценки и пьесы на французском языке. Можем и спеть песню по-французски. Говорим и о живописи. Сейчас нужно много энергии, чтобы заинтересовать детей. Но когда они видят, что учитель отдает себя, искренне хочет делиться своими знаниями, то дети тоже включаются в эту работу. Современные дети, конечно, уже другие. Так как в обществе накопилось много агрессии. Но я стараюсь дарить детям радость и делать их счастливее.

А расскажите про личную жизнь? – попросил я ближе к концу нашей беседы.

По словам Екатерины Алексеевны, ее личная жизнь тесно переплелась с общественной и с профессиональной. У мужа режиссерское образование. Работал и в театре, и на телевидении. Они живут вместе почти тридцать лет. Сейчас он – преподаватель радиотехнического университета. Кстати, в первый раз они встретились в театре. «Мы с мужем «соратники», – смеется Екатерина Алексеевна.

Вместе создали несколько фильмов, посвященных, кстати, Рязани и рязанцам.  Один из них участвовал в конкурсе французского телевидения «Охота за сокровищами», другой – «Король из Рязани» – получил Гран-при на Всероссийском конкурсе «Мой город – моя Россия» в 2022 году. Он посвящен известному советскому актеру Эрасту Гарину, нашему земляку, уроженцу Рязани. Именно он сыграл короля в знаменитом советском фильме «Золушка» (1947 года).

Так что я счастливый человек, – подвела итог в конце беседы педагог. – Я люблю свою работу, семью, дочь. La vie est belle – жизнь прекрасна.

Николай СКРИПКИН, Рязань



подпишитесь на нас в Дзен