Ранним вечером 6 июля 2022 года жительница обычной курганской пятиэтажки услышала шум, доносившийся из соседней квартиры. Оттуда раздавались какие-то крики и слышны были удары. Поскольку время было еще почти дневное, она сначала не придала этому особого внимания. Однако все это продолжалось не меньше часа, и теперь уже крики были совсем истошными. Мужские голоса просили о помощи.
Тогда женщина с телефона своего сына позвонила в полицию и рассказала о случившемся. А через некоторое время всё неожиданно стихло, и сразу после этого подъехал наряд.
Сотрудники полиции, первыми оказавшиеся на месте происшествия, рассказывали, что в тот вечер они несли службу в составе автопатруля. Около 19 часов 30 минут из дежурной части поступил вызов: с такого-то адреса поступило сообщение о громких криках, «как будто кого-то бьют или пытают». Подъехав к дому, они позвонили в домофон и зашли в подъезд.
Когда поднимались на второй этаж, к ним вышел молодой человек лет двадцати, представившийся Виктором Назаровым. На площадке стоял ещё один парень, на вид ещё моложе первого. Назаров провёл патрульных в квартиру, где они смогли убедиться, что в помещении больше никого нет. После молодые люди вышли на улицу, а полицейские решили осмотреть подъезд.
Этажом выше, прислонясь к перилам, сидел мужчина лет сорока, сильно избитый. Он был в сознании, внятно пояснить ничего не мог. Рядом с ним на корточках сидел ещё один мужичок, испуганный и тоже с синяком под глазом. Он сбивчиво рассказал что его друга сильно избили. Тогда сотрудники полиции связались с медиками.
Бригада скорой помощи прибыла к месту вызова, при осмотре пострадавшего у него установили сотрясение головного мозга, перелом костей черепа, ушибы мягких тканей лица, грудной клетки. Мужчину погрузили в машину и доставили в ГБУ «Курганская БСМП».
Уже в больнице у пациента диагностировали ещё и переломы четырёх ребер слева с повреждением легких. Несмотря на тяжелые травмы, усилия медиков были не напрасными — уже через пару дней 38-летний Алексей Яковлев пришел в себя. Однако ещё почти весь июль ему пришлось провести в больнице.
В квартире, на которую указала вызвавшая полицию соседка, действительно проживал Виктор Назаров, хотя принадлежала она его родственникам. То, что потерпевшего избили именно там, подтверждал и его приятель, которому досталась всего пара тумаков, и он отделался лишь испугом.
Кроме того, в помещении, а в частности на кухне, видны были следы борьбы. Помимо разбросанной и сдвинутой мебели при осмотре места происшествия были найдены следы крови, принадлежащие потерпевшего. Также обнаружены и изъяты предметы, которыми предположительно наносились удары: дуршлаг, деревянная скалка и… резиновый фаллоимитатор.
Личность второго молодого человека, которого встретили на лестничной площадке полицейские, также была установлена. Им оказался 20-летний Олег Блажин, ранее уже судимый за кражу контейнера с мёдом на рынке. Именно он и стал подозреваемым в деле о нанесении тяжких телесных повреждений. Когда потерпевшему, ещё находившемуся в больнице, показали фотографию Олега, тот уверенно опознал в нем обидчика.
Когда Блажина задержали, он во всем сознался и дал подробные показания, которые по большому счету совпадали с тем, что впоследствии рассказали остальные участники событий. А вот сама ситуация, из-за которой всё и произошло, оказалась весьма неоднозначной.
Началось всё с того, что Виктор Назаров узнал от своей племянницы Ленки, с которой у него доверительные отношения, что неделю назад ей в соцсети написал какой-то мужик, которому, то ли 37, то ли 38 лет. Спрашивал какую-то банальщину, по типу «как дела?», «как настроение?» А девчонке-то всего пятнадцатый год. И хотя Ленка возраст на странице не указывала, но собеседнику сказала, что ей всего четырнадцать, на что он только отшутился.
И вот 6 июля Назарову вновь позвонила племяшка и рассказала, что тот тип ей опять написал, позвал погулять на улице, пообщаться. В ответ на это Виктор предложил Ленке приезжать к нему, и они решат, что со всем этим делать. Родственница прихватила с собой подружку и вскорости была уже у Назарова. Там же у Виктора гостил и Блажин, которого тоже посвятили в ситуацию.
Приятелей возмутило подозрительное поведение мужика, а больше всего разошелся именно Блажин, который говорил остальным, что надо хорошенько проучить этого любителя малолеток. Олег попросил у Ленки телефон, чтобы самому пообщаться с ним от её имени. Та согласилась.
В итоге Блажин пригласил этого самого Алексея в гости, назвав адрес, но, не указав квартиру. Сказал, что они с подружкой будут ждать у подъезда. Собеседник не заподозрил подвоха, уточнив, что возьмёт приятеля за компанию.
Блажин объяснил другу и девчонкам свой план. Дескать, он и Витька сейчас уходят на некоторое время. А когда придут гости, их надо провести в квартиру, а потом набрать его номер, хотя бы просто сделать дозвон и сбросить. Объяснив, как и кому надо поступать, Олег, а с ним и Виктор, вышли. Уже во дворе они встретили ещё парочку знакомых парней, которым рассказали о том, что надо бы наказать одного «мутного типа» и позвали с собой на всякий случай.
Из рассказа потерпевшего следует, что он приехал по адресу, который ему указали, вместе с другом Максимом, которому без подробностей рассказал, что знакомые девушки позвали пообщаться. Их действительно встретили у подъезда две девчонки, после чего они все поднялись в квартиру. Они сидели спокойно, обменялись дежурными фразами, выпили немного принесенного с собой пива, девушкам его не предлагали.
Буквально минут через пятнадцать, послышался звук открываемой ключом двери, и в квартиру ворвались сразу несколько молодых людей. Однако на кухне появился только один из них, и сразу же набросился на Алексея. Девчонки тут же куда-то убежали. Дальнейшее Яковлев практически не помнил до того момента, как очнулся в палате интенсивной терапии.
Как признавался сам Блажин, как только он проскочил на кухню, то сразу стал бить того мужика, из соцсети, которого узнал по фотографии. От ударов, нанесенных кулаками, тот сразу повалился на пол.
Потом в ход пошли скалка, дуршлаг, который сломался. А дальше бил уже взятым здесь же, на кухне, резиновым фаллоимитатором. Этой резиновой штукой, пока она не развалилась, он, как дубинкой, со всех сил лупил по лицу, шее и спине. К слову, каким образом именно на кухне под руку подвернулось столь специфическое изделие, осталось загадкой. Во всяком случае, в материалах приговора суда это не отражено.
Успокаивать впавшего в почти неконтролируемую агрессию Олега и Алексея, который громко кричал и звал на помощь, стал Виктор. Он же попросил пришедших с ними парней на всякий случай удалиться. Девчонки покинули квартиру ещё раньше. Валявшемуся в полубессознательном состоянии Алексею, и его напуганному товарищу стали выговаривать, что не стоит им, взрослым мужикам общаться с несовершеннолетними.
Потом Блажин взял у Яковлева его телефон и отошел в комнату. По его словам, он хотел найти какие-нибудь компрометирующие фото или переписку. Однако, к большой своей досаде, ни одной похабной картинки так и не увидел. Да и переписки в диалогах были совершенно непримечательные. Зато на глаза Олегу попалось уведомление о балансе кредитной карты. И тут Блажин решил воспользоваться тем, что телефон у него в руках. При помощи онлайн-банка и подтверждения через смс, он перевёл себе на счёт без малого 50 тысяч рублей.
Вернув гаджет в карман владельцу, Блажин помог ему подняться на ноги, а потом его вместе с приятелем выставили за дверь. А ещё через некоторое время в домофон позвонили сотрудники полиции.
Вопреки доводам защиты, судом не установлено, что со стороны потерпевшего имелась противоправность, либо аморальность поведения. «Как следует из показаний несовершеннолетней, в переписке он со своей стороны ничего противозаконного не писал, предлагал просто встретиться и пообщаться. На встречу он был приглашен самим подсудимым который самостоятельно вел переписку, в ходе которой предложил приехать потерпевшему по указанному им адресу. Таким образом, Блажин являлся инициатором встречи с потерпевшим», — (Цитата из материалов приговора суда. — Прим. авт.).
Действия молодого человека были квалифицированы судом как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия, а так же как кража с банковского счёта.
Приговором Курганского городского суда от 5 октября 2023 года по совокупности статей Олегу Блажину было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Кроме того суд постановил взыскать с Блажи- на в пользу потерпевшего 300 тысяч рублей в счет возмещения морального вреда.
Михаил Садоринг, г. Курган
(Все имена и фамилии участников событий изменены. — Прим. ред.)