Приграничное Синозерье и храм Невского в Пскове объединили копии киевских икон великих русских художников Васнецова и Нестерова!

Накануне Новолетия в библиотеке воинского храма Александра Невского журналисты народной газеты «КурьерЪ» отчитались перед слушателями Александро-Невских чтений о своём осеннем десанте в Синозерье Красногородского района. Поход этот подарил немало сенсационных открытий, о которых псковичи просто не знали или не задумывались

Историческая бомба: российские святыни и сегодня могут быть спрятаны на границе с Латвией. После революции, в 1922 году, именно сюда были вывезены (спасены) из закрытого псковской воинской Александро-невской церкви копии икон св. Ольги, Владимира, Александра Невского, написанные для Владимирского собора в Киеве великими русскими художниками Васнецовым, Нестеровым, Сведомским (читай «КрЪ», №42, 17 октября).

Материал получился эксклюзивным и назывался амбициозно «Катакомбы Синозерья». По горячим следам публикацию поддержали наши читатели, глава Красногородского района Валентина ПОНИЗОВСКАЯ, псковские пограничники, местные жители и Администрация Псковской области (очерк был подготовлен в рамках поддержки областной властью СМИ по патриотическо-туристической тематике). Но дальше дело не сдвинулось. Хочется верить, пока не сдвинулось...

Речь шла об исчезнувшем ныне и величественном ранее каменном храме Петра и Павла, построенном по проекту главного витебского архитектора Владимира КОРШИКОВА на берегу озера Синее, у самой латышской границы. К слову, автор проекта подарил нам в Полоцке грандиозный собор Евфросинии Полоцкой  в одноимённой обители.

Псковские иконы-картины спас настоятель храма из Синозерья Дмитрий ФРИДРИХ, когда привёз их к себе. Старожилы, в частности Почётный гражданин Великих Лук Ольга Ильинична ВАСТЕНКОВА (АНДРЕЕВА), рассказывали 12 лет назад автору этих строк про расписные стены, про море красивых икон и общее благолепие церкви. Последняя к середине 30-х годов была закрыта, после войны разобрана на плотину в реке Синей и крестьянские печи, а колокольня взорвана. Однако, при всём этом вандализме, до сих пор уцелели полутораметровой высоты подземелья, которые облицованы карельским гранитом.

Именно этой осенью участники десанта и обнаружили пустоты в катакомбах с помощью поисковых рамок. Внутри могут находиться если не фрагменты иконостаса, то церковные реликвии, которые прямо или косвенно связывают синозерский и псковский храмы. Согласитесь, сбросить такое со счетов было бы сейчас непростительно.

Во время встречи в библиотеке журналисты предложили организовать совместный десант к поруганной, но ещё живой святыне с участием псковичей, александроневцев, красногородцев, пограничников и жителей бывшей Синозерской округи. При этом, если не обустроить на кордоне  выездной форпост от воинского храма, то проложить маршрут для православных паломников и экстремального туризма – в пику тем же прибалтийским соседям, усиленно расчищающим свою территорию в пограничной зоне и запускающим, со слов местных жителей, в нашу сторону дроны.

Ну, а на российской можно и нужно провести субботник по расчистке стен полутораметрового фундамента, пригласить археологов, установить с поисковиками место довоенной заставы, поставить пограничный знак, баннеры... Словом, сделать данное заброшенное  место обитаемым и намоленным, а это  уже непаханое поле для паломников и настоящих волонтёров.

Слушатели библиотеки воинского храма поддержали синозерско-александроневский бросок. Особенно понравилась идея духовного единения двух святынь через наших великих художников и иконописцев. Журналистов связали с молодыми казаками храма, которые изъявили желание участвовать в этом добром весенне-летнем десанте.  А вот, что из этого получится, покажет время.

ОТ АВТОРА: ждем от наших читателей, специалистов, представителей власти и военных встречных предложений по Синозерью-2024. Хочется верить, что вода и добрые дела камень точат!